History of epidemiology as a portrayal of the most important debates in medicine


Dalmatov V.V., Briko N.I., Stasenko V.L.

Omsk State Medical Academy; I.M. Sechenov First Moscow State Medical University
The paper considers the development of epidemiology as a basic scientific discipline in the context of the most important famous debates in the history of medicine on the problems of causality and on the limits of the subject area of epidemiology: between the supporters of miasmatic and contagious conceptions on the causes and nature of epidemics; on a pen-tube dispute; on monocausality in medicine and the ways of development of present-day Russian epidemiology.

Обычно сведения об истории науки мы получаем из отечественных учебников и руководств. Как правило, сведения эти очень краткие и отражают достижения отечественной науки и называют имена отечественных корифеев [1–4]. В этом нет ничего плохого, но следует признать, что наука не имеет
национальности, можно говорить лишь о национальном вкладе в мировую науку. Следует отметить, что российский вклад в мировую эпидемиологическую науку значителен. По выражению Д.К. Заболотного: «У нас есть, что написать на знамени борьбы с эпидемиями» [5].

История становления и развития эпидемиологии как фундаментальной медицинской науки, профилактического направления изучена далеко не полностью и нет трудов, которые бы сколько-нибудь полно отражали процесс развития науки эпидемиологии. Нет однозначного ответа на вопрос:
является ли история науки неотъемлемой ее частью (разделом), так же как и предметом другой науки – истории медицины. На этот вопрос мы отвечаем так: история эпидемиологии должна быть одним из направлений (областей) исследования самой науки, что нашло отражение в новой редакции отечественного паспорта научной специальности 14.02.02–эпидемиология [6]. Это необходимо, во-первых, потому, что исторический метод уже давно интегрирован в эпидемиологию и в ряде
руководств имеет место такое понятие, как «историческая эпидемиология». Кроме того, при изучении истории науки используется не только исторический, но и вся совокупность эпидемиологических методов, а эту деятельность способен осуществлять только специалист-эпидемиолог.

История науки должна отражать динамику представлений о каждом из трех наукообразующих компонентов: предмете, методе и цели науки. На начальном этапе формирования науки первичная роль, несомненно, принадлежала ее предмету. Такие яркие трагические события, как «внезапное
пришествие» в население «моровых», «повальных» болезней, не могли не обратить на себя внимание древних исследователей. Далее постепенно стал формироваться научный метод изучения эпидемий и была сформулирована цель науки – борьба с эпидемиями.

В последующем между этими компонентами сложилась тесная диалектическая связь: совершенствование метода изменяло представление о предмете, что в свою очередь для дальнейшего

познания требовало модернизации метода. Накопленные знания меняли цель эпидемиологии – от борьбы с эпидемиями до амбициозных задач – полной ликвидации инфекций.

Компоненты, составляющие содержание предмета эпидемиологии, претерпели эволюцию в понимании их сущности, в частности, причинность, механизм развития и эпидемиологические проявления. Менялись представления и терминология о содержании и сути самого предмета – от эпидемии, к эпидемическому процессу и, наконец, популяционному уровню организации патологии и здоровья человека (заболеваемости населения и общественного здоровья). Особое место в развитии эпидемиологии занимает эволюция эпидемиологического метода исследования, ставшего ценнейшим достоянием современной медицины.

Отдельного рассмотрения в историческом аспекте заслуживают процессы дифференциации и интеграции эпидемиологии в медицине, определившие ее роль и место в современной структуре медицинских наук, а также появление новых разделов эпидемиологии – госпитальная, клиническая,
молекулярная и др.

Несомненный интерес представляют исторические знания о развитии противоэпидемических средств и мероприятий, а также системы организации противоэпидемической помощи населению.

Кроме того, история науки должна отдавать дань уважения и вписывать навечно на свои страницы имена выдающихся деятелей науки, внесших весомый позитивный вклад в ее развитие.

История эпидемиологии должна запечатлеть величайшие научные дискуссии и интеллектуальную борьбу мнений, которые красной нитью проходили через всю историю науки и рождали истину.

Это далеко не полный перечень вопросов, на которые должна дать ответы история эпидемиологии, в сфере научных исследований.

