Epidemiological surveillance of infections associated with health care in the system of stationary specialized medical care


Svistunov S.A., Kuzin A.A., Zharkov D.A.

Military Medical Academy named after S.M Kirov
Surveillance of infections associated with health care provision in a specialized surgical hospital is a special control and analysis system that allows the dynamics to estimate the trends and conditions of development of the epidemic process, to justify the amount, content, and duration of treatment and prevention of infectious complications in patients with serious injuries, taking into account peculiarities of medical care. It is not contrary to its traditional definition, which is interpreted as a system of continuous monitoring of the epidemic process and its determinants for epidemiological diagnosis in order to take informed management decisions to prevent the development and spread of infections associated with health care. The purpose of surveillance in specialized surgical hospitals is to provide objective information about the epidemic situation, epidemiological and clinical manifestations of infectious complications associated with severe trauma, based prospective study of patients at high risk for the emergence and development of infectious complications. The solution to these problems is necessary for the development and validation of the system and individual preventive methods aimed at improving the quality of care. In this regard, it is important to identify the epidemiological characteristics and patterns of manifestation of infections associated with health care, identify trends in the development of the epidemic process, taking into account the category of hospital patients as well as to predict the development of infectious complications in severe trauma.

Несмотря на то, что в настоящее время разработаны основные компоненты эпидемиологического надзора, он имеет специфические отличия для стационаров, в которых оказывается медицинская помощь раненым и пострадавшим с тяжелыми травмами. Они заключаются в необходимости правильной интерпретации полученной информации о пациенте как при поступлении, так и в динамике его лечения, оперативных вмешательствах и мероприятиях интенсивной терапии. Необходимым условием является знание патогенеза инфекционных осложнений и лечебно-тактической концепции травматической болезни, что возможно только при специальной подготовке госпитального эпидемиолога и его участии в обходах и консилиумах, взаимодействии с лечащими врачами [1–7].

Материалы и методы

Работа выполнена на базе хирургического стационара, специализирующегося на лечении раненых и пострадавших с тяжелыми травмами. На этапе усовершенствования системы эпидемиологического надзора за развитием инфекционных осложнений были проведены обоснование, разработка, адаптация и внедрение организационных и эпидемиологических положений и принципов в систему оказания стационарной специализированной медицинской помощи раненым и пострадавшим с тяжелыми травмами. Для его обеспечения был проведен контент-анализ литературных данных за последние 5 лет, изучены порядок и результаты оказания медицинской помощи 8866 пациентам [из них 4761 (53,7%) – пациенты хирургического профиля, 842 (9,5%) – раненые и 3263 (36,8%) – пострадавшие] с использованием эпидемиологического анализа и разработанных стандартных определений случаев местных, висцеральных и генерализованных инфекционных осложнений.

Результаты и обсуждение

В ходе многолетней работы (2002–2015 гг.) было установлено, что социально-эпидемиологическая значимость инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (ИСМП), в специализированном хирургическом стационаре определяется высокими уровнями заболеваемости пациентов (26,0 ± 8,7%), летальности (12,5 ± 1,2%) и длительности госпитализации (26,1 ± 5,2 дней). Особенности развития инфекционных осложнений обусловлены ранней колонизацией биотопов пациентов антибиотикорезистентными штаммами условно-патогенных микроорганизмов, основными возбудителями которых являлись P. aeruginosa (12,8 ± 1,4%), K. pneumoniae (12,9 ± 1,3%), A. baumannii (8,4 ± 0,8%), S. aureus (11,5 ± 1,1%), E. faecalis (6,3 ± 0,6%) и C. albicans (5,0 ± 0,4%). Эти возбудители способны образовывать устойчивые ассоциации (64,8 ± 8,3%) и становиться ведущими патогенами в развитии ИСМП. Эпидемиологические проявления ИСМП в многолетней динамике заболеваемости характеризовались преобладанием висцеральных инфекционных осложнений (62,6 ± 7,2%) по сравнению с местными и генерализованными формами (26,4 ± 9,0 и 11,1 ± 3,6% соответственно) (р < 0,05). Структуризация и систематизация эпидемиологических проявлений инфекционных осложнений у пациентов, проходивших лечение в специализированном хирургическом стационаре, позволили разработать и обосновать основные структурные компоненты эпидемиологического надзора за ИСМП. К ним относятся информационно-аналитическая, эпидемиологическая и организационная подсистемы. Все они являются системообразующими компонентами, в которых задействованы госпитальный эпидемиолог и лечащие врачи (хирурги, анестезиологи и реаниматологи), а также другие специалисты (организаторы – представители администрации медицинской организации, руководители лечебных отделений и диагностических подразделений, клинические микробиологи, клинические фармакологи) (рис. 1).

