V.I. Pokrovsky and innovation activities of the Department of Epidemiology and Evidence-Based Medicine, I.M. Sechenov First Moscow State Medical University


Briko N.I.

I.M. Sechenov First Moscow State Medical University, Ministry of Health of Russia
The paper outlines the brief results of activities of the Department of Epidemiology and Evidence-Based Medicine in the past 15 years. It gives data on V.I. Pokrovsky’s contribution to the innovation development of the Department’s teaching, methodological, and scientific activities.

1 апреля 2014 г. исполняется 85 лет Валентину Ивановичу Покровскому, доктору медицинских наук, профессору, академику РАН, почетному заведующему кафедрой эпидемиологии и доказательной медицины Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова. В.И. Покровский со­единил в себе талант клинициста-инфекциониста, эпидемиолога, научного исследователя, организатора здравоохранения и медицинской науки, педагога.

Путь Валентина Ивановича как преподавателя начинался на кафедре инфекционных болезней I Московского медицинского института. Еще будучи клиническим орди­натором кафедры он разрабатывает методы клинико-лабораторной диагностики и лечения антибиотиками больных тифо-паратифозными за­болеваниями, что в 50-е годы прошлого столетия имело большое значение в борьбе с этой широко распространенной инфек­цией. По результатам исследований вскоре им бы­ла успешно защищена кандидатская диссертация. Уже в то время, будучи молодым преподавателем, он восхищал студентов и сотрудников кафедры высоким профессионализмом, умением работать с больными и четкостью изложения материала. Но особенно яр­ко его талант педагога раскрылся после того, как он в Московском медицинском стоматологическом институте орга­низовал курс, а затем в 1965 г. – кафедру инфекци­онных болезней с курсом эпидемиологии.

Практически с этого времени начинается долгий путь Валентина Ивановича в эпидемиологию, с которой он связал свою жизнь. В 1968 г. Валентин Иванович назначен заместителем директора, а в 1971 г. – директором Центрального НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора, который он возглавляет до настоящего времени. С 1987 по 2006 г. В.И. Покровский являлся Президентом РАМН. Однако он никогда не забывал свою alma mater и мысли о работе в Московской медицинской академии (ММА) им. И.М. Сеченова нередко посещали его. В 1997 г. В.И. Покровский возглавил кафедру эпидемиологии этого старейшего учебного заведения страны.

Валентин Иванович по своей сути является новатором, и с его приходом на кафедре активизировалась как педагогическая, так и научная деятельность коллектива. Он является автором ряда основополагающих статей по вопросам совершенствования преподавания эпидемиологии в медицинских вузах, неоднократно выступал на совещаниях ректоров, коллегии Министерства здравоохранения, съездах Всероссийского научно-практического общества эпидемиологов, микробиологов и паразитологов (ВНПОЭМ).

С 1997 по 2009 г. В.И. Покровский являлся председателем проблемной Учебно-методической комиссии по эпидемиологии. На ее заседаниях определяются стратегические направления совершенствования преподавания эпидемиологии. Сегодня задачей кафедр эпидемиологии является подготовка специалистов-эпидемиологов нового поколения, владеющих всем спектром эпидемиологических исследований в области как инфекционной, так и неинфекционной патологии, способных выявлять причины и факторы риска заболеваемости населения и разрабатывать научно обоснованные направления профилактики болезней человека.

В связи с этим кафедрой эпидемиологии ММА им. И.М. Сеченова под руководством В.И. Покровского была поставлена задача разработать учебно-методический комплекс, включающий образовательные программы и руководство к практическим занятиям по новому курсу: «Общая эпидемиология с основами доказательной медицины», с учетом современных требований к преподаванию эпидемиологии в Европе и мире. Анализ программ преподавания эпидемиологии специалистам различного профиля в отдельных странах Европы и в мире показал, что эпидемиология традиционно входит в магистерские программы подготовки врачей лечебного и профилактического профиля, врачей-стоматологов), медицинских сестер и др. Кроме этого, во многих странах существуют магистерские программы по специальности «Эпидемиология». В дополнение к классическим магистерским программам все более широко развивается додипломное образование и докторские программы по эпидемиологии.

В структуре современной эпидемиологии можно выделить модули, являющиеся по сути отдельными дисциплинами, такие как «общая эпидемиология», «эпидемиология инфекционных болезней», которая в свою очередь также делится на общую и частную, «военная эпидемиология», «эпидемиология неинфекционных болезней». При этом в эпидемиологию инфекционных болезней входят «вакцинология», «дезинфектология», «паразитология», которые также являются по большому счету отдельными дисциплинами. В последние годы сформированы такие направления, как госпитальная эпидемиология и клиническая эпидемиология.

