The developmental stages of epidemiology and the current views of its pattern


Briko N.I., Pokrovsky V.I.

I.M. Sechenov First Moscow State Medical University
The paper discusses the key issues associated with the definition of the subject, its region, and methods of epidemiology. It gives the definition and characteristics of an epidemiological approach to studying human diseases. The developmental stages of epidemiology are traced. The pattern and content of modern epidemiology as a basic medical science belonging to the area of preventive medicine are considered. The basic areas of studies of epidemiology are given.

Истоки эпидемиологии как науки уходят в глубокую древность. Изначально предметом эпидемиологии считались любые массовые заболевания – эпидемии, т.е популяционный уровень исследования. При этом до основополагающих открытий в области микробиологии в понятие «эпидемия» инфекционного смысла не вкладывали, и различные авторы применяли в случае массовых заболеваний обобщающие названия: «чума», «мор», «поветрие», «повальные» болезни и т.п.

Уже в древнем мире было ясно, что судить об эпидемиях только на основе знаний об отдельных заболеваниях – это значит «за деревьями не видеть леса». В связи с этим изначально в медицине параллельно с изучением болезней человека (клиника) формировалось изучение заболеваемости населения (эпидемиология). В сочинениях Гиппократа (460–377 гг. до н. э.) уже существуют обобщения в отношении признаков эпидемий («Семь книг об эпидемиях»). В них указано на «эпидемическую конституцию мест и лет», т.е. приуроченность эпидемий к определенным местам и временным периодам. Также выделен и 3-й признак проявления эпидемий — неравномерность поражения отдельных социальных групп [1]. Гиппократ искал причины «повальных» болезней в воздухе и был одним из первых «миазматиков».

Сегодня мы имеем четкое представление о сути эпидемиологического подхода к изучению болезней человека. Это определение закономерностей распределения заболеваемости по территории, во времени и среди различных социально-возрастных групп населения с целью выяснения причинно-следственных связей.

Эта специфическая деятельность составляет основу профилактической деятельности. Результаты эпидемиологических исследований на популяционном уровне лежат в основе разработки профилактических программ разной направленности и содержания.

В добактериологический период (см. таблицу) широко проводились эпидемиологические исследования как у нас в стране, так и за рубежом. Благодаря им медицина обогащалась знаниями, необходимыми для профилактики заболеваний, еще до того, как появились микробиологические, биохимические или другие научные данные об этиологии ряда заболеваний (холера, цинга, пеллагра, бери-бери и др.).

Таблица.

Говоря о предметной и методической областях исследования, также следует иметь в виду, что в процессе развития науки между ее компонентами устанавливается диалектическая связь, определяющая саморазвитие науки. При этом совершенствование метода меняет представление о сущности предмета – наши знания о предмете углубляются и расширяются, что является в свою очередь фактором, стимулирующим развитие метода, аспектов его приложения, а также уточнение или изменение цели науки [3]. Следующий период развития эпидемиологии – после бактериологических открытий. В этот период отечественная эпидемиология развивалась преимущественно как эпидемиология инфекционных болезней, хотя за рубежом наряду с этим интенсивно проводились исследования и неинфекционных болезней [4, 5].

Следствием бактериологических открытий стало формирование микробиологии, иммунологии и клиники инфекционных болезней, а также и новой эпидемиологии как раздела инфектологии. По образному выражению О.В. Барояна [5] , эпидемиология заняла свое место «в большом и слаженном симфоническом оркестре – инфектологии». Этот процесс структурных изменений в медицине характеризовался углублением знаний о механизме возникновения инфекционных болезней и сопровождался трансформацией не только предмета, но и метода эпидемиологии. Акцент делался на работу в очагах по выявлению источников и механизмов заражения больных инфекционными болезнями.

Следует отметить, что именно во второй период были достигнуты знаменательные успехи в России в теоретических обобщениях в области эпидемиологии инфекционных болезней, которые, выдержав проверку многочисленными научными исследованиями и практикой, являются теоретической базой системы борьбы с возникновением и распространением инфекционных болезней. Можно с полным правом говорить о том, что эпидемиология инфекционных болезней – русская наука [6].

Сложившаяся в стране эпидемиологическая ситуация нуждалась в фундаментальной теоретической базе как для научных исследований, так и для практической работы. Одним из основных ее создателей стал Л.В.Громашевский (1887–1980), сформулировавший учение об эпидемическом процессе, в частности о механизме передачи.

Именно он ввел понятие «эпидемии в широком смысле слова», или понятие эпидемического процесса. Эпидемиологию стали определять не только как науку об эпидемиях (в узком смысле слова), но и как науку об эпидемическом процессе во всех его проявлениях: от выраженных эпидемий до разрозненных случаев инфекционных заболеваний.