Следует отметить, что в рамках эпидемиологического надзора выявление случаев и оценка динамики заболеваемости в стационаре должны основываться на учете и анализе всех нозологических форм инфекционных болезней (госпитальных инфекций). Исходя из этого, необходимо разграничивать инфекции, имеющие доказанную связь с оказанием медицинской помощи и имеющие внебольничное происхождение. Первая группа инфекций является обширной и объединяется понятием ИСМП, связанных («ятрогенные») и не связанных («неятрогенные») с лечебно-диагностическим процессом, а также носящих характер «перекрестных инфекций» и «суперинфекций». При изучении ИСМП следует выделять сочетанные инфекции (особенно для пациентов с тяжелыми травмами) и инфекции, обусловленные распространением госпитального штамма микроорганизма. Вторая группа представлена многообразием заносных инфекций, которые в специализированных хирургических стационарах могут быть трех видов: традиционные, гнойно-воспалительные заболевания и собственно ИСМП. Заносные инфекции при определенных условиях могут приобретать внутрибольничное распространение в любых стационарах.

При оценке клинических проявлений ИСМП, возникающих в процессе лечения пациентов с тяжелыми травмами необходимо использовать эпидемиологический подход [8, 9]. Для решения этой задачи была разработана и адаптирована эпидемиологическая классификация, которую рекомендуется использовать в эпидемиологической практике и при организации лечебно-диагностического процесса в стационарных условиях. За основу были взяты теоретические разработки, ставшие основой клинико-патогенетической классификации инфекционных осложнений травматической болезни [10] и эпидемиологической диагностики ИСМП [11] (рис. 2).

В соответствии с данной классификацией инфекционные осложнения у пациентов с тяжелыми травмами следует группировать по доминирующей форме клинических проявлений, в зависимости от условий инфицирования и применяемой медицинской технологии, а также по этиологическому принципу. Местные инфекционные осложнения характеризуются развитием инфекции в месте получения травмы или ранения (околораневая флегмона, абсцесс раневого канала, гнойный затек) и ее возникновением после оперативного вмешательства (поверхностная и глубокая формы, инфекция органа или полости). Висцеральные осложнения связаны с поражением как одного внутреннего органа (моновисцеральная инфекция, например, инфекция нижних дыхательных путей), так и нескольких или в сочетании с местными формами (сочетанная висцеральная инфекция, например, инфекция нижних дыхательных путей и инфекция мочевыводящих путей; инфекция нижних дыхательных путей и инфекция в области хирургического вмешательства). Генерализованные инфекционные осложнения при тяжелых травмах представлены сепсисом (наличие синдрома системного воспалительного ответа с выявленным инфекционным очагом или бактериемией), тяжелым сепсисом (сепсис в сочетании с полиорганной несостоятельностью двух и более органов или систем организма) и септическим шоком (сепсис в сочетании с рефрактерной к проводимой терапии гипотонией при систолическом артериальном давлении 80 мм рт. ст. и ниже), что согласуется с данными Е.К. Гуманенко [5].

Кроме этого, для дифференциации причин возникновения инфекционных осложнений и выявления факторов риска в рамках эпидемиологического надзора за ИСМП необходимо выделять эндогенные и экзогенные инфекции, а также инфекции, связанные с распространением госпитального штамма как показателя эпидемиологического неблагополучия в стационаре. Отдельно следует учитывать инфекции по спектру выделенных из клинического материала возбудителей по их видовой, таксономической (синегнойные, клебсиеллезные, ацинетобактерные, стафилококковые и др.) и молекулярно-генетическим характеристикам, а также инфекционные осложнения, связанные с ассоциациями микроорганизмов. Это поможет, с одной стороны, выявить источник (хронические очаги инфекции) у одного пациента, а с другой – рационально провести лечебно-профилактические мероприятия, в частности, по усилению антиинфекционной защиты проводимых процедур и манипуляций, применению антибактериальных препаратов. Для оценки факторов риска, обусловленных лечебно-диагностическим процессом, рекомендуется учитывать инфекции, которые возникают вследствие использования медицинских технологий, связанных с оперативными вмешательствами, инвазивными устройствами и имплантатами.

