Respiratory viruses in the etiology of rhinosinusitis and acute suppurative otitis media in children


Selkova E.P., Radtsig E.Yu., Bugaichik O.V., Malygina L.V., Lapitskaya A.S., Gudova N.А., Grenkova T.A.

1G.N. Gabrichevsky Moscow Research Institute of Epidemiology and Microbiology; 2N.I. Pirogov Russian National Research Medical University, Moscow; 3Morozov City Children’s Clinical Hospital, Moscow Healthcare Department
Objective. To estimate the incidence of respiratory viruses in rhinosinusitis and acute suppurative otitis media (ASOM) in children.
Materials and methods. The investigators obtained 99 aspirates from the paranasal sinuses and 58 samples of tympanic cavity discharge in patients diagnosed with acute rhinosinusitis and ASOM. Their microbiological examination involved bacteriological and virological assays. Real-time polymerase chain reaction with fluorescence hybridization probes using a Rotor-Gene 6000 thermal cycler («Corbett Research», Australia) was used to identify viruses (PC virus, metapneumovirus, parainfluenza viruses types 1, 2, 3, and 4, rhinovirus, Groups B, C, and E adenoviruses, coronavirus, bocavirus, as well as also enterovirus for ASOM patients. «InterLabService» (Moscow) reagents were applied.
Results. The most common cause of rhinosinusitis was bacteria (32.3%) and that of ASOM was viruses (34%). The leading bacterial agent of the disease in patients with both rhinosinusitis and ASOM was Streptococcus pneumonia; its detection rate was higher in the patients with ASOM (45.32% for rhinosinusitis and 47.7% for ASOM). The most common virus was rhinovirus in the patients with rhinosinusitis (44.2% of cases) and RS virus in those with ASOM (47.7%).

Общеизвестна тройка ведущих бактериальных возбудителей риносинусита (РС) и острого среднего гнойного отита (ОСГО) – S. pneumoniae, H. influenza, M. Catarrhalis. В детской популяции (до 15 лет) наиболее значимыми возбудителями являются S. pneumoniae и H. influenza (при остром и рецидивирующем воспалении) [1–3]. В последнее время встречаются работы, посвященные роли вирусов в этиологии заболеваний этой группы. Одни авторы отмечают, что РС имеет преимущественно вирусную этиологию, а на долю бактериального РС приходится лишь 0,5–2% случаев заболевания [4–6] или что в этиологии ОСГО в подавляющем большинстве случаев (66%) лидируют вирусно-бактериальные ассоциации [7]. Другие просто перечисляют возможные вирусы-возбудители РС [5, 8] или различных форм ОСГО [9]. Данных о частоте встречаемости респираторных вирусов-возбудителей ОРВИ в этиологии РС и ОСГО в доступной литературе мы не нашли.

Цель исследования – оценить частоту встречаемости респираторных вирусов при РС и ОСГО у детей.

Материалы и методы

Отбор пациентов с диагнозом РС проводили в период с сентября 2012 г. по апрель 2014 г., с ОСГО – с декабря 2013 г. по апрель 2014 г. среди детей, пролеченных в указанные периоды в ЛОР-отделении стационара Морозовской детской городской клинической больницы Департамента здравоохранения города Москвы. Доля пациентов с различными формами РС составила 35,2%, пациентов с различными формами ОСГО – 11,3%.

Под наблюдением находились 83 пациента с острым РС и 44 пациента с ОСГО в возрасте от 4 месяцев до 15 лет, у которых при пункции околоносовых пазух, а также в результате перфорации барабанной перепонки (самопризвольной у 8 пациентов, инструментальной – у 36) был получен материал, пригодный для проведения микробиологического исследования.

Было получено 99 аспиратов из околоносовых пазух и 58 образцов отделяемого из барабанной полости.

Определение вирусов проводили методом полимеразной цепной реакции (ПЦР) с гибридизационно-флуоресцентной детекцией продукта реакции в режиме «реального времени» (Real-time PCR) на термоциклере Rotor-Gene 6000 («Corbett Research», Австралия). Использовали реагенты ООО «ИнтерЛабСервис» (Москва). Возбудители были выбраны на основании литературных данных: РС-вирус, метапневмовирус, вирусы парагриппа 1-го, 2-го, 3-го и 4-го типов, риновирус, аденовирусы групп В, С и Е, коронавирус, бокавирус, а для пациентов с ОСГО – еще и энтеровирус.

Определение бактериальных возбудителей проводили по общепринятой методике.

Результаты и обсуждение

В результате микробиологического исследования вирусная этиология заболевания была выявлена у 16,2% пациентов с различными формами РС и у 34% пациентов с ОСГО, вирусно-бактериальная – у 27,3 и 25% пациентов и бактериальная – у 32,3 и 13,7% соответственно. Этиология заболевания осталась неясной (возбудитель не был определен ни одним из методов микробиологического исследования) у 24,2% пациентов с РС и у 27,3% – с ОСГО.

