The discussion of the definition of epidemiology as science and the concept of its subject and object


Yakovlev A.A., Turkutyukov V.B.

Vladivostok State Medical University, Ministry of Health and Social Development of Russia
The paper discusses the current definitions of epidemiology. Based on the philosophical canons, the authors substantiate the need to identify not only the subject, but also the object of the study in the definition. In the authors’ opinion, this identification is of not only academic value. Since the same object of investigation may be studied by different sciences having their object of cognition, this approach permits more purposeful attraction of scientists of other specialties to the area of epidemiologists’ interests while investigating both infectious and noninfectious diseases.

Определение эпидемиологии как науки на протяжении всех лет ее существования было предметом дискуссий. Весьма наглядно его эволюцию можно проследить в недавно изданном словаре В.В. Шкарина и соавт. «Термины и определения в эпидемиологии» [1]. Следует заметить, что четкость определения науки имеет не только академическое значение, но, самое главное, из него органично вытекают те или иные цели и задачи дисциплины. Как поет герой одного популярного мультфильма: «Как вы яхту назовете, так она и поплывет». К сожалению, и в современных учебниках, и в пособиях по эпидемиологии нет единого определения эпидемиологии [2–5]. Даже после внедрения нового паспорта научной специальности (14.02.02 Эпидемиология) [6], в котором представлено определение науки, – казалось бы, квинтэссенция существующих мнений, – появляются публикации по этой проблеме [7, 8]. Надо полагать, что основная причина незатихающих дискуссий, по крайней мере в последние годы, кроется в том, что отечественная эпидемиология находилась в длительной изоляции от мирового научного сообщества, в котором эпидемиология всегда рассматривалась как единая научная дисциплина, в отличие от нашей страны, где доминировало представление о ней как о науке, направленной на изучение только инфекционной патологии и, соответственно, на ее профилактику. Поскольку большинство ведущих отечественных ученых сформировались в парадигме требований старой отечественной эпидемиологии, вполне естественно их стремление как-то сблизить ранее существовавшие представления об эпидемиологии с теми тенденциями, которые есть в мировой эпидемиологии. При этом справедливо указывается, что «…это непростой процесс, который требует взаимных шагов и подчас дипломатических решений, времени, бережного отношения к имеющемуся теоретическому наследию с целью его сохранения, развития и интродукции в зарубежные школы» [8].

Проведенный П.И. Огарковым и Ю.Г. Иванниковым [9, 10] анализ существующих определений эпидемиологии на основе канонов философии показал, что важнейшими ошибками в них являются: определение науки по методу, определение науки по цели, отсутствие в определениях науки ее объекта и предмета или использование только одного из представленных понятий. Это позволило им прийти к заключению, что ни одно из определений по существу не отвечает главному требованию: использования в качестве структурирующих элементов понятий об объекте и предмете. Следует подчеркнуть, что в эпидемиологии, за редким исключением, эти понятия не разделяют, тогда как в философии еще в 1904 г. австрийский философ Р. Амезедер обосновал необходимость их выделения, хотя и в философии идет перманентная дискуссия о том, что есть объект и предмет исследования. Тем не менее, в соответствии с существующими взглядами, понятия «объект» и «предмет» соотносятся как общее и частное. Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, и взятое исследователем для изучения. Предмет – это то, что находится в рамках, границах объекта. Предмет – это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем целостный объект, выделяя главные, наиболее существенные признаки [11, 12]. В этой связи можно согласиться с тем, что предметом изучения эпидемиологии является заболеваемость [4, 6, 8]. Однако следует признать, что любая заболеваемость (инфекционная и неинфекционная) есть отражение (проявление) в человеческой популяции тех или иных процессов: эпидемического – инфекционная заболеваемость, других – неинфекционная заболеваемость. Поэтому нельзя не согласиться с мнением Л.П. Зуевой и Р.Х Яфаева, представленным в новом учебнике по эпидемиологии [4], что предмет эпидемиологии – процесс возникновения и распространения любых патологических состояний среди людей. За некоторым, правда, исключением – процесс – это все-таки не предмет, а объект изучения. Суммируя все вышеизложенное, определение эпидемиологии может быть следующим: наука, изучающая процесс возникновения и распространения любых патологических состояний среди людей. Предметом ее является формирующийся в результате этого популяционный уровень организации патологии или заболеваемость населения. Вместе с тем, принимая как данность современное развитие эпидемиологии, как науки общемедицинской (как бы кто не относился к этому термину), мы полагаем справедливым мнение П.И. Огаркова и Ю.Г. Иванникова [10], указывающих на необходимость самостоятельного существования инфекционной эпидемиологии, которая «… далеко не исчерпала свои возможности и не выполнила все стоящие перед ней задачи». Поэтому вполне оправданно, на наш взгляд, выделение в научном паспорте специальности «Эпидемиология» двух ее направлений: эпидемиологии инфекционных и эпидемиологии неинфекционных болезней. Общим для них будет и объект исследования, и предмет, и метод исследования. Тем не менее не следует забывать специфику объекта исследования эпидемиологии инфекционных болезней, – эпидемический процесс (ЭП), биологической основой которого является паразитарная система, что обусловливает и особенности его изучения. В этом случае анализ заболеваемости населения по территориям, среди различных групп населения и во времени, постулируемый как метод в паспорте научной специальности, и в этом мы тоже солидарны с П.И. Огарковым и Ю.Г. Иванниковым [10], – это только первый шаг и необходимо в дальнейшем использование методов, разработанных инфекционной эпидемиологией для изучения механизма передачи инфекции, ее резервуара и источника, коллективного и индивидуально иммунитета и т.д., то, что Л.В. Громашевский называл «комплексным эпидемиологическим методом» [13].