Нами (коллективами ведущих кафедр эпидемиологии страны) под руководством В.И. Покровского разработана и утверждена Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Национальная концепция профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи. В ней определены стратегические направления деятельности и тематика научных исследований по основным положениям Концепции. Сегодня стоит задача разработать национальную программу реализации концепции.

Важнейшим итогом последних десятилетий можно считать тот факт, что эпидемиология сохранила и укрепила свою целостность и самостоятельность как медицинская наука, не была «растащена» по другим дисциплинам и не превратилась исключительно в методологию медицины. Она четко позиционирована как интегративная и фундаментальная наука в области профилактической медицины. Новый паспорт научной специальности «Эпидемиология», подготовленный под руководством В.И. Покровского, можно рассматривать как символ консенсуса в отечественной эпидемиологии.

К сожалению, такое целостное восприятие эпидемиологии как медицинской науки, предметная область которой включает всю патологию человека – и инфекционную, и неинфекционную – не нашло пока понимания и официального воплощения в практической деятельности эпидемиологов ни в органах и учреждениях Роспотребнадзора, ни в органах и учреждениях здравоохранения. Уже сложился и растет разрыв между эпидемиологией как наукой и эпидемиологией как практической деятельностью. Нарастают проблемы и в образовательной сфере – мы учим эпидемиологии в ее современном международном понимании и роли в медицине, а на практике наши выпускники сталкиваются с другим положением в практической медицине.

Методологической основой доказательной медицины являются эпидемиологические исследования, что подчеркивает значимость и необходимость преподавания эпидемиологии в медицинских вузах и подготовки специалистов-эпидемиологов. Результаты проведенного анализа были использованы для разработки программ нового курса по общей эпидемиологии с основами доказательной медицины для студентов медико-профилактических и лечебных факультетов, утвержденной Минобрнауки России. Для ее реализации сотрудниками кафедры подготовлено учебное пособие «Руководство к практическим занятиям по общей эпидемиологии с основами доказательной медицины» (под редакцией В.И. Покровского и Н.И. Брико), выпущенное издательской группой «ГЭОТАР Медиа». Данное руководство стало первым в нашей стране, оказалось чрезвычайно востребованным и актуальным и выдержало уже два издания.

В руководстве изложены материалы, направленные на приобретение студентами базисных знаний и умений при организации и проведении эпидемиологических исследований и использовании прин­ципов доказательности в принятии обоснованных решений по проведению профилактических и противоэпидемических мероприятий. Особое внимание уделено специфике эпидемиологических исследований инфекционной и неинфекционной патологии, а также оценке эффективности и безопасности лечебных, профилактических средств и мероприятий, диагностических и скрининговых исследований. Для внедрения навыков поиска и критического анализа информации приведена методология работы с источниками доказательной информации, базами данных, информационными системами, принципы составления систематических обзоров и мета-анализа.

Доказательная медицина является результатом соединения разных методологических подходов в медицине, прежде всего эпидемиологического и клинического. Они являются взаимно обогащающими, поскольку преследуют общую цель – установить причины болезней и создать эффективные средства лечения и профилактики. При этом методологической основой доказательной медицины являются эпидемиологические исследования, что подчеркивает значимость и необходимость преподавания эпидемиологии в медицинских вузах и подготовки специалистов-эпидемиологов.

Широкое применение эпидемиологических исследований в клинике на рубеже 80–90-х годов ХХ века привело к формированию так называемой «клинической эпидемиологии», задачей которой первоначально явилась разработка методологических основ, принципов и методов проведения клинических исследований. В последующем границы клинической эпидемиологии значительно расширились и объектом ее исследований стал больной человек. Формирование клинической эпидемиологии связано с потребностью расширения научной базы медицинской практики, желанием дать эпидемиологическое обоснование принятию клинических решений в области диагностики, лечения и профилактики в отношении конкретного больного, основываясь на данных популяционных исследований. Задачей клинической эпидемиологии прежде всего является разработка эпидемиологически обоснованных клинических рекомендаций и стандартов диагностики, развития, прогноза течения болезни, методов лечения и профилактики. Данные, получаемые в эпидемиологических исследованиях, применимы также для эпидемиологического обоснования профилактических программ в отношении инфекционных и неинфекционных болезней

Эпидемиологические исследования помогли установить роль курения в развитии рака легкого, расшифровать ряд распространенных генетических заболеваний крови, изучить распространенность сердечно-сосудистых и профессиональных заболеваний, разработать профилактические программы и, наконец, сформировать государственную политику охраны здоровья населения. Поэтому вполне закономерно в паспорте ВАК РФ научной специальности 14.02.02 «Эпидемиология» среди направлений исследования имеются и такие, как «использование эпидемиологических методов исследования для изучения закономерностей возникновения, распространения и прекращения массовой заболеваемости людей неинфекционными болезнями во взаимосвязи с их биологическими, природными и социальными детерминантами» и «разработка и усовершенствование методов».