Наиболее частым возбудителем бактериального РС и ОСГО был S. pneumoniae, (45,32 и 47,7% соответственно). На втором месте среди бактериальных агентов у пациентов с РС были H. influenzaе (28,13%), у пациентов с ОСГО – бета-гемолитический стрептококк группы А (БГСА – 13,7%). Полностью спектр бактериальных возбудителей у пациентов с РС и ОСГО представлен в таблице.

Было установлено, что ведущим возбудителем РС является риновирус (44,2%), что совпадает с литературными данными [5]. На втором и третьем местах по частоте выделения были аденовирусы (группы В, С и Е) и РС-вирус (20,9 и 16,4% соответственно), далее – вирусы парагриппа 1-го, 2-го и 3-го типов (13,9%). У пациентов с ОСГО в 47,7% случаев был выявлен РС-вирус, второе место «поделили» риновирус и вирусы парагриппа (по 17,8%), на третьем месте – аденовирус (10,8%). Метапневмовирус в наших исследованиях не был выделен ни у одного пациента с ОСГО, что расходится с данными литературы [5, 7]. Частота выявления вирусов при каждой патологии представлена на рисунке (см. на вклейке).

При вирусно-бактериальных формах сочетание микроорганизмов зависело от нозологической формы заболевания. У пациентов с РС S. pneumoпiae лидировал в вирусно-бактериальных ассоциациях, наиболее часто «соседствуя» с рино- и аденовирусами и вирусами парагриппа. РС-вирус в аспиратах из околоносовых пазух определялся изолированно, а в отделяемом из барабанной полости соседствовал с патогенной (БГСА, S. pneumoniaе, P. aeroginosa) и условно-патогенной (S. epidermidis) бактериальной флорой. У пациентов с ОСГО с одинаковой частотой (по 3,6%) встречались сочетания бактериальных возбудителей с аденовирусамии и вирусами парагриппа.

Тот факт, что возбудители заболевания не были установлены у 24,2% пациентов с РС и у 27,3% пациентов с ОСГО, требует продолжения исследований.

Выводы

  1. У всех обследованных детей наиболее часто выявляли РС бактериальной этиологии (32,3% случаев) и ОСГО вирусной этиологии (34%).
  2. Ведущий бактериальный возбудитель заболевания у пациентов как с РС, так и с ОСГО – S. pneumoniaе; частота его выявления выше у пациентов с ОСГО (45,32 и 47,7% соответственно).
  3. У пациентов с РС наиболее часто выявляли риновирус (44,2% случаев), у пациентов с ОСГО – РС-вирус (47,7%).


Literature



  1. Аветисян Л.Р., Минасян В.С., Титарова Л.С., Чернуха М.Ю., Шагинян И.А.Роль Streptococcus pneumoniae в развитии рецидивирующих средних отитов у детей. Педиатрия. Журнал им. Сперанского 2014; 1: 38–42.

  2. Богомильский М.Р., Чистякова В.Р. Детская оториноларингология. Учебник для студентов медицинских ВУЗов. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. 498 с.

  3. Богомильский М.Р., Чистякова В.Р. (ред.) Болезни уха, горла и носа. Национальное руководство. М.: Медицина, 2008; 78–82.

  4. European Position Paper on Rhinosinusitis and Nasal Polyps. 2007; 7–8.

  5. European Position Paper on Rhinosinusitis and Nasal Polyps. 2012; 9–10.

  6. Clinical practice guidline for the diagnosis and management of acute bacterial sinusitis in children aged 1 to 18 years. http://www.pediatrics.aappublications.org/content/132/1/e262.short

  7. The diagnosis and manegement of acute otitis media. http://www.pediatrics.aappublications.org/content/131/3/e964.short

  8. Никитин К.А., Шавгулидзе М.А., Герасимова Е.Б. Роль острой респираторной инфекции в развитии ЛОР-патологии. Медицинский совет 2013; 2: 33–36.

  9. Бабаченко И.В., Кветная А.С., Мельник О.В., Левина А.С.. Патогенез формирования частых респираторных заболеваний у детей с Эпштейн-Барр-вирусной и цитомегаловирусными инфекциями. Журнал инфектологии 2011; 3(4): 67–72.


About the Autors


Prof. Selkova Еvgenia Petrovna, MD; Department of Epidemiology with Course of Vaccination, I.M. Sechenov First Moscow State Medical University; Deputy Director, G.N. Gabrichevsky Moscow Research Institute of Epidemiology and Microbiology, Russian Inspectorate for the Protection of Consumer Rights and Human Welfare
Address: 10, Admiral Makarov St., Moscow 125310
Telephone: +7(495) 452-18-16
E-mail: selkova.e@mail.ru


Similar Articles


Бионика Медиа