Важное отличие предмета от объекта познания состоит также в том, что один и тот же объект могут изучать разные науки, каждая из которых имеет свой особый предмет познания. В таком аспекте неоценимую роль в подтверждении наших умозаключений играют сложившиеся представления об ЭП как сложной многоуровневой системе, имеющей биологическую и социальную составляющие [14, 15]. Каждая из этих составляющих изучается комплексом различных наук (см. cхему), интеграция и интерпретация получаемых ими научных данных в итоге только и могут дать нам истинное представление о столь многогранном явлении, как ЭП [16]. Поэтому можно считать ЭП объектом исследования и других наук, входящих в инфектологию, но изучающих ЭП на других иерархических уровнях. Такое представление об объекте изучения эпидемиологии имеет важное практическое и теоретическое значение. В итоге специалисты, проводящие исследования на нижних иерархических уровнях ЭП (организменном и суборганизменном), должны понимать, что они вносят вклад в изучение не только тех или иных проблем микробиологии, иммунологии, клиники инфекционных болезней и т.д, но и механизмов развития ЭП (популяционный уровень). В этой связи заметим, что все теории эпидемиологии созданы на стыке наук. К сожалению, сейчас такого понимания, как правило, не возникает. Ученые-микробиологи, например, в лучшем случае в выводах своих исследований поднимаются до организменного уровня, расшифровывая патогенез болезни или внедряя новые методы диагностики, совершенно не представляя, однако, да и подчас не задумываясь о том, как их исследования преломляются на уровне популяционном. То же во многом касается и инфекционистов. Поэтому возникает важный вопрос: а кто же должен интегрировать и интерпретировать эти исследования? Как мы полагаем, поскольку для эпидемиологов ЭП – это основной объект исследования, а в соответствии с системным подходом каждый вышестоящий уровень вбирает в себя нижестоящий, то, естественно, вся ответственность в этом плане должна возлагаться на них. Вот почему мы считаем необходимым участие эпидемиологов в специализированных диссертационных советах по инфекционным болезням, микробиологии и, возможно, других: иммунологии, вирусологии, паразитологии и т.п. Соответственно и в специализированные советы по эпидемиологии необходимо включать смежных специалистов. В настоящее же время в соответствии с требованиями ВАК они, напротив, из таких советов выводятся.

Схема.

Как сказано выше, анализ эпидемиологами только заболеваемости, без привлечения результатов исследований микробиологов, инфекционистов, иммунологов и т.д., никоим образом не позволяет выйти на механизмы развития ЭП. Потому мы полагаем, что в идеале именно эпидемиологи должны ставить перед другими специалистами конкретные задачи, направленные на изучение причин, условий и механизмов развития ЭП. Однако в настоящее время, за редким исключением, им самим приходится выполнять и микробиологические, и иммунологические и другие исследования.