Поэтому основным методом эпидемиологии стало эпидемиологическое обследование очага инфекции, а не «игра в цифры».

Теоретические обобщения бактериологического периода составили важный этап в формировании знаний о способах распространения инфекционных болезней. Созданная в бывшем Советском Союзе и функционирующая ныне в РФ система эпидемиологического надзора реализуется сетью учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы. Эта система оригинальна, поскольку отечественная эпидемиологическая наука разработала адекватные социально-экономическим условиям страны принципы и технологию сбора, анализа и передачи эпидемиологической информации, что давало возможность объективно и оперативно оценивать эпидемиологическую ситуацию и своевременно формулировать необходимые управленческие решения. Отечественная система профилактических и противоэпидемических мероприятий на протяжении всей истории обогатилась эффективными методами борьбы с инфекциями и выдержала испытание в трудные для страны времена. Благодаря совместным усилиям работников лечебной и санитарно-эпидемиологической службы, государственной поддержке проводимых мероприятий достигнуты огромные успехи в борьбе с эпидемиями [7]. Современный период развития эпидемиологии – популяционный уровень. Характерно дальнейшее развитие эпидемиологии инфекционных болезней. Перед ней стоит много нерешенных задач, перечень которых не только не уменьшается, но и увеличивается как за счет классических болезней, изменивших свое лицо (клинико-эпидемиологические проявления), так и новых, открытых недавно инфекций.

Эпидемиология инфекционных болезней в настоящее время представляет собой стройную систему знаний о причинах, условиях, механизмах развития и формах проявления эпидемического процесса, располагает универсальным научным методом и ставит амбициозные цели снижения инфекционной заболеваемости и ликвидации отдельных инфекций.

В последние годы в разных странах мира интенсивно развивается популяционный подход в онкологии, кардиологии, эндокринологии, психиатрии и др. Сумму таких подходов стали называть неинфекционной эпидемиологией. Несколько лет назад эпидемиологию неинфекционных болезней рассматривали как некую совокупность методических приемов, заимствованных из традиционного опыта эпидемиологии. Сегодня термин «неинфекционная эпидемиология» прочно вошел в обиход не только за рубежом, но и у нас в стране и ни у кого не вызывает возражений.

Эпидемиологический метод, сформировавшийся в недрах эпидемиологии инфекционных болезней, оказался чрезвычайно эффективным при изучении закономерностей распространения среди населения различных патологических состояний.

Ряд авторов вполне обоснованно называют эпидемиологию диагностической дисциплиной общественного здравоохранения [5, 8–11]. В этой связи эпидемиологические исследования служат инструментом, помогающим принимать управленческие решения в сфере общественного здравоохранения, основанные на научных данных, вскрытых причинно-следственных связях и здравом смысле.

В современных условиях эпидемиологические методы исследования успешно используются при изучении факторов риска сердечно-сосудистых, онкологических и многих других заболеваний. Плодотворными эпидемиологические исследования оказались при изучении таких, казалось бы, простых с точки зрения патологии заболеваний, как несчастные случаи на транспорте или на производстве, вызываемые взаимодействием многих факторов. В настоящее время эпидемиологические исследования вносят важный вклад в изучение профессиональных заболеваний и заболеваний, связанных с загрязнением окружающей среды. Эпидемиологические исследования имеют важное значение и в установлении связей, которые имеют опосредованное этиологическое значение.

Глобализация и интеграционные процессы в науке в последние годы определили качественно новый уровень развития эпидемиологии и расширение ее границ. В соответствии с определением эпидемиологии как науки, изложенным в новом паспорте научной специальности «Эпидемиология», разработанном экспертным советом ВАК в соответствии с Номенклатурой специальностей научных работников, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 февраля 2009 г. № 59 (зарегистрирован Минюстом России 20 марта 2009 г., регистрационный № 13561), эпидемиология – это фундаментальная медицинская наука, относящаяся к области профилактической медицины и изучающая причины возникновения и особенности распространения болезней в обществе с целью применения полученных знаний для решения проблем здравоохранения.

Она включает 2 раздела с единой методологией исследования: эпидемиологию инфекционных и эпидемиологию неинфекционных болезней.

Оба эти раздела идентичны по своей сути: они имеют общий предмет изучения – заболеваемость (популяционный уровень организации патологии), единый научный метод — эпидемиологический и общую цель – профилактику заболеваемости.