Таким образом, усовершенствованная и адаптированная система эпидемиологического надзора способна обеспечить эффективную оценку распространенности и мониторинга инфекционных осложнений у пациентов специализированного хирургического стационара. Использование предлагаемой классификации позволяет объективизировать эпидемическую ситуацию по ИСМП и определить клиническое течение посттравматического периода у раненых и пострадавших с тяжелыми травмами.


Literature


1. Akimkin V.G. [Topical Areas of Prevention Research in the Field of Non-Specific Prevention of Infections Associated with Medical Care]. Poliklinika 2014; (6): 6–9. (In Russ.)

2. Danielуan Sh.N., Abakumov M.M., Voskresenskу O.V., Radchenko Yu.A., Chernen’kaja T.V. [Suppurative Complications of Penetrating Chest Wounds]. Hirurgija. Zhurnal imеni N.I. Pirogova 2010; (10): 29–35. (In Russ.)

3. Kotel’nikov G.P., Truhanova I.G. [Traumatic Disease – Methodology Concepts, Realities Today Day]. Abstracts of scientific-practical conference «Novoe v travmatologii i ortopedii». Samara, 2012; 309–324. (In Russ.)

4. Markovich N.I. [The Role of the Physician-Epidemiologist in Modern Hospital]. Medicinskij Al’manah 2014; 2(32): 22–24. (In Russ.)

5. Gumanenko E.K., Kozlov V.K. (eds.). Politravma: travmaticheskaja bolezn’, disfunkcija immunnoj sistemy. Sovremennaja strategija lechenija [Polytrauma: Traumatic Disease, Dysfunction the Immune System. Modern Strategy Treatment]. Sankt-Peterburg: GEOTAR-Media, 2008. 608 p. (In Russ.)

6. Samohvalov I.M., Boyarincev V.V., Gavrilin S.V., Nemchenko N.S., Meshakov D.P., Nedomolkin S.V., Suvorov V.V., Smirnov S.A. [Traumatic Disease: Features of Medical Tactics in Different Variants of Flow]. Vestnik Anesteziologii i Reanimatologii 2009; 6(4): 9–15. (In Russ.)

7. Briko N.I., Brusina E.B., Zueva L.P., Efimov G.E., Kovalishena O.V., Stasenko V.L, Feldblum I.V., Shkarin V.V. [Epidemiological Security – an Essential Element for Ensuring the Quality and Safety of Care]. Vestnik Roszdravnadzora 2014; (3): 27–32. (In Russ.)

8. Briko N.I. [Hospital Epidemiology: Reality and Prospects]. Poliklinika 2014; (6): 11–17. (In Russ.)

9. Kuzin A.A. Epidemiologicheskie i kliniko-organizacionnye osnovy profilaktiki infekcij, svjazannyh s okazaniem medicinskoj pomoshhi ranenym i postradavshim s tjazhelymi travmami [Epidemiological, Clinical and Organizational Framework for the Prevention of Infections Associated with Medical Care to the Wounded and the Victims with Serious Injuries]. Dr. Med. Diss. Sankt-Peterburg, 2014. (In Russ.)

10. Gumanenko E.K., Lebedev V.F., Rozhkov A.S., Rud’ A.A. [Infectious Complications Combat Surgical Pathology]. In: Voenno-polevaya hirurgiya lokal’nyh vojn i vooruzhennyh konfliktov: rukovodstvo dlya vrachej [Military-Field Surgery Local Wars and Armed Conflict: а Guide for Doctors]. Gumanenko E.K, Samohvalov I.M. (eds.). Sankt-Peterburg: GEOTAR-Media, 2011; 592–631. (In Russ.)

11. Pokrovskу V.I., Akimkin V.G., Briko N.I., Brusina E.B., Blagonravova A.S., Zueva L.P., Kovalishena O.V., Stasenko V.L., Tutel’jan A.V., Feldbum I.V., Shkarin V.V. [Terminology Aspects Associated Infections from Provision Health Help]. Zhurnal Mikrobiologii, Epidemiologii i Immunobiologii 2011; (5): 122–125. (In Russ.).


About the Autors


For correspondence:
Svistunov Sergey Aleksandrovich, Cand. Med. Sci.; Medical Service Major; Senior Lecturer; Department of General and Military Epidemiology, S.M. Kirov Military Medical Academy, Ministry of Defense of the Russian Federation
Address: 6, Academician Lebedev St., St. Petersburg 194044
Phone/Fax: +7(812) 292-34-20
Е-mail: svistunoww@rambler.ru


Similar Articles


Бионика Медиа