Где начало эпидемиологии? Простой ли это вопрос? Любая наука начинается с эмпирических описаний ее предмета:
– первые упоминания об эпидемиях содержатся в древних египетских папирусах Аменофиса I, датированных 3790–3710 гг. до н.э. (оспа) [1, 7, 8];
– в папирусе, относящемся к царствованию Низарха V (2400 г. до н.э.), представлено описание проказы [7];
– в библии дано описание бубонной чумы, относящееся ко времени исхода евреев из Египта (1320 г. до н.э.), а также имеются сведения о проказе [8];
– Гомер в стихотворной форме описал массовые болезни, напоминающие чуму, сибирскую язву и бешенство [8];
– Сусрута (Sousrutas) в индийской энциклопедии дает описание заболеваемости дизентерией и холерой (vishuka) [7, 9];
– в других древних источниках находим описание туберкулеза, оспы, сибирской язвы, бешенства, лейшманиоза и других болезней. По словам выдающегося российского эпидемиолога В.А. Башенина, «у египетской мумии, похороненной в 1200 г. до н.э., найдена везикулезная сыпь натуральной оспы, у мумии за 1000 лет до н.э. – туберкулез позвонков, а у погребенных жителей Перу – лейшманиоз» [7].

Можно ли считать, что эпидемиология так «стара»?

Существует практически единодушное мнение о том, что реальная история эпидемиологии берет начало от Гиппократа II Великого, сына Гераклита, внука Гиппократа I, потомка в 17-м поколении «божественного» Асклепия.

Ряд историков придерживаются мнения, что Гиппократ (460–377 гг. до н.э.) в своих трудах смог обобщить знания и опыт, накопленные его выдающимися предками. Гиппократа считают «отцом научной медицины», включая и эпидемиологию. Дело в том, что Гиппократ оставил «некоторую совокупность накопленных знаний» в области эпидемиологии, сформулировал одну из первых концепций о причинности в медицине и эпидемиологии (конституционально-миазматическая), ввел термин «эпидемия» (массовые заболевания среди людей), тем самым заложив основы эпидемиологии как науки в трудах «О воздухах, водах и местностях» и «Семь книг об эпидемиях» [1, 7, 8, 10, 11].

Среди великих дискуссий, происходивших на протяжении истории развития эпидемиологии, следует особо отметить следующие четыре: между сторонниками миазматической и контагиозной концепций о причинах и сути эпидемий; «спор пера и пробирки»; о монокаузальности и причинности в медицине; о путях развития отечественной эпидемиологии в современный период.

Первая величайшая дискуссия – сторонников миазматической и контагиозной концепций о причинах и сути эпидемий – продолжалась более 20 веков – с IV века до н.э. до начала XIX века. Обе эти древние концепции внесли важный вклад в современное понимание причин, формирующих патологию людей:
– болезнетворные факторы являются компонентами внешней среды;
– существуют болезни, предаваемые от человека к человеку.

Сторонники контагиозной концепции утверждали, что причиной развития эпидемий является распространение среди людей живого болезнетворного агента – эту точку зрения высказал величайший философ Греции Аристотель (IV век до н. э.), историк, военачальник Фукидид (V век до н.
э.), в дальнейшем она нашла последователей в Древнем Риме. Марк Теренций Варрон (116–27 гг. до н. э.) назвал этого агента «Contagium vivum» [8].

В 1598 г. испанским врачом Angelerio при описании эпидемии чумы впервые был введен термин (понятие) «эпидемиология» [12], а в 1802 г. Хуан де Вильяльба (Juan de Villalba) издал в Мадриде книгу об истории эпидемий в Испании, назвав ее «Испанская эпидемиология» [13]. XVIII–XIX века – это период наиболее ожесточенных споров между сторонниками крайних взглядов в объяснении природы эпидемий.

Российский врач Д. Самойлович [Данила Самойлович Сущинский (Сушковский), 1744–1805], которого считают основоположником отечественной эпидемиологии, отстаивал контагиозную теорию многих болезней: «Яд оспы, сифилиса, проказы, чумы, кори и др. переходит с одного человека на другого через посредство контагия, а не передается подобно духу» [7, 8]. Его единомышленниками в России в XIX веке были Устин Евдокимович Дядьковский (1784–1841) и Аким Алексеевич Чаруковский (1798 – 1848).

Противник этих воззрений французский врач Мак Леан (Маклеан, 1818) придерживался мнения, что «контагиозная гипотеза – это пагубная ошибка, проистекающая из мистификаций Фракасторо, опубликовавшего свою работу в 1546 г. по предложению папы Павла III, чтобы убедить членов собора перенести место своих обсуждений», а его соотечественник А.В. Сlot в 1866 г. опубликовал работу
«Последнее слово о неконтагиозности чумы» [8].

