1 апреля 2014 г. исполняется 85 лет Валентину Ивановичу Покровскому, доктору медицинских наук, профессору, академику РАН, почетному заведующему кафедрой эпидемиологии и доказательной медицины Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова. В.И. Покровский соединил в себе талант клинициста-инфекциониста, эпидемиолога, научного исследователя, организатора здравоохранения и медицинской науки, педагога.
Путь Валентина Ивановича как преподавателя начинался на кафедре инфекционных болезней I Московского медицинского института. Еще будучи клиническим ординатором кафедры он разрабатывает методы клинико-лабораторной диагностики и лечения антибиотиками больных тифо-паратифозными заболеваниями, что в 50-е годы прошлого столетия имело большое значение в борьбе с этой широко распространенной инфекцией. По результатам исследований вскоре им была успешно защищена кандидатская диссертация. Уже в то время, будучи молодым преподавателем, он восхищал студентов и сотрудников кафедры высоким профессионализмом, умением работать с больными и четкостью изложения материала. Но особенно ярко его талант педагога раскрылся после того, как он в Московском медицинском стоматологическом институте организовал курс, а затем в 1965 г. – кафедру инфекционных болезней с курсом эпидемиологии.
Практически с этого времени начинается долгий путь Валентина Ивановича в эпидемиологию, с которой он связал свою жизнь. В 1968 г. Валентин Иванович назначен заместителем директора, а в 1971 г. – директором Центрального НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора, который он возглавляет до настоящего времени. С 1987 по 2006 г. В.И. Покровский являлся Президентом РАМН. Однако он никогда не забывал свою alma mater и мысли о работе в Московской медицинской академии (ММА) им. И.М. Сеченова нередко посещали его. В 1997 г. В.И. Покровский возглавил кафедру эпидемиологии этого старейшего учебного заведения страны.
Валентин Иванович по своей сути является новатором, и с его приходом на кафедре активизировалась как педагогическая, так и научная деятельность коллектива. Он является автором ряда основополагающих статей по вопросам совершенствования преподавания эпидемиологии в медицинских вузах, неоднократно выступал на совещаниях ректоров, коллегии Министерства здравоохранения, съездах Всероссийского научно-практического общества эпидемиологов, микробиологов и паразитологов (ВНПОЭМ).
С 1997 по 2009 г. В.И. Покровский являлся председателем проблемной Учебно-методической комиссии по эпидемиологии. На ее заседаниях определяются стратегические направления совершенствования преподавания эпидемиологии. Сегодня задачей кафедр эпидемиологии является подготовка специалистов-эпидемиологов нового поколения, владеющих всем спектром эпидемиологических исследований в области как инфекционной, так и неинфекционной патологии, способных выявлять причины и факторы риска заболеваемости населения и разрабатывать научно обоснованные направления профилактики болезней человека.
В связи с этим кафедрой эпидемиологии ММА им. И.М. Сеченова под руководством В.И. Покровского была поставлена задача разработать учебно-методический комплекс, включающий образовательные программы и руководство к практическим занятиям по новому курсу: «Общая эпидемиология с основами доказательной медицины», с учетом современных требований к преподаванию эпидемиологии в Европе и мире. Анализ программ преподавания эпидемиологии специалистам различного профиля в отдельных странах Европы и в мире показал, что эпидемиология традиционно входит в магистерские программы подготовки врачей лечебного и профилактического профиля, врачей-стоматологов), медицинских сестер и др. Кроме этого, во многих странах существуют магистерские программы по специальности «Эпидемиология». В дополнение к классическим магистерским программам все более широко развивается додипломное образование и докторские программы по эпидемиологии.
В структуре современной эпидемиологии можно выделить модули, являющиеся по сути отдельными дисциплинами, такие как «общая эпидемиология», «эпидемиология инфекционных болезней», которая в свою очередь также делится на общую и частную, «военная эпидемиология», «эпидемиология неинфекционных болезней». При этом в эпидемиологию инфекционных болезней входят «вакцинология», «дезинфектология», «паразитология», которые также являются по большому счету отдельными дисциплинами. В последние годы сформированы такие направления, как госпитальная эпидемиология и клиническая эпидемиология.
Нами (коллективами ведущих кафедр эпидемиологии страны) под руководством В.И. Покровского разработана и утверждена Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Национальная концепция профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи. В ней определены стратегические направления деятельности и тематика научных исследований по основным положениям Концепции. Сегодня стоит задача разработать национальную программу реализации концепции.
