Problems in medical waste disposal in the Russian Federation: State-of-the-art and solution prospects


Akimkin V.G., Bormashov A.V.

1Research Institute of Disinfectology, Russian Inspectorate for the Protection of Consumer Rights and Human Welfare, Moscow; 2I.M. Sechenov First Moscow State Medical University, Ministry of Health of Russia, Moscow; 3Central Research Institute of Epidemiology, Russian Inspectorate for the Protection of Consumer Rights and Human Welfare, Moscow; 4Federal Service for the Protection of Consumer Rights and Human Welfare, Moscow
The rapid pace of urbanization and the modern development of public health in our country strongly pose a problem for us to neutralize, utilize, and bury medical waste, which is under current conditions considered as an important epidemiological and environmental component of national security. Since 2005, the amount of resulting medical waste in the Russian Federation has virtually tripled and amounted to over 1.8 million tons (about 1.5% of the total volume of production and consumption wastes). A significant portion (more than 30%) of medical waste is highly epidemiologically dangerous, poses a real risk for the prevalence of communicable diseases, and requires various approaches for their neutralization in terms of epidemiological and environment safety. By taking into account the progressive pace of modern health care development and the analysis of this problem in foreign countries, the amount of medical waste will increase progressively in the Russian Federation in the coming years. The important promising goals to solve this problem in the Russian Federation will be: to improve the legislative regulation of the problem; to elaborate federal, regional, and municipal targeted programs for safe centralized medical waste disposal in the large cities and regions of Russia; to carry out mandatory testing and examinations of new equipment and machinery for medical waste neutralization at special and accredited institutions; to license medical waste disposal activity; to make compulsory medical waste disposal education activity, by taking into consideration the current regulatory framework, international experience, and the current epidemic situation.

Быстрые темпы урбанизации и современное развитие здравоохранения в стране настоятельно выдвигают для решения проблему обезвреживания, переработки и захоронения медицинских отходов, которая в современных условиях рассматривается как важная эпидемиологическая и экологическая компонента безопасности страны.

Всемирная организация здравоохранения с 1979 г. относит медицинские отходы к группе опасных и рекомендует создание специальных служб по их обезвреживанию. Базельская Конвенция (1992) выделила 45 видов опасных отходов, список которых открывается «клиническими» отходами [1–7].

Деятельность системы здравоохранения России происходит в современных условиях в крайне сложной эпидемической обстановке на фоне продолжающегося роста уровня заболеваемости населения целым рядом нозологических форм инфекционной патологии (хронические формы гепатитов В и С, ВИЧ-инфекция, туберкулез, паразитарные инфекции и др.). Отсутствие в настоящее время во многих лечебно-профилактических организациях (ЛПО) организованной системы сбора, хранения, транспортировки и удаления медицинских отходов не исключает возможности инфицирования пациентов, медицинского персонала, обсеменения функциональных помещений клинико-диагностических отделений стационаров и окружающей их территории патогенными микроорганизмами, что может способствовать как распространению внутрибольничных инфекций внутри ЛПО, так и выносу инфекции за пределы медицинских учреждений. Контаминированные болезнетворными микроорганизмами, химическими и радиоактивными веществами отходы медицинских учреждений представляют серьезную опасность в эпидемиологическом и эколого-гигиеническом отношении.

В последние годы стали известны вопиющие факты инфицирования населения Российской Федерации при контакте с медицинскими отходами: детей, которые нашли в мусорном контейнере выброшенную сухую оспенную вакцину (Владивосток, 2000); травмирования детей обнаруженными в песке детских песочниц медицинскими шприцами, иглами и вскрытыми ампулами (Чудово, Новгородская область, 2007); зарегистрированы отдельные случаи инфицирования населения ВИЧ-инфекцией, гепатитами В, С посредством медицинских отходов, выброшенных в общие мусоросборники [1–4].