Завершающим этапом этой затянувшейся дискуссии была «схватка» двух «колоссов» Макса фон Петтенкофера и Роберта Коха. Однако уже к 1894 г., спустя 10(!) лет, Петенкоффер не отрицал открытого Кохом холерного вибриона. Р. Кох также пошел на примирение: «Теперь, когда Петтенкофер признал, что его «Х» и есть холерный вибрион, пришел конец борьбе между сторонниками разных взглядов на природу холеры» [8]. В то же время Кох признал, что ряд обстоятельств, которые пока неизвестны, могут менять эпидемический потенциал возбудителей, что показал в своей «Теории внутренней саморегуляции паразитарных систем» акад. В.Д. Беляков [1].

Великие бактериологические открытия конца XIX – начала XX века произвели революцию в медицине. Патология была разделена на инфекционную и неинфекционную. Появились новые медицинские науки: микробиология, клиника инфекционных болезней, иммунология, вирусология. Стало ясным,
что причиной многих эпидемий являются патогенные микроорганизмы. Началась повальная «охота за микробами». Бурное развитие микробиологии в этот период привело к стагнации классических эпидемиологических исследований. На рубеже XIX и ХХ веков эпидемиология как общемедицинская
наука завершила своё восхождение блестящими работами русских врачей. Работы Н.И. Тезякова, В.П. Успенского, А.И. Шингарева и др. следует отнести к классическим эпидемиологическим исследованиям, в которых осуществлялись выявление, измерение, описание заболеваемости и анализ её проявлений, при этом исследовалась совокупная заболеваемость (инфекционная и неинфекционная) и лишь затем изучалась её структура, а главная цель состояла в получении достоверных знаний о причинах высокой заболеваемости и смертности населения в наиболее неблагополучных уездах [8].

Дискуссия этого периода касалась путей дальнейшего развития эпидемиологии: первый путь совершенствования классического эпидемиологического метода по изучению механизмов формирования заболеваемости или она в своем развитии будет опираться только на микробиологические исследования. Дискуссия получила название: «Спор пера и пробирки». В то время победила «пробирка».

В.Д. Беляков оценил этот период как «спад эпидемиологии и развитие микробиологии» [1, 8]. Однако следует дать и более оптимистическую оценку событиям первых десятилетий великих бактериологических открытий. В этот период закладывались основы новой науки об инфекционных болезнях в целом и эпидемиологии инфекционных болезней. Начиная с этого времени, ещё не окрепшая эпидемиология свернула с широкой дороги ее становления как фундаментальной медицинской науки, относящейся к области профилактической медицины, изучающей всю патологию
человека на популяционном уровне ее организации, на тропу изучения механизмов формирования только инфекционной заболеваемости. Отметим, что содружество эпидемиологии и микробиологии принесло выдающиеся результаты в борьбе с эпидемиями. Инфекционная патология стала моделью,
на которой эпидемиология совершенствовала свой метод изучения патологии и здоровья населения, формы их проявления, механизма развития и способы доказательства причин и условий, формирующих патологию.

Третья судьбоносная дискуссия, захватившая медицину, также касалась проблем причинности. Она была направлена против сформировавшихся представлений о «монокаузальности» после открытия возбудителей инфекционных болезней. «Причина состоит во внедрении патогенного микроорганизма в организм человека, и суть болезни состоит во влиянии патогенных свойств возбудителя на организм человека» [14] .

Инициатором дискуссии стал известный советский патолог Ипполит Васильевич Давыдовский (1887–1968), написавший труд «Проблемы причинности в медицине». Итогом этой дискуссии стало формирование современного понимания причин развития патологии.

Суть новой концепции о причинности можно сформулировать двумя положениями [14]:
1) причина состоит во взаимодействии причинных факторов (химических, физических, психогенных, биологических) с восприимчивыми к этим факторам людьми;
2) причина многокомпонентна.

По образному выражению акад. О.В. Кербикова (1965), «…причинность – такая королева, выход которой происходит всегда в сопровождении свиты; свита – это условия; королева, если угодно, из династии просвещенного абсолютизма, она не тиран, ибо причина всегда необходима, но она не всегда достаточна для действия. Достаточной причина становится лишь в надлежащих условиях. Условия не порождают следствия, но они необходимы для действия причины. Причина – не неизбежность, она оставляет место для обстоятельств, которые могут повернуть ход событий» [15].

Последняя масштабная дискуссия касалась путей развития отечественной эпидемиологии в современный период [7, 16] Успехи борьбы с эпидемиями, общее снижение инфекционной
заболеваемости в развитых странах мира после второй мировой войны привели к общему улучшению здоровья населения. Однако иные процессы, имеющие эпидемиологическую значимость: урбанизация, индустриализация, автоматизация, химизация, снижение качества среды обитания, появление
новых, ранее не известных миру материалов, изменение ритма жизни и человеческих взаимоотношений – все это привело к росту заболеваемости неинфекционными болезнями:
сердечно-сосудистыми, онкологическими, психическими расстройствами и др., а также травматизма, приобретя признаки эпидемий.