Важнейшим итогом последних десятилетий можно считать тот факт, что эпидемиология сохранила и укрепила свою целостность и самостоятельность как медицинская наука, не была «растащена» по другим дисциплинам и не превратилась исключительно в методологию медицины. Она четко позиционирована как интегративная и фундаментальная наука в области профилактической медицины. Новый паспорт научной специальности «Эпидемиология», подготовленный под руководством В.И. Покровского, можно рассматривать как символ консенсуса в отечественной эпидемиологии.
К сожалению, такое целостное восприятие эпидемиологии как медицинской науки, предметная область которой включает всю патологию человека – и инфекционную, и неинфекционную – не нашло пока понимания и официального воплощения в практической деятельности эпидемиологов ни в органах и учреждениях Роспотребнадзора, ни в органах и учреждениях здравоохранения. Уже сложился и растет разрыв между эпидемиологией как наукой и эпидемиологией как практической деятельностью. Нарастают проблемы и в образовательной сфере – мы учим эпидемиологии в ее современном международном понимании и роли в медицине, а на практике наши выпускники сталкиваются с другим положением в практической медицине.
Методологической основой доказательной медицины являются эпидемиологические исследования, что подчеркивает значимость и необходимость преподавания эпидемиологии в медицинских вузах и подготовки специалистов-эпидемиологов. Результаты проведенного анализа были использованы для разработки программ нового курса по общей эпидемиологии с основами доказательной медицины для студентов медико-профилактических и лечебных факультетов, утвержденной Минобрнауки России. Для ее реализации сотрудниками кафедры подготовлено учебное пособие «Руководство к практическим занятиям по общей эпидемиологии с основами доказательной медицины» (под редакцией В.И. Покровского и Н.И. Брико), выпущенное издательской группой «ГЭОТАР Медиа». Данное руководство стало первым в нашей стране, оказалось чрезвычайно востребованным и актуальным и выдержало уже два издания.
В руководстве изложены материалы, направленные на приобретение студентами базисных знаний и умений при организации и проведении эпидемиологических исследований и использовании принципов доказательности в принятии обоснованных решений по проведению профилактических и противоэпидемических мероприятий. Особое внимание уделено специфике эпидемиологических исследований инфекционной и неинфекционной патологии, а также оценке эффективности и безопасности лечебных, профилактических средств и мероприятий, диагностических и скрининговых исследований. Для внедрения навыков поиска и критического анализа информации приведена методология работы с источниками доказательной информации, базами данных, информационными системами, принципы составления систематических обзоров и мета-анализа.
Доказательная медицина является результатом соединения разных методологических подходов в медицине, прежде всего эпидемиологического и клинического. Они являются взаимно обогащающими, поскольку преследуют общую цель – установить причины болезней и создать эффективные средства лечения и профилактики. При этом методологической основой доказательной медицины являются эпидемиологические исследования, что подчеркивает значимость и необходимость преподавания эпидемиологии в медицинских вузах и подготовки специалистов-эпидемиологов.
Широкое применение эпидемиологических исследований в клинике на рубеже 80–90-х годов ХХ века привело к формированию так называемой «клинической эпидемиологии», задачей которой первоначально явилась разработка методологических основ, принципов и методов проведения клинических исследований. В последующем границы клинической эпидемиологии значительно расширились и объектом ее исследований стал больной человек. Формирование клинической эпидемиологии связано с потребностью расширения научной базы медицинской практики, желанием дать эпидемиологическое обоснование принятию клинических решений в области диагностики, лечения и профилактики в отношении конкретного больного, основываясь на данных популяционных исследований. Задачей клинической эпидемиологии прежде всего является разработка эпидемиологически обоснованных клинических рекомендаций и стандартов диагностики, развития, прогноза течения болезни, методов лечения и профилактики. Данные, получаемые в эпидемиологических исследованиях, применимы также для эпидемиологического обоснования профилактических программ в отношении инфекционных и неинфекционных болезней
Эпидемиологические исследования помогли установить роль курения в развитии рака легкого, расшифровать ряд распространенных генетических заболеваний крови, изучить распространенность сердечно-сосудистых и профессиональных заболеваний, разработать профилактические программы и, наконец, сформировать государственную политику охраны здоровья населения. Поэтому вполне закономерно в паспорте ВАК РФ научной специальности 14.02.02 «Эпидемиология» среди направлений исследования имеются и такие, как «использование эпидемиологических методов исследования для изучения закономерностей возникновения, распространения и прекращения массовой заболеваемости людей неинфекционными болезнями во взаимосвязи с их биологическими, природными и социальными детерминантами» и «разработка и усовершенствование методов».