Междисциплинарность целого ряда проблем выдвигает необходимость активного внедрения в учебный процесс интегративных дисциплин по выбору. Учитывая, что профилактика социально значимых болезней, таких как ВИЧ-инфекция, инфекции, передаваемые половым путем и туберкулез, является задачей специалистов лечебной и профилактической служб (врачей эпидемиологов и клиницистов), нами (кафедрами эпидемиологии и доказательной медицины, инфекционных болезней, микробиологии, вирусологии и иммунологии, и фтизиопульмонологии) совместно разработаны интегративные дисциплины по выбору «Актуальные вопросы ВИЧ-инфекции» и «Эпидемиология и профилактика туберкулеза». Совместно с кафедрой кожных и венерических болезней создан учебно-методический комплекс «Клиника, эпидемиология и профилактика болезней, передаваемых половым путем».

Под руководством В.И Покровского впервые созданы комплексные междисциплинарные учебники «Инфекционные болезни и эпидемиология» (3 учебника) для использования на разных уровнях подготовки медицинских работников – медицинских сестер и фельдшеров, специалистов с высшим образованием по специальности «Сестринское дело», врачей по специальности «Лечебное дело», а также контрольные тестовые задания.

Все вышеперечисленные образовательные материалы в настоящее время широко используются в учебном процессе в медицинских вузах, училищах и колледжах Российской Федерации. Результаты проделанной работы вносят существенный вклад в совершенствование среднего и высшего медицинского образования в стране и являются необходимым условием процесса интеграции в европейскую систему высшего и среднего медицинского образовании. Вполне закономерным явилось присуждение в 2009 г. коллективу авторов под руководством В.И. Покровского премии Правительства Российской Федерации в области образования.

За последнее время кафедрой эпидемиологии была проведена большая работа по совершенствованию Государственного образовательного стандарта по специальности «Медико-профилактическое дело», являющегося основой системы подготовки выпускников. По инициативе Валентина Ивановича Покровского данный вопрос неоднократно обсуждался на заседаниях Проблемной учебно-методической комиссии по эпидемиологии, председателем которой он является. Были разработаны конкретные предложения по содержанию нового Государственного стандарта. Под руководством В.И. Покровского в рамках заседаний Проблемной учебно-методической комиссии по эпидемиологии проведен ряд всероссийских мероприятий:

  • конференция, посвященная 100-летию со дня рождения И.И. Елкина (25 октября 2003 г.);
  • конференция по обмену опытом преподавания эпидемиологии в медицинских ВУЗах страны (16 апреля 2004 г.);
  • заседание Проблемной комиссии с обсуждением вопросов преподавания эпидемиологии в свете подписания Болонской декларации (9 июня 2005 г.);
  • 75 лет кафедре. Всероссийская конференция «Эпидемиология – основа доказательной медицины» (20 октября 2006 г.);
  • 80 лет кафедре. Всероссийская конференция «Актуальные проблемы эпидемиологии на современном этапе» (13–14 октября 2011 г.)

В итоговом документе саммита «Большой восьмерки», проходившем впервые под председательством России, одной из главных тем обозначена борьба с инфекционными болезнями, представляющими глобальную опасность. Широкое использование в учебном процессе разработанных уникальных комплексных междисциплинарных материалов несомненно будет способствовать решению этой задачи.

На сегодняшний день достаточно остро стоят задачи изучения и внедрения мирового опыта подготовки специалистов при сохранении и умножении отечественных традиций преподавания эпидемиологии. Преподавание должно быть построено на фундаментальных основах дисциплины, учитывать преобразования в практической сфере, ориентироваться на перспективу, отражать тенденции развития эпидемиологии как науки, медицины и общества в целом.