В 30-х годах прошлого столетия проф. В.А. Башенин высказал идею об эпидемиологии как фундаментальной медицинской науке, предметом которой должна быть любая патология, а не только инфекционная [7]. К 50-м годам ушедшего века сложившаяся ситуация побудила вновь выдвинуть
идею использования потенциала, опыта эпидемиологии инфекционных болезней [8, 17, 18] в изучении причин формирования массовой заболеваемости неинфекционными болезнями и борьбе с ней [19].

Эпидемиологические исследования раскрыли причины врожденных пороков развития, доказали роль курения в формировании рака легких, были изучены и ранжированы факторы риска развития ИБС и др. Все перечисленные исследования в международной науке и практике получили название «неинфекционной эпидемиологии» [20–22].

Однако в нашей стране проф. В.А. Башенин был одинок в своих взглядах [7]. Относительная закрытость и самобытное развитие отечественной эпидемиологии породили ряд проблем (теоретического, терминологического, методического, организационного характера), требующих решения.

В России это направление внедряли в первую очередь земские врачи, а во второй половине ХХ века – известные клиницисты, организаторы здравоохранения О.М. Астафьев, И.К. Шхвацабая, Н.Н. Блохин, А.В. Чаклин, В.М. Вихерт, Е.И. Ч азов, В.В. Двойрин, Р.Г. Оганов и др. [23–31], а также наши видные эпидемиологи В.Д. Беляков, Л.И. Шляхтенко, Р.Х. Яфаев, Л.П. Зуева и др. [4, 6, 32–36]. Свой позитивный
вклад в эту борьбу внесли сотрудники кафедр эпидемиологии Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова и Омской государственной медицинской академии.

В этом противостоянии сторонникам «нового» пути развития удалось добиться многого: пересмотрены образовательные стандарты и программы обучения по эпидемиологии в вузах страны; вышли в свет новые учебник и учебные пособия по эпидемиологии [1, 4, 36–38]; введен в действие новый паспорт научной специальности 14.02.02-эпидемиология [28].

Вместе с тем на этом пути еще предстоит решить целый ряд проблем, что позволит на основе богатейшего теоретического наследия отечественной эпидемиологии придти к международному пониманию места и значимости эпидемиологии в структуре медицинских наук.

Сейчас мы подошли к пониманию необходимости сближения позиций между отечественной и мировой эпидемиологией. Это связано с процессами интеграции России в мировое сообщество, формированием общего информационного и образовательного пространства. Это огромная, очень сложная работа, сопоставимая с радикальной реформой в эпидемиологической науке, образовании и практике, которую необходимо выполнять общими усилиями, в организованном режиме, определив основные аспекты этой деятельности – пути ее реализации.