Междисциплинарность целого ряда проблем выдвигает необходимость активного внедрения в учебный процесс интегративных дисциплин по выбору. Учитывая, что профилактика социально значимых болезней, таких как ВИЧ-инфекция, инфекции, передаваемые половым путем и туберкулез, является задачей специалистов лечебной и профилактической служб (врачей эпидемиологов и клиницистов), нами (кафедрами эпидемиологии и доказательной медицины, инфекционных болезней, микробиологии, вирусологии и иммунологии, и фтизиопульмонологии) совместно разработаны интегративные дисциплины по выбору «Актуальные вопросы ВИЧ-инфекции» и «Эпидемиология и профилактика туберкулеза». Совместно с кафедрой кожных и венерических болезней создан учебно-методический комплекс «Клиника, эпидемиология и профилактика болезней, передаваемых половым путем».
Под руководством В.И Покровского впервые созданы комплексные междисциплинарные учебники «Инфекционные болезни и эпидемиология» (3 учебника) для использования на разных уровнях подготовки медицинских работников – медицинских сестер и фельдшеров, специалистов с высшим образованием по специальности «Сестринское дело», врачей по специальности «Лечебное дело», а также контрольные тестовые задания.
Все вышеперечисленные образовательные материалы в настоящее время широко используются в учебном процессе в медицинских вузах, училищах и колледжах Российской Федерации. Результаты проделанной работы вносят существенный вклад в совершенствование среднего и высшего медицинского образования в стране и являются необходимым условием процесса интеграции в европейскую систему высшего и среднего медицинского образовании. Вполне закономерным явилось присуждение в 2009 г. коллективу авторов под руководством В.И. Покровского премии Правительства Российской Федерации в области образования.
За последнее время кафедрой эпидемиологии была проведена большая работа по совершенствованию Государственного образовательного стандарта по специальности «Медико-профилактическое дело», являющегося основой системы подготовки выпускников. По инициативе Валентина Ивановича Покровского данный вопрос неоднократно обсуждался на заседаниях Проблемной учебно-методической комиссии по эпидемиологии, председателем которой он является. Были разработаны конкретные предложения по содержанию нового Государственного стандарта. Под руководством В.И. Покровского в рамках заседаний Проблемной учебно-методической комиссии по эпидемиологии проведен ряд всероссийских мероприятий:
- конференция, посвященная 100-летию со дня рождения И.И. Елкина (25 октября 2003 г.);
- конференция по обмену опытом преподавания эпидемиологии в медицинских ВУЗах страны (16 апреля 2004 г.);
- заседание Проблемной комиссии с обсуждением вопросов преподавания эпидемиологии в свете подписания Болонской декларации (9 июня 2005 г.);
- 75 лет кафедре. Всероссийская конференция «Эпидемиология – основа доказательной медицины» (20 октября 2006 г.);
- 80 лет кафедре. Всероссийская конференция «Актуальные проблемы эпидемиологии на современном этапе» (13–14 октября 2011 г.)
В итоговом документе саммита «Большой восьмерки», проходившем впервые под председательством России, одной из главных тем обозначена борьба с инфекционными болезнями, представляющими глобальную опасность. Широкое использование в учебном процессе разработанных уникальных комплексных междисциплинарных материалов несомненно будет способствовать решению этой задачи.
На сегодняшний день достаточно остро стоят задачи изучения и внедрения мирового опыта подготовки специалистов при сохранении и умножении отечественных традиций преподавания эпидемиологии. Преподавание должно быть построено на фундаментальных основах дисциплины, учитывать преобразования в практической сфере, ориентироваться на перспективу, отражать тенденции развития эпидемиологии как науки, медицины и общества в целом.