Следует подчеркнуть, что актуальность и необходимость решения проблемы возрастает с каждым годом. Так, по сравнению с 2005 г. количество образующихся в Российской Федерации медицинских отходов возросло практически в 3 раза и составило в 2011 г. более 1,8 млн т (около 1,5% от общего объема отходов производства и потребления) [8, 9]. Учитывая поступательные темпы развития современного здравоохранения и анализ данной проблемы за рубежом, количество медицинских отходов в ближайшие годы в Российской Федерации будет прогрессивно увеличиваться.

В зависимости от уровня развития здравоохранения в регионах и субъектах Российской Федерации существенно варьирует удельный вес и количество образующихся медицинских отходов, опасных в эпидемиологическом отношении. Так, в Москве ежегодно образуется около 200 тыс. т медицинских отходов с наблюдающейся выраженной тенденцией к интенсивному росту этих показателей. Существенная часть (более 30%) медицинских отходов высоко опасна в эпидемиологическом отношении, представляет реальную угрозу распространения инфекционных болезней и требует серьезных подходов к их обезвреживанию с точки зрения эпидемиологической и экологической безопасности.

В соответствии с результатами исследований, проведенных на базе крупных ЛПО Москвы и Екатеринбурга, ориентировочный морфологический и структурный состав отходов современного многопрофильного стационара представлен на рисунке (см. на вклейке). Имеющиеся данные свидетельствуют, что около половины общего количества отходов составляют пищевые и отходы из административно-хозяйственных помещений (бумага, картон), а с учетом текстиля в совокупности данные три фракции составляют 80–85% всех отходов ЛПО. Кроме этого, следует отметить значительное увеличение удельного веса полимерных материалов, составляющих в последние годы 15% и более в общей структуре медицинских отходов и до 50% отходов класса Б.

Количественная характеристика отходов, образующихся в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ), определяется коечной емкостью и профилем стационара (см. таблицу).

Таблица.

Ориентировочные нормативы образования отходов в ЛПУ могут претерпевать изменения в зависимости от влияния ряда факторов:

1) структуры медицинского учреждения (при наличии в составе многопрофильных ЛГУ значительного удельного веса отделений хирургического и реанимационного профиля, составляющих 45–50% и более коечного фонда; некоторых специализированных подразделений, например, отделения гемодиализа, экстракорпоральной гемокоррекции, станции переливания крови, лабораторного центра, вивария и т.п., отмечается увеличение как общего объема отходов, так и отдельных составляющих фракций, характеризующихся, в частности, высоким содержанием полимерных отходов);

2) степени и объема медицинской помощи, оказываемой поступающим в стационар пациентам в порядке неотложной помощи (при организации и оказании стационаром ургентной медицинской помощи 3 и более дней в неделю или ежедневном приеме и госпитализации более 1/3 от всех поступающих на лечение по экстренным показаниям отмечается увеличение общего объема отходов, образующихся в стационаре);

3) профиля специализированной направленности медицинского учреждения (в инфекционных, противотуберкулезных и микологических ЛПУ реальный объем отходов существенно превышает ориентировочный норматив для стационаров общего профиля).

В практической деятельности необходимо учитывать перечисленные выше факторы и расчет нормативов образования отходов производить с учетом поправочных коэффициентов, составляющих в данных случаях 1,3–1,5. Кроме того, на нормативы образования отходов в ЛПО оказывают влияние технические и финансовые возможности медицинской организации, благоустройство ее зданий и корпусов.

В качестве ориентировочных нормативов образования отходов для амбулаторно-поликлинических учреждений могут быть рекомендованы показатели, полученные рядом отечественных исследователей и составляющие 0,1–0,15 кг на одно посещение [1–4].