В соответствии с новым ГОСТом, подготовка эпидемиологов должна быть ориентирована на формирование профессиональных компетенций специалиста, необходимых в будущей профессиональной деятельности. В последние годы существенно расширился спектр направлений профессиональной деятельности в области эпидемиологии и имеются существенные различия в ее содержании в зависимости от места будущей работы эпидемиологов. Профессиональные компетенции должны быть сформированы для работы в органах и учреждениях Роспотребнадзора, медицинских организациях Минздрава России, эпидемиологических отделах и отделах иммунопрофилактики министерств и департаментов здравоохранения, научно-исследовательских институтах эпидемиологического профиля Роспотребнадзора, РАН, Минздрава России, эпидемиологических отделах и специализированных медицинских центрах, осуществляющих работу по изучению эпидемиологии и профилактике неинфекционных болезней, центрах здоровья и др. В связи с этим еще большее значение приобретает координация среднего медицинского образования, дипломной и постдипломной подготовки специалистов в соответствии с потребностями здравоохранения. Сегодня возникла проблема с подготовкой среднего медицинского персонала профилактического направления (помощник эпидемиолога, дезинфектолога и др.). Число подобных специалистов резко сократилось в последние годы, а потребность в них велика, как в учреждениях Роспотребнадзора, так и в медицинских организациях.

Подготовка компетентного специалиста требует, помимо рутинных психолого-педагогических технологий (тестовый контроль, решение ситуационных задач, работа в малых группах, деловые игры, выполнение индивидуальных самостоятельных работ и др.), широкого внедрения и активного использования в учебном процессе компьютерных технологий и интерактивных (в том числе дистанционных) форм обучения. Студент обязан уметь работать со статистическими пакетами, базами данных и информационными системами. Особенно важно будущим эпидемиологам владеть информационными и компьютерными технологиями. На кафедрах эпидемиологии следует организовать учебные классы, снабженные современным компьютерным и программным обеспечением по отработке студентами медико-профилактических факультетов практических умений для осуществления эпидемиолого-диагностической деятельности. На кафедре эпидемиологии и доказательной медицины Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова ведется работа по созданию таких учебных классов, позволяющих организовывать симуляционный курс по проведению ретроспективного и оперативного эпидемиологического анализа. На сегодняшний день создана учебная база данных, включающая реальные данные о заболеваемости инфекционными болезнями за 15 лет по различным субъектам Российской Федерации и по Москве. Сформирован файл-генератор заданий для проведения занятий со студентами по методикам проведения ретроспективного эпидемиологического анализа, в том числе с использованием компьютерной обработки данных.

Вопросам отработки практических умений посвящено специальное заседание Учебно-методической комиссии по эпидемиологии изменилось название, так как, с нашей точки зрения, целесообразно создание Всероссийского центра по отработке практических умений в области эпидемиологии.

Для отработки умений и навыков коллективом кафедры разработаны и изданы:

  • «Руководство к практическим занятиям по эпидемиологии инфекционных болезней» (2005, 2007);
  • «Руководство к практическим занятиям по общей эпидемиологии с основами доказательной медицины» (2008, 2012);
  • «Эпидемиологическая хрестоматия» (2011).

Эти учебные пособия, помимо информационного материала, содержат тестовые задания и ситуационные задачи для изучения всех видов деятельности врача-эпидемиолога. В 2013 г. по инициативе нашей кафедры разработан и издан первый межкафедральный учебник по эпидемиологии для студентов медико-профилактических факультетов. Также разработан и издан межкафедральный сборник тестов и ситуационных задач.

Эпидемиологические исследования неинфекционных болезней проводятся главным образом научными учреждениями клинического профиля: онкологическими, кардиологическими, психиатрическими и т. д. В научном плане эпидемиология неинфекционных болезней представлена исследованиями по отдельным нозологиям или группам неинфекционных болезней, проводимыми чаще всего не эпидемиологами, а исследователями других специальностей, поэтому такие исследования в основном носят фрагментарный характер и не лишены методологических ошибок. Кроме того, эпидемиология большинства неинфекционных болезней в основном носит описательный характер, тогда как их причины и патогенез изучены недостаточно. Лишь для некоторых групп болезней, в частности сердечно-сосудистых, разработаны общие гипотезы, объясняющие причины и механизм их распространения, и разработаны некоторые профилактические программы. В этом отношении нам предстоит большая работа.

Не менее важной задачей является разработка концепции преподавания эпидемиологии неинфекционных болезней и методическое обеспечение данного модуля, а именно создание учебных пособий как для студентов, так и для преподавателей. Модуль «Эпидемиология неинфекционных болезней» вошел в образовательную программу и учебник по эпидемиологии для студентов по специальности «Медико-профилактическое дело». На сегодняшний день заканчивается работа по созданию единого учебно-методического комплекса по данному модулю с выделением 5 основных тем: эпидемиология и профилактика сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний, поведенческих и психических расстройств, экологически обусловленных заболеваний, сахарного диабета.