В соответствии с новым ГОСТом, подготовка эпидемиологов должна быть ориентирована на формирование профессиональных компетенций специалиста, необходимых в будущей профессиональной деятельности. В последние годы существенно расширился спектр направлений профессиональной деятельности в области эпидемиологии и имеются существенные различия в ее содержании в зависимости от места будущей работы эпидемиологов. Профессиональные компетенции должны быть сформированы для работы в органах и учреждениях Роспотребнадзора, медицинских организациях Минздрава России, эпидемиологических отделах и отделах иммунопрофилактики министерств и департаментов здравоохранения, научно-исследовательских институтах эпидемиологического профиля Роспотребнадзора, РАН, Минздрава России, эпидемиологических отделах и специализированных медицинских центрах, осуществляющих работу по изучению эпидемиологии и профилактике неинфекционных болезней, центрах здоровья и др. В связи с этим еще большее значение приобретает координация среднего медицинского образования, дипломной и постдипломной подготовки специалистов в соответствии с потребностями здравоохранения. Сегодня возникла проблема с подготовкой среднего медицинского персонала профилактического направления (помощник эпидемиолога, дезинфектолога и др.). Число подобных специалистов резко сократилось в последние годы, а потребность в них велика, как в учреждениях Роспотребнадзора, так и в медицинских организациях.
Подготовка компетентного специалиста требует, помимо рутинных психолого-педагогических технологий (тестовый контроль, решение ситуационных задач, работа в малых группах, деловые игры, выполнение индивидуальных самостоятельных работ и др.), широкого внедрения и активного использования в учебном процессе компьютерных технологий и интерактивных (в том числе дистанционных) форм обучения. Студент обязан уметь работать со статистическими пакетами, базами данных и информационными системами. Особенно важно будущим эпидемиологам владеть информационными и компьютерными технологиями. На кафедрах эпидемиологии следует организовать учебные классы, снабженные современным компьютерным и программным обеспечением по отработке студентами медико-профилактических факультетов практических умений для осуществления эпидемиолого-диагностической деятельности. На кафедре эпидемиологии и доказательной медицины Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова ведется работа по созданию таких учебных классов, позволяющих организовывать симуляционный курс по проведению ретроспективного и оперативного эпидемиологического анализа. На сегодняшний день создана учебная база данных, включающая реальные данные о заболеваемости инфекционными болезнями за 15 лет по различным субъектам Российской Федерации и по Москве. Сформирован файл-генератор заданий для проведения занятий со студентами по методикам проведения ретроспективного эпидемиологического анализа, в том числе с использованием компьютерной обработки данных.
Вопросам отработки практических умений посвящено специальное заседание Учебно-методической комиссии по эпидемиологии изменилось название, так как, с нашей точки зрения, целесообразно создание Всероссийского центра по отработке практических умений в области эпидемиологии.
Для отработки умений и навыков коллективом кафедры разработаны и изданы:
- «Руководство к практическим занятиям по эпидемиологии инфекционных болезней» (2005, 2007);
- «Руководство к практическим занятиям по общей эпидемиологии с основами доказательной медицины» (2008, 2012);
- «Эпидемиологическая хрестоматия» (2011).
Эти учебные пособия, помимо информационного материала, содержат тестовые задания и ситуационные задачи для изучения всех видов деятельности врача-эпидемиолога. В 2013 г. по инициативе нашей кафедры разработан и издан первый межкафедральный учебник по эпидемиологии для студентов медико-профилактических факультетов. Также разработан и издан межкафедральный сборник тестов и ситуационных задач.
Эпидемиологические исследования неинфекционных болезней проводятся главным образом научными учреждениями клинического профиля: онкологическими, кардиологическими, психиатрическими и т. д. В научном плане эпидемиология неинфекционных болезней представлена исследованиями по отдельным нозологиям или группам неинфекционных болезней, проводимыми чаще всего не эпидемиологами, а исследователями других специальностей, поэтому такие исследования в основном носят фрагментарный характер и не лишены методологических ошибок. Кроме того, эпидемиология большинства неинфекционных болезней в основном носит описательный характер, тогда как их причины и патогенез изучены недостаточно. Лишь для некоторых групп болезней, в частности сердечно-сосудистых, разработаны общие гипотезы, объясняющие причины и механизм их распространения, и разработаны некоторые профилактические программы. В этом отношении нам предстоит большая работа.
Не менее важной задачей является разработка концепции преподавания эпидемиологии неинфекционных болезней и методическое обеспечение данного модуля, а именно создание учебных пособий как для студентов, так и для преподавателей. Модуль «Эпидемиология неинфекционных болезней» вошел в образовательную программу и учебник по эпидемиологии для студентов по специальности «Медико-профилактическое дело». На сегодняшний день заканчивается работа по созданию единого учебно-методического комплекса по данному модулю с выделением 5 основных тем: эпидемиология и профилактика сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний, поведенческих и психических расстройств, экологически обусловленных заболеваний, сахарного диабета.