Официальным началом законодательного решения проблемы медицинских отходов в России является 1999 г., когда был впервые разработан и внедрен в практику здравоохранения СанПиН 2.1.7.728–99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений», который сыграл важную прогрессивную роль в становлении и решении данной проблемы в Российской Федерации. За время действия указанного документа специалистами, занимающимися этой проблемой, накоплен большой практический опыт, обусловивший необходимость кардинального пересмотра многих положений данного документа с учетом гармонизации его с требованиями европейских стандартов и организационных изменений, произошедших в стране. Это послужило основанием для внесения статьи 49 в Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», соответствующих разделов в СанПиН 2.1.3.2630–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», а также для разработки нового нормативного документа – СанПиН 2.1.7.2790–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами», которые устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к обращению (сбору, временному хранению, обеззараживанию, обезвреживанию, транспортированию) с отходами, образующимися в организациях при осуществлении медицинской и/или фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур, а также к режиму работы при обращении с медицинскими отходами. Необходимо также подчеркнуть, что в соответствии с положениями Федеральных законов от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относятся к полномочиям органов местного самоуправления.

Следует отметить, что СанПиН 2.1.7.2790–10 ответил на многочисленные вопросы специалистов, занимающихся указанной проблемой, и определил законодательное решение ряда практических задач, находившихся в правовом поле данной проблемы, в частности:

– только после аппаратных способов обеззараживания с применением физических методов и изменения внешнего вида отходов, исключающего возможность их повторного применения, отходы классов Б и В могут накапливаться, временно храниться, транспортироваться, уничтожаться и захораниваться совместно с отходами класса А;

– возможность обращения с медицинскими отходами, опасными в эпидемиологическом отношении, как централизованным, так и децентрализованным способом;

– обязательность наличия в ЛПО участка по обращению с медицинскими отходами классов Б и В;

– максимальное ориентирование ЛПО на техническое оснащение установками для обеззараживания/обезвреживания медицинских отходов;

– транспортирование отходов с территории организаций, осуществляющих медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, производится транспортом специализированных организаций к месту последующего обезвреживания и размещения медицинских отходов (требования к транспорту).

Необходимо также подчеркнуть, что за указанный период с момента официального начала решения данной проблемы в России сделаны существенные позитивные шаги:

– специальная одноразовая мягкая упаковка (пластиковые пакеты) для сбора отходов классов Б и В имеется в 50–80% медицинских учреждений;

– специальная одноразовая твердая упаковка (пластиковые контейнеры) для сбора игл, корпусов и поршней шприцев имеется в 30–50% медицинских учреждений;

– организованы производство и выпуск полного спектра необходимого отечественного расходного имущества и упаковочной тары, отвечающих требованиям российских и международных стандартов;

– отлажена система обучения ответственных специалистов в ЛПО правилам безопасного обращения с медицинскими отходами (НИИ дезинфектологии Роспотребнадзора, Центральный НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора и др.);

– накоплен положительный опыт реализации пилотных проектов по централизованному обращению с отходами ЛПО в ряде крупных городов России (Санкт-Петербург, Екатеринбург, Иркутск, Пермь, Калуга, Москва) [4].

Однако, констатируя положительные аспекты, необходимо отметить и отрицательные стороны, определяющие нерешенность этой проблемы в Российской Федерации:

– отмечается недостаточное количество маркированных одноразовых пакетов и емкостей для раздельного сбора отходов, специальных тележек для транспортирования отходов ЛПО, специально выделенных и оборудованных помещений и площадок для сбора и временного хранения медицинских отходов, холодильников для временного хранения пищевых отходов, деструкторов игл и иглоотсекателей;

– в ЛПО часто используется метод химической дезинфекции медицинских отходов с последующим помещением их в контейнеры и утилизацией вместе с твердыми бытовыми отходами;

– обеззараживание медицинских отходов в специальных установках, малогабаритных комплексах с использованием методов физической, химической или комбинированной дезинфекции с последующим измельчением встречается достаточно редко – в 2–3% ЛПО;

– полностью завершенный эпидемиологически и экологически безопасный цикл обращения с медицинскими отходами могут продемонстрировать лишь единичные ЛПО, и, к сожалению, ни один город или регион Российской Федерации [4, 8].