По мнению В.Д. Белякова и соавт. [17], и структура медицинской науки носит многоуровневый характер. Поэтому в изучении и неинфекционной эпидемиологии, как мы полагаем, необходим системный подход. Вопрос в другом: кто в этом случае должен интегрировать и интерпретировать результаты исследований, проводимых, например, на суборганизменном уровне биохимиками или патофизиолагами, а на организменном – клиницистами того или иного профиля? Сосредоточиваясь в изучении эпидемиологии неинфекционных болезней только на популяционном уровне исследований, выявляя только факторы риска, эпидемиолог рискует превратиться в «фельдшера с компьютером». Тем не менее, оценивая некоторые современные учебники и пособия по эпидемиологии, как отечественные, так и зарубежные [3, 18], приходишь к убеждению, что от эпидемиологов требуют только этого. Может быть, именно из-за игнорирования возможностей эпидемиологов в изучении соматической патологии в ней нет сегодня каких-то обобщающих теорий по процессу ее формирования. С другой стороны, готовы ли и способны сами эпидемиологи к решению таких задач? Поскольку выявление причин, условий и механизмов формирования заболеваемости заявлено в паспорте специальности, то мы просто обязаны это делать. В этом плане, вероятно, прежде всего следует внести соответствующие коррективы в программу подготовки врачебных кадров.

Таким образом, выделение в эпидемиологии не только предмета, но и объекта науки открывает перед учеными совершенно иные горизонты в их исследованиях, направляя на решение новых, ранее не ставившихся перед ними задач.


Literature


1. Shkarin V.V., Blagonravova A.S. Terminy i opredeleniya v epidemiologii: Slovar. N. Novgorod: izd-vo NGMA, 2010.
2. Belyakov V.D., Semenenko T.A., Shraga M.Kh. Vvedeniye v epidemiologiyu infektsionnykh i neinfektsionnykh zabolevaniy cheloveka. M.: Meditsina, 2001.
3. Vlasov V.V. Epidemiologiya: Uchebnoye posobiye dlya vuzov. M.: GEOTAR-Media, 2004.
4. Zuyeva L.P., Yafayev R.Kh. Epidemiologiya: Uchebnik. – SPb.: OOO «Izdatelstvo FOLIANT», 2006.
5. Pokrovskiy V.I., Pak S.G., Briko N.I., Danilkin B.K. Infektsionnyye bolezni i epidemiologiya: Uchebnik. 2-e izd., ispr. M.: GEOTAR-Media, 2009.
6. O pasportakh nauchnykh spetsialnostey (14.02.02 Epidemiologiya). Epidemiol. i inf. bol. 2011; 1: 64.
7. Bolotin Ye.I. Epidemiologiya: novyy vzglyad na yeye obyekt i predmet. Sibirskiy med. zhurn. 2011; 2: 145–148.
8. Brusina Ye.B., Botvinin A.D., Dalmatov V.V. i dr. Terminologicheskiye i teoreticheskiye diskussii v epidemiologii. Sibirskiy med. zhurn. 2011; 2: 148–150.
9. Ogarkov P.I., Ivannikov Yu.G. Osnovnyye ponyatiya profilakticheskoy meditsiny: neobkhodimost dostizheniya soglasiya (soobshcheniye pervoye). Vestn. Ros. voyen.-med. akad. 2008; 2 (22) (Prilozheniye. Chast I): 19–20.
10. Ogarkov P.I., Ivannikov Yu.G. Epidemiologiya kak nauka: priglasheniye k diskussii (soobshcheniye vtoroye). Vestn. Ros. voyen.-med. akad. 2008; 2 (22) (Prilozheniye.
Chast I): 20–23.
11. Filosofiya: Entsiklopedicheskiy slovar /Pod red. A.A. Ivina. M.: Gardariki, 2004.
12. Yatsenko N.E. Tolkovyy slovar obshchestvovedcheskikh ter- minov. SPb, 1999: 280, 330.
13. Gromashevskiy L.V. Obshchaya epidemiologiya. M.: Meditsina,1965.
14. Belyakov V.D. Obshchaya i voyennaya epidemiologiya. Kazan, 2006.
15. Cherkasskiy B.L. Sistemnyy podkhod v epidemiologii. M.: Meditsina, 1988.
16. Yakovlev A.A., Pozdeyeva Ye.S. Integratsionnaya epi-demiologiya gepatitov V i S v Primorskom kraye. Vladivostok: Meditsina DV, 2011.
17. Belyakov V.D., Yafayev R.Kh. Epidemiologiya: Uchebnik. M.: Meditsina, 1989.
18. Biglkhol R., Bonita R., Kyelstrem T. Osnovy epidemiologii. Zheneva: VOZ, 1984.


About the Autors


Prof. Yakovlev Anatoly Aleksandrovich, MD; Department of Epidemiology and Military Epidemiology, Vladivostok State Medical University, Ministry of Health and Social Development of Russia
Address: 2, Ostryakov Prospect, Vladivostok 690050
Telephone: (8-423)244-63-53
E-mail: yakovlev-epid@yandex.ru


Similar Articles


Бионика Медиа