Кроме заболеваемости, к предметам эпидемиологии относятся явления, отражающие исходы болезни – смертность, летальность, инвалидизация, временная утрата трудоспособности и даже выздоровление. Все вместе они формируют предметную область эпидемиологии. В последнее время предметом эпидемиологических исследований все чаще становятся так называемые состояния предболезни.

В эпидемиологической практике введено понятие «предэпидемическая диагностика», основанное на учении о предпосылках и предвестниках осложнения эпидемиологической ситуации [12]. Эпидемиология, стремясь ответить на важнейший вопрос – почему возникают и распространяются болезни, «выбрала» в качестве основного предмета своей деятельности заболеваемость населения, а не его здоровье в целом. Поскольку любая патология – это проявление объективно существующего процесса возникновения и распространения болезней, следовательно, и заболеваемость какой-либо болезнью есть объективное явление, представленное всеми существующими, т.е. выявленными и не выявленными, случаями этой болезни в данное время и на данной территории. Являясь проявлением процесса возникновения и распространения болезни, заболеваемость отражает (проявляет) влияние на население причин (известных и неизвестных) различного происхождения. Сегодня мы располагаем достаточной информацией о том, что целый ряд заболеваний, выявленных за последние годы, на самом деле были распространены среди населения и ранее (ВИЧ-инфекция, гепатит С и др.). Изменившиеся социально-экономические условия подготовили почву для более широкого распространения этих болезней, а технологические возможности – их выявления и последующей регистрации. Осознание такой причинно-следственной связи привело к возникновению идеи вначале выявить различия в частоте случаев заболеваний разных групп населения в разное время, на разных территориях, а затем, сравнивая выявленные различия заболеваемости с набором и активностью различных факторов, попытаться выявить причины, определившие эти различия, т.е. причины возникновения и распространения изучаемой болезни.

В новом паспорте специальности определены и области научных исследований:

становление и развитие эпидемиологии как фундаментальной медицинской науки;

изучение общих закономерностей и региональных особенностей возникновения и распространения инфекционной и паразитарной заболеваемости населения (эпидемического процесса) для выявления причин, условий и механизмов ее формирования;

изучение общих закономерностей и региональных особенностей формирования заболеваемости населения неинфекционными болезнями для выявления причин, условий и механизмов ее формирования;

совершенствование методологии эпидемиологических исследований для повышения уровня доказательности эпидемиологических заключений, в том числе и в клинической практике (клиническая эпидемиология);

разработка и совершенствование систем эпидемиологического надзора и социально-гигиенического мониторинга, предэпидемической диагностики для эффективного управления заболеваемостью и сохранения здоровья населения;

разработка новых и усовершенствование профилактических, противоэпидемических средств и мероприятий, а также новых организационных форм управления заболеваемостью для снижения потерь здоровья населения;

разработка и усовершенствование системы профилактических и противоэпидемических мероприятий по санитарной охране территорий Российской Федерации;

разработка и усовершенствование системы противоэпидемических мероприятий при чрезвычайных ситуациях.

Направление изучения причинно-следственных связей может быть как прямым (от причины к следствию) так и обратным (от следствия к причине). При этом в обоих случаях процесс выяснения этих связей осуществляется на всех уровнях организации жизни – от молекулярно-биологического до популяционного. Именно при таком подходе удается расшифровать причинные факторы патологии населения.

На наш взгляд, структура современной эпидемиологии включает (см. рисунок): общую эпидемиологию (эпидемиологический подход к изучению болезней человека, эпидемиологическая диагностика и эпидемиологические исследования, управление и организация профилактической и противоэпидемической деятельности), эпидемиологию инфекционных болезней (общая и частная), военную эпидемиологию и эпидемиологию неинфекционных болезней (общая и частная).

Рисунок.

При этом в эпидемиологию инфекционных болезней входят такие разделы, как «иммунопрофилактика», «дезинфекция», «паразитология», которые в свою очередь являются по большому счету отдельными дисциплинами.

В последние годы возникла и интенсивно развивается «госпитальная эпидемиология» – эпидемиология заболеваний, обусловленных пребыванием пациента в больнице и вызванных не только патогенными, но и условно-патогенными микроорганизмами, госпитальными штаммами микроорганизмов, распространение которых принципиально отличается от распространения традиционных инфекций.

Широкое применение эпидемиологических исследований в клиниках привело к формированию нового раздела эпидемиологии – клинической эпидемиологии, которая в свою очередь является основой так называемой научно-доказательной медицины.

Следует отметить, что эпидемиология инфекционных болезней и эпидемиология неинфекционных болезней находятся на разных ступенях развития. Теоретический, институционный и практический наукообразующие факторы в полной мере характерны для эпидемиологии инфекционных болезней, которая является теоретической базой системы борьбы с возникновением и распространением инфекционных болезней.

Что касается эпидемиологии неинфекционных болезней, то сегодня является актуальным:

поиск общих закономерностей эпидемического распространения неинфекционных болезней, т.е. создание теоретической основы этой дисциплины (раздела эпидемиологии);

расширение участия эпидемиологов в социально-гигиеническом мониторинге заболеваемости;

создание специализированных групп, отделов при департаментах охраны здоровья населения либо в рамках санитарно-эпидемиологической службы.

Эпидемиологические исследования неинфекционных болезней проводятся сегодня главным образом научными учреждениями клинического профиля, например онкологическими, кардиологическими, психиатрическими и т. д. Вместе с тем эпидемиология большинства неинфекционных болезней в основном носит описательный характер, тогда как их причины и патогенез изучены недостаточно. Лишь для некоторых групп болезней, в частности сердечно-сосудистых, разработаны общие гипотезы, объясняющие причины, механизм их распространения, и созданы некоторые профилактические программы [13–15].

Независимо от масштабности и территориальной приуроченности выделяют три уровня профилактики: первичный (причинные факторы), вторичный (ранняя диагностика и лечение болезни) и третичный (реабилитационный). Последние два уровня профилактики реализуются главным образом работниками лечебной сети, в то время как первый – профилактического здравоохранения.

Не менее важной задачей является разработка концепции преподавания эпидемиологии неинфекционных болезней и методическое обеспечение данного модуля, а именно создание учебных пособий как для студентов, так и для преподавателей.


Literature


1. Gippokrat. Izbrannyye knigi. Per. s grecheskogo V.I. Rudneva. Reprintnoye vosproizvedeniye izdaniya 1936 g. M.: Svarog, 1994.
2. Belyakov V.D., Yafayev R.Kh. Epidemiologiya: Uchebnik. M.: Meditsina, 1989.
3. Dalmatov V.V., Stasenko V.L. Sovremennaya epidemiologiya: predmet, metod, tsel. Epidemiol. i infekts. bol. 2008; 5: 8–14.
4. Bashenin V.A. Obshchaya epidemiologiya. L.: Medgiz, 1936.
5. Belyakov V.D., Semenenko T.A., Shraga M.Kh. Vvedeniye v epidemiologiyu infektsionnykh i neinfektsionnykh zabolevaniy. M., 2001.
6. Pokrovskiy V.I. Rol epidemiologicheskoy nauki i praktiki v okhrane zdorovya naseleniya strany. Zhurn. mikrobiol. 2003; 5: 34–40.
7. Onishchenko G.G. Sanitarno-epidemiologicheskoye blagopoluchiye sredy i zdorovye detskogo naseleniya. Zhurn. mikrobiol. 2008; 6: 15–19.
8. Zuyeva L.P., Yafayev R.Kh. Epidemiologiya: Uchebnik. SPb: Foliant, 2005.
9. Mak Mann B., Pyu T., Ipsen D. Primeneniye epidemiologicheskikh metodov pri izuchenii neinfektsionnykh zabolevaniy. M.: Meditsina, 1965.
10. Shlyakhtenko L.I., Lyalina L.V. Opredeleniye i predmet sovremennoy epidemiologii. Zhurn. epidemiol. 1997; 1: 94–99.
11. Gordon J. Epidemiology: The diagnostic Discipline of Public Health. Royal Sanitary Inst. J. 1954; 74(7): 65-67.
12. Cherkasskiy B.L Epidemiologicheskiy diagnoz. L.: Meditsina, 1990.
13. Makhmudov B.Kh. Populyatsionnyye issledovaniya ishemicheskoy bolezni serdtsa i nekotoryye voprosy organizatsii i osushchestvleniya yeye mnogofaktornoy profilaktiki sredi naseleniya: Avtoref. d-ra med. nauk. M., 1987.
14. Chazov R. G., Vikhert A.M., Oganov R.G. Epidemiologiya osnovnykh serdechno-sosudistykh zabolevaniy v SSSR. Trudy AMN SSSR, T. 1. M., 1986: 36–52.
15. Epidemiologiya neinfektsionnykh bolezney /Pod red. A.M. Vikherta i A.V. Chaklina. M., 1990.


About the Autors


Prof. Briko Nikolai Ivanovich, MD; Acad. of the Russian Academy of Medical Sciences; Head, Department of Epidemiology and Evidence-Based Medicine, I.M. Sechenov First Moscow State Medical University
Address: 8, Trubetskaya St., Build. 2, Moscow 119991
Telephone: (8-499) 248-04-13
E-mail: briko@mma.ru


Similar Articles


Бионика Медиа