Проведенный анализ состояния обращения с медицинскими отходами показал, что в большинстве субъектов Российской Федерации принимаются необходимые меры по безопасному обращению с медицинскими отходами. Однако в 2011 г. процент ЛПО, в которых не разработаны схемы обращения с медицинскими отходами, оставался значительным в следующих субъектах Российской Федерации: республики Удмуртия – 66,4%, Ингушетия – 28,7%, Приморский край – 18,6%, республики Карачаево-Черкесия – 18,5%, Коми – 6,7%, Чеченская Республика – 6,3%, Ставропольский край – 5,9%, Московская область – 5,7%, Санкт-Петербург – 5,7% [8].

Международный опыт обращения с медицинскими отходами показал преимущество применения централизованной системы обращения с ними. Такая система экономически целесообразна и эпидемиологически более безопасна. В Российской Федерации в настоящее время попытки создания централизованных систем обращения с медицинскими отходами осуществляются в Калуге и Екатеринбурге, однако при этом следует отметить, что далеко не все ЛПО в этих городах охвачены данной схемой. В настоящее время Правительством Московской области принято решение о перспективном создании централизованной системы обращения с медицинскими отходами в регионе.

К числу наиболее актуальных проблем, возникающих при обращении с медицинскими отходами в ЛПО, относится защита медицинского персонала от профессионального заражения инфекционными заболеваниями.

По данным официальной статистики, в настоящее время в стране зарегистрировано свыше 650 тыс. случаев ВИЧ-инфекции, около 5 млн больных хроническими формами гепатитов В и С. В условиях активной циркуляции вирусов иммунодефицита человека, гепатитов В и С в ЛПО страны существенно повышается риск инфицирования медицинских работников этими инфекциями при оказании медицинской помощи пациентам (прежде всего при проведении инъекций) и сборе медицинских отходов (особенно острых) в связи с возможностью аварийных ситуаций.

Удельный вес ЛПО, в которых применяются специальные устройства для удаления игл (иглоотсекатели, иглосъемники или деструкторы игл) за последние 6 лет существенно увеличился – с 1,4 до 41,5%. Вместе с тем в 9 субъектах Российской Федерации данные устройства применяются только в 10% и менее ЛПО [Тверская (5%), Пензенская (4,5%), Челябинская (4,5%), Новосибирская (3%), Омская (0,5%) области, республики Адыгея (7%), Удмуртия (10%), Хакасия (2,7%), Чеченская Республика (10%)].

Важным аспектом, существенно влияющим на снижение риска травматизации и инфицирования медицинского персонала гемоконтактными инфекциями при сборе острых медицинских отходов, является применение специальной непрокалываемой тары, что регламентировано действующим законодательством.

На практике, по данным, полученным из субъектов Российской Федерации, в нарушение требований санитарных правил в ряде субъектов страны в значительной части (от 20 до 81,7%) ЛПО по-прежнему применяют приспособленную тару (пластиковые бутылки, картонные коробки и т.п.), не позволяющую предотвратить возможность травматизации медицинских работников: в Ивановской (20,1%), Тверской (33,5%), Псковской (36,2%), Томской (61,2%) областях, республиках Адыгея (81,7%), Калмыкия (20,6%), Северная Осетия-Алания (21,8%). В целом по Российской Федерации количество ЛПО, применяющих для сбора острых отходов класса опасности Б и В приспособленную тару, за последние 3 года значительно уменьшилось – с 8,9 до 5,5% (в 2005 г. они составляли 61%) [8].

Существенный дефицит тех или иных указанных расходных материалов, по данным, представленным из субъектов Российской Федерации, отмечается в Ивановской (27,7% ЛПО), Липецкой (36,6%), Тверской (41,3%), Мурманской (23,4%), Новгородской (70,5%), Оренбургской (24%), Иркутской (51,5%) областях, республиках Ингушетия (57,4%), Удмуртия (84,8%), Тыва (20,9%), Кабардино-Балкарской Республике (21,3%), Ставропольском (21,8%) и Забайкальском (95%) краях.

По данным управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, в ЛПО страны за 2011 г. зарегистрировано всего 566 аварийных ситуаций, связанных с медицинскими отходами, что составляет около 0,03 на 100 сотрудников ЛПО. Около 63% зарегистрированных в 2011 г. травм приходится всего на 9 субъектов Российской Федерации [Астраханская, Вологодская, Свердловская, Новосибирская области, республики Саха (Якутия), Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Алтайский край, Ханты-Манскийский автономный округ] [8].

За последние 3 года случаи профессионального заболевания вирусными гепатитами медицинских работников, связанные с нарушениями требований при обращении с медицинскими отходами, зарегистрированы:

в 2009 г. – в Ямало-Ненецком автономном округе (2 случая гепатита В) и в Красноярском крае (1 случай гепатита С);

в 2010 г. – в Республике Калмыкия и Новосибирской области (по 1 случаю гепатита В);

в 2011 г. – в Рязанской и Кемеровской областях (по 1 случаю гепатита С).

Причинами возникновения профессиональных инфекционных заболеваний у медицинских работников могут послужить нарушения требований санитарного законодательства в части практики обращения с медицинскими отходами, выявленные в субъектах Российской Федерации при проведении контрольно-надзорных мероприятий, в том числе:

– не упорядочено хранение медицинских отходов (не выделены помещения для временного хранения контейнеров с отходами) в среднем в 11,7% ЛПО страны (свыше 7 тыс. ЛПО), в 19 субъектах Российской Федерации они отсутствуют в 20–85% ЛПО, что приводит к нарушению санитарно-противоэпидемического режима в ЛПО, не исключает возможности контакта населения с использованным инъекционным инструментарием и создает риск инфицирования гемоконтактными инфекциями не только для медицинских работников, но и для населения;

– нарушения санитарных требований при применении и обеззараживании тары и оборудования, предназначенных для сбора отходов ЛПО, которые выявлены в 3% ЛПО; в некоторых субъектах Российской Федерации указанные нарушения выявлены более чем в 8% ЛПО (Забайкальский край – 8,4%, Республика Ингушетия – 31,7%, Курганская область – 16%, Иркутская область –76,8%);

– нарушения требований санитарного законодательства к обработке оборотной тары выявлены также в 4,1% инфекционных стационаров, а к обеззараживанию мокроты – в 3,7% стационаров фтизиатрического профиля, что может послужить причиной профессионального заболевания туберкулезом [8].

Учитывая высокую эпидемиологическую, экологическую и социальную значимость решения данной проблемы, в частности для крупного мегаполиса, в период 2006–2008 гг. в Москве был реализован пилотный проект внедрения системы обеззараживания медицинских отходов в ЛПУ, находящихся на территории Юго-Восточного административного округа Москвы. В этот проект по внедрению комплекса мероприятий в целях совершенствования системы обращения с отходами ЛПУ в Юго-Восточном административном округе Москвы были включены 72 ЛПО.

В соответствии с Программой эксперимента основной его задачей являлась разработка системного подхода по обращению с отходами ЛПО, включающего адресные технологические, технические и организационные решения, для внедрения в практику ЛПО Москвы. В результате реализации пилотного проекта:

– проведена объективная оценка объемов образования отходов классов Б и В в ЛПО Юго-Восточного административного округа различного типа и мощности. По результатам данного эксперимента разработаны и утверждены методические рекомендации по определению массы и объема образования отходов классов Б и В в ЛПО;

– на основе всестороннего анализа характеристик оборудования, участвующего в эксперименте, подготовлен адресный перечень оснащения ЛПО с учетом наличия в них площадей для размещения оборудования и лимитов по электроэнергии. В соответствии с программой эксперимента 83 установки смонтированы и введены в эксплуатацию после обучения персонала, выделенного для работы на участках обеззараживания медицинских отходов;

– проведена экспериментальная оценка установок по санитарно-гигиеническим, эпидемиологическим, экологическим и экономическим показателям;

– осуществлен мониторинг технико-экономических показателей внедрения системы обеззараживания медицинских отходов в ЛПО Юго-Восточного административного округа для всех апробируемых технологических решений;

– сформулированы рекомендации по различным аспектам подготовки помещений для размещения участков обеззараживания медицинских отходов классов Б и В на территории городских ЛПУ (планировка, применяемые материалы, технологическое оборудование);

– подготовлена и отработана на практике Программа комплексного поэтапного обучения медицинского персонала.

Результаты практических выводов, полученных в ходе эксперимента, способствовали законодательному решению многих вопросов обращения с медицинскими отходами в новом нормативном документе – СанПиН 2.1.7.279–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами». На базе технических и организационных решений, разработанных и апробированных в практических условиях эксперимента в ЛПО Юго-Восточного административного округа, подготовлен проект городской среднесрочной целевой программы по совершенствованию внутрибольничной системы обращения с отходами ЛПО Департамента здравоохранения города Москвы, опасными в эпидемиологическом отношении. На 2009–2011 гг. реализация данной Программы предусматривала распространение опыта и результатов пилотного проекта 2006–2008 гг. на другие административные округа Москвы с охватом более 600 ЛПО.

Таким образом, проблема обращения с медицинскими отходами в Российской Федерации продолжает оставаться крайне актуальной. Наряду с определенными позитивными тенденциями в решении отдельных вопросов (положительная динамика в отношении числа ЛПО, в которых выявляется недостаток расходных материалов для сбора медицинских отходов; снижение количества травм, полученных медицинскими работниками при обращении с медицинскими отходами; рост числа специалистов в ЛПО страны, прошедших необходимое обучение) в целом данную проблему на современном этапе следует признать нерешенной.

Проведенный анализ данных, полученных при опросе субъектов Российской Федерации, позволяет сделать следующие выводы:

• в последние годы отмечается устойчивая тенденция к значительному росту количества образуемых медицинских отходов;

• удельный вес эпидемиологически опасных отходов (классы Б и В) составляет 25–35%;

• выявляется крайне недостаточная оснащенность ЛПО оборудованием для обеззараживания медицинских отходов (в среднем по Российской Федерации удельный вес таких ЛПО не превышает 1,5%);

• в современных условиях ни один крупный город, субъект Российской Федерации не может продемонстрировать отлаженную и полностью действующую централизованную схему обращения с медицинскими отходами;

• на современном этапе в Российской Федерации не существует специализированных заводов, крупных производственных комплексов по сжиганию или обеззараживанию медицинских отходов [4].

Учитывая это, важными направлениями решения данной проблемы в Российской Федерации будут являться:

• совершенствование законодательного регулирования проблемы;

• создание федеральной, региональных и муниципальных целевых программ по безопасному централизованному обращению с медицинскими отходами в крупных городах и регионах России;

• обязательность прохождения испытаний и экспертизы новой аппаратуры и оборудования для обеззараживания медицинских отходов на базе специализированных и аккредитованных учреждений;

• лицензирование деятельности по обращению с медицинскими отходами;

• осуществление обязательной образовательной деятельности по вопросам обращения с медицинскими отходами с учетом требований современной нормативной базы, международного опыта и складывающейся эпидемической ситуации.


About the Autors


Prof. Akimkin Vasily Gennadevich, MD; Corresponding Member of the Russian Academy of Medical Sciences; Deputy Director of Science, Research Institute of Disinfectology, Russian Inspectorate for the Protection of Consumer Rights and Human Welfare; Head, Department of Disinfectology, I.M. Sechenov First Moscow State Medical University, Ministry of Health of Russia
Address: 18, Nauchnyi Proezd, Moscow 117246
Telephone: (8-495) 332-01-50
E-mail: vgakimkin@yandex.ru


Similar Articles


Бионика Медиа