The leptospirosis epidemiological and epizootiological situation in the Stavropol Territory


Samarina I.V., Kotenev E.S., Kovalchuk I.V., Pozdnyakov P.M., Chebotareva E.N., Kulichenko A.N.

Stavropol Anti-Plague Research Institute, Russian Inspectorate for Protection of Consumer Right and Human Welfare; Board for the Stavropol Territory, Russian Inspectorate for Protection of Consumer Right and Human Welfare, Stavropol; Stavropol Territory Animal Disease Control Station
Objective. To assess the current leptospirosis situation in the Stavropol Territory.
Materials and methods. Statistical and epidemiological analyses were used to study leptospirosis epidemiological and epizootiological data in the Stavropol Territory.
Results. The territory was divided into zones according to leptospirosis morbidity rates; the specific features of the epidemic process in leptospirosis were found; the epizootiological situation of Leptospira infection in the Stavropol Territory was studied.
Conclusion. The human leptospirosis situation has remained relatively stable, but the epizootiological situation has been tense in the Stavropol Territory in recent years.

В Российской Федерации лептоспирозы имеют широкое распространение [1]. С 1956 по 2012 г. в России зарегистрировано 86 598 больных лептоспирозами. На современном этапе заболеваемость людей этой инфекцией в нашей стране снижается (рис. 1, см. на вклейке).

В структуре заболеваемости наибольшая доля больных в последние годы (2010–2012 гг.) приходится на Центральный федеральный округ – 42%. В Северо-Западном федеральном округе выявлено 22% больных, в Приволжском – 14%. На Юг России (Южный и Северо-Кавказский федеральные округа в совокупности) приходится 16% больных: 12% – в Южном и 4% – в Северо-Кавказском федеральном округе. Максимальный удельный вес в структуре заболеваемости лептоспирозами в этот период на Юге России имеет Краснодарский край (71,7%). Ставропольский край находится на втором месте (14,5%). На территории Ставропольского края расположена значительная часть особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации – Кавказских Минеральных Вод (КМВ) [2]. В последние годы лептоспирозы причисляют к рекреационным зоонозам. Активное развитие рекреационного комплекса КМВ и высокая заболеваемость определяют актуальность проблемы лептоспирозов в Ставропольском крае.

Целью исследования была оценка современной эпидемиолого-эпизоотологической ситуации по лептоспирозам в Ставропольском крае.

Материалы и методы

В настоящей работе использованы данные Управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю и ГУ «Ставропольская краевая станция по борьбе с болезнями животных» о заболеваемости людей и животных в Ставропольском крае, а также результаты собственных исследований, полученные при изучении природной очаговости, эпидемиологических и эпизоотологических закономерностей проявления лептоспирозов в Ставропольском крае. В работе применяли общепринятые методы эпидемиологического анализа [3] и статистические методы [4]. Статистическую обработку данных проводили с использованием компьютерной программы SPSS 13,0 for Windows (Statistical Package for the Social Science).

Для районирования территорий по уровню заболеваемости инфекционными болезнями использован подход, заключающийся в том, что с помощью компьютерных статистических программ (SPSS for Windows, STATISTICA 6 и т. п.) сначала определяется средний многолетний показатель заболеваемости на 100 тыс. населения за исследуемый период на территории субъекта Российской Федерации – области