По каждой теме разрабатываются примерные лекции, тесты, ситуационные задачи, учебное пособие, методические рекомендации для преподавателей и студентов. Эта работа ведется в рамках Учебно- методической комиссии по эпидемиологии совместно педагогическими коллективами кафедр Первого МГМУ им. Сеченова, Омской, Пермской, Кемеровской и Нижегородской медицинских академий, Северо-Западного медицинского университета. Такая интегративная деятельность позволит выработать единый методологический подход к преподаванию довольно сложного и нового для нас раздела эпидемиологии. Раздел «Эпидемиология неинфекционных болезней» включен сегодня в состав обязательных дисциплин образовательных программ подготовки по специальности «Эпидемиология» в интернатуре, ординатуре и аспирантуре.

Вместе с тем практический аспект эпидемиологии неинфекционных болезней по-прежнему остается в наиболее удручающем положении. В структуре органов и учреждений Роспотребнадзора и здравоохранения отсутствуют подобные специалисты. Сфера их деятельности может быть представлена в отделах социально-гигиенического мониторинга, центрах медицинской профилактики и центрах здоровья. И, к сожалению, пока эпидемиология неинфекционных болезней не нашла признания в государственных структурах, осуществляющих санитарно-эпидемиологический надзор. Аналогичная ситуация и в отношении клинической эпидемиологии. Наибольший прогресс достигнут в части преподавания данного раздела эпидемиологии. За последние годы сотрудниками кафедры эпидемиологии и доказательной медицины Первого МГМУ им. Сеченова разработана и изданы примерная типовая программа и соответствующие учебные пособия по преподаванию клинической эпидемиологии и доказательной медицины. Основная задача, которая стоит перед нами сейчас – закрепить доказательную медицину и клиническую эпидемиологию за сферой эпидемиологии на национальном уровне. Методические и содержательные вопросы преподавания клинической эпидемиологии недавно были обсуждены на специальном заседании Учебно-методической комиссии по эпидемиологии, материалы совещания опубликованы в средствах массовой информации и отправлены с целью информирования всех медицинских ВУЗов страны в Министерство здравоохранения РФ. Расширение преподавания и исследований по клинической эпидемиологии в различных сферах медицинской науки и практики и повышение их качества – одна из наших задач ближайшего будущего.

В 2008, 2010, 2012 и 2014 гг. коллектив кафедры под руководством Валентина Ивановича Покровского выиграл конкурсы на право получения государственной поддержки научных исследований, проводимых ведущими научными школами Российской Федерации.

В 2008–2012 гг. коллектив научной школы академика РАМН В. И. Покровского выполнял работу в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007– 2012 годы» по теме «Разработка инновационных технологий эпидемиологического надзора и профилактики инфекционных болезней». Научные исследования кафедры в настоящее время проводятся по теме «Оптимизация системы эпидемиологического надзора и профилактики наиболее распространенных инфекционных и неинфекционных заболеваний». Целью данной работы является разработка новых технологий научно-методического обеспечения и организации эпидемиологического надзора, диагностики и профилактики наиболее актуальных инфекционных и неинфекционных болезней.

Стратегия развития здравоохранения и науки до 2025 г. включает также активное развитие вузовской науки и привлечение учащейся молодежи к проведению научных исследований. Выпускники должны быть подготовлены к проведению не только рутинных эпидемиологических исследований, но и научных, чему будет серьезно способствовать выполнение научно-исследовательской работы, которая является обязательной для студентов медико-профилактического факультета. Серьезного развития требует такая форма, как работа в научных студенческих кружках, проведение студенческих конференций и олимпиад. 16–17 мая 2013 г. мы провели первую Всероссийскую олимпиаду по эпидемиологии. Научный студенческий кружок кафедры (руководитель – доцент Н.Н. Цапкова) признан лучшим в Первом МГМУ им. Сеченова в 2012–2013 гг.

Валентин Иванович Покровский является неординарным человеком, заслуженно пользуется огромным авторитетом, снискал к себе всеобщую любовь и уважение. Несмотря на большую занятость, он находит время выслушать каждого, кто приходит к нему за советом, помочь и ободрить в трудную минуту.

Свое 85-летие Валентин Иванович Покровский встречает в расцвете творческих сил, окруженный уважением и любовью многочисленных учеников. Поздравляя В.И. Покровского с юбилеем, желаем ему здоровья и осуществления дальнейших творческих и жизненных планов.


About the Autors


For сorrespondence:
Prof. Briko Nikolai Ivanovich, MD; Acad. of the Russian Academy of Medical Sciences; Head, Department of Epidemiology and Evidence-Based Medicine, I.M. Sechenov First Moscow State Medical University
Address: 8, Trubetskaya St., Build. 2, Moscow 119991
Telephone: (8-499) 248-04-13
E-mail: briko@mma.ru


Similar Articles


Бионика Медиа