Literature


1. Belyakov V.D., Yafayev R.Kh. Epidemiologiya: Uchebnik. M., 1989.
2. Gromashevskiy L.V. Obshchaya epidemiologiya. M., 1942; 1965.
3. Zhdanov V. M. Epidemiologiya. M., 1961.
4. Zuyeva L. P., Yafayev R. Kh. Epidemiologiya. SPb., 2005.
5. Zabolotnyy D. K. Osnovy epidemiologii. M.–L., 1927; T.1.
6. Pokrovskiy V.I., Dalmatov V.V, Stasenko V.L. i dr. Proyekt pasporta nauchnoy spetsialnosti 14.00.30 – epidemiologiya. Epidemiol. i infekts. bol. 2009; 5: 53–56.
7. Bashenin V.A. Obshchaya epidemiologiya. L., 1936; 1958.
8. Belyakov V.D. Izbrannyye lektsii po obshchey epidemiologii infektsionnykh i neinfektsionnykh zabolevaniy. M., 1995.
9. Macnamara C. On holera. The Indian Med. Gazette. 1868; 3: 121–123.
10. Vogralik G.F. Ucheniye ob epidemicheskikh zabolevaniyakh. Tomsk, 1935; T.1.
11. Rudnev V.I. Gippokrat. Izbrannyye knigi. M., 1936.
12. Lopez S. M., Corcho A.B., Moreno A.A. Notas historicas sobre el desarrollo de la epidemiologia y sus definiciones. Rev. Mex. Pediatr. 1999; 66 (3): 110–114.
13. Organizacion Panamericana de la Salud: El desafio de la Epidemiologia: problemas y lecturas seleccionadas. Washington: OPS, Pub. Cient. No. 505, OPS; 1988.
14. Davydovskiy I.V. Problema prichinnosti v meditsine (etiologiya). M., 1962.
15. O probleme prichinnosti v meditsine. M., 1965.
16. Cherkasskiy B.L. Aktualnyye problemy epidemiologiiv kontse KhKh – nachale KhKhI vekov: Aktovaya rech. M., 2004.
17. Anderson R., Mey R. Infektsionnyye bolezni cheloveka. Dinamika i kontrol: Per. s angl. M., 2004.
18. Morabia A. History of epidemiologic methods. Soz.- Praventivmed. 2001; 46: 001–006.
19. Gordon J. Epidemiology: The diagnostic discipline of public health. The Roy. Sanitary Inst. J. 1954; 74 (7): 123–127.
20. Biglkhol R., Bonita R., Kyelstrem T. Osnovy epidemiologii. Zheneva, 1994.
21. Mak Mann B., Pyu T., Ipsen D. Primeneniye epidemiologicheskikh metodov pri izuchenii neinfektsionnykh zabolevaniy. M., 1965.
22. Lalonde M. A new perspective on the health of Canadians: a working document. Ottawa, 1974.
23. Astafyev O.M. Epidemiologicheskoye izucheniye zabolevaniy dykhatelnykh putey u naseleniya, prozhivayushchego v zonakh promyshlennogo proizvodstva belkovo-vitaminnykh kontsentratov: Dis… kand. med. nauk. L., 1983.
24. Blokhin N.N. Sostoyaniye i perspektivy epidemiologicheskikh issledovaniy v onkologii. V kn: Trudy AMN SSSR. M., 1986; 1: 24–36.
25. Dvoyrin V. V. Metody epidemiologicheskikh issledovaniy pri zlokachestvennykh opukholyakh. M., 1975.
26. Makhmudov B. Kh. Populyatsionnyye issledovaniya ishemicheskoy bolezni serdtsa i nekotoryye voprosy organizatsii i osushchestvleniya yeye mnogofaktornoy profilaktiki sredi naseleniya: Avtoref. dis… d-ra med. nauk. M., 1987.
27. Snezhnevskiy A. V. Epidemiologicheskiye issledovaniya v psikhiatrii. V kn.: Trudy AMN SSSR. M., 1986; 1: 65–72.
28. Stukonis M.K. Epidemiologiya i profilaktika raka. Vilnyus, 1984
29. Chazov R. G., Vikhert A. M., Oganov R. G. Epidemiologiya osnovnykh serdechno-sosudistykh zabolevaniy v SSSR. V kn.: Trudy AMN SSSR. M., 1986; 1: 36–52.
30. Epidemiologiya neinfektsionnykh zabolevaniy /Pod red. A.M. Vikherta, A.V. Chaklina. M., 1990.
31. Epidemiologiya serdechno-sosudistykh zabolevaniy /Pod red. I. K. Shkhvatsabaya, V. I. Metelitsy, G. Andersa, Z. Betiga. M., 1977.
32. Belyakov V. D., Chaklin A. V., Golubev I. R., Kaminskiy G.D. Obshchiye printsipy i metodicheskiye osnovy epidemiologii neinfektsionnykh zabolevaniy. V kn.: Trudy AMN SSSR. M., 1986; 1: 72–91.
33. Belyakov V.D. Evolyutsiya struktury meditsinskoy nauki i yeye otrazheniye v sisteme meditsinskogo obrazovaniya: Aktovaya rech. M., 1989.
34. Izbrannyye voprosy epidemiologii /Pod red. I.I. Rogozina, V. D. Belyakova, R. Kh. Yafayeva. M., 1964.
35. Shlyakhtenko L.I. Novyye napravleniya v sovremennoy epidemiologii: Aktovaya rech. SPb., 1998.
36. Shlyakhtenko L.I. Osnovy epidemiologii i epidemiologicheskaya diagnostika neinfektsionnykh bolezney: Uchebno-metodich. posobiye dlya vrachey. SPb.,1994.
37. Vlasov V.V. Epidemiologiya: Uchebnoye posobiye. M., 2004.
38. Obshchaya epidemiologiya s osnovami dokazatelnoy meditsiny. Rukovodstvo k prakticheskim zanyatiyam: Uchebnoye posobiye dlya VUZov /Pod red. V.I. Pokrovskogo, N.I. Briko. M., 2008.


Similar Articles


Бионика Медиа