По каждой теме разрабатываются примерные лекции, тесты, ситуационные задачи, учебное пособие, методические рекомендации для преподавателей и студентов. Эта работа ведется в рамках Учебно- методической комиссии по эпидемиологии совместно педагогическими коллективами кафедр Первого МГМУ им. Сеченова, Омской, Пермской, Кемеровской и Нижегородской медицинских академий, Северо-Западного медицинского университета. Такая интегративная деятельность позволит выработать единый методологический подход к преподаванию довольно сложного и нового для нас раздела эпидемиологии. Раздел «Эпидемиология неинфекционных болезней» включен сегодня в состав обязательных дисциплин образовательных программ подготовки по специальности «Эпидемиология» в интернатуре, ординатуре и аспирантуре.
Вместе с тем практический аспект эпидемиологии неинфекционных болезней по-прежнему остается в наиболее удручающем положении. В структуре органов и учреждений Роспотребнадзора и здравоохранения отсутствуют подобные специалисты. Сфера их деятельности может быть представлена в отделах социально-гигиенического мониторинга, центрах медицинской профилактики и центрах здоровья. И, к сожалению, пока эпидемиология неинфекционных болезней не нашла признания в государственных структурах, осуществляющих санитарно-эпидемиологический надзор. Аналогичная ситуация и в отношении клинической эпидемиологии. Наибольший прогресс достигнут в части преподавания данного раздела эпидемиологии. За последние годы сотрудниками кафедры эпидемиологии и доказательной медицины Первого МГМУ им. Сеченова разработана и изданы примерная типовая программа и соответствующие учебные пособия по преподаванию клинической эпидемиологии и доказательной медицины. Основная задача, которая стоит перед нами сейчас – закрепить доказательную медицину и клиническую эпидемиологию за сферой эпидемиологии на национальном уровне. Методические и содержательные вопросы преподавания клинической эпидемиологии недавно были обсуждены на специальном заседании Учебно-методической комиссии по эпидемиологии, материалы совещания опубликованы в средствах массовой информации и отправлены с целью информирования всех медицинских ВУЗов страны в Министерство здравоохранения РФ. Расширение преподавания и исследований по клинической эпидемиологии в различных сферах медицинской науки и практики и повышение их качества – одна из наших задач ближайшего будущего.
В 2008, 2010, 2012 и 2014 гг. коллектив кафедры под руководством Валентина Ивановича Покровского выиграл конкурсы на право получения государственной поддержки научных исследований, проводимых ведущими научными школами Российской Федерации.
В 2008–2012 гг. коллектив научной школы академика РАМН В. И. Покровского выполнял работу в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007– 2012 годы» по теме «Разработка инновационных технологий эпидемиологического надзора и профилактики инфекционных болезней». Научные исследования кафедры в настоящее время проводятся по теме «Оптимизация системы эпидемиологического надзора и профилактики наиболее распространенных инфекционных и неинфекционных заболеваний». Целью данной работы является разработка новых технологий научно-методического обеспечения и организации эпидемиологического надзора, диагностики и профилактики наиболее актуальных инфекционных и неинфекционных болезней.
Стратегия развития здравоохранения и науки до 2025 г. включает также активное развитие вузовской науки и привлечение учащейся молодежи к проведению научных исследований. Выпускники должны быть подготовлены к проведению не только рутинных эпидемиологических исследований, но и научных, чему будет серьезно способствовать выполнение научно-исследовательской работы, которая является обязательной для студентов медико-профилактического факультета. Серьезного развития требует такая форма, как работа в научных студенческих кружках, проведение студенческих конференций и олимпиад. 16–17 мая 2013 г. мы провели первую Всероссийскую олимпиаду по эпидемиологии. Научный студенческий кружок кафедры (руководитель – доцент Н.Н. Цапкова) признан лучшим в Первом МГМУ им. Сеченова в 2012–2013 гг.
Валентин Иванович Покровский является неординарным человеком, заслуженно пользуется огромным авторитетом, снискал к себе всеобщую любовь и уважение. Несмотря на большую занятость, он находит время выслушать каждого, кто приходит к нему за советом, помочь и ободрить в трудную минуту.
Свое 85-летие Валентин Иванович Покровский встречает в расцвете творческих сил, окруженный уважением и любовью многочисленных учеников. Поздравляя В.И. Покровского с юбилеем, желаем ему здоровья и осуществления дальнейших творческих и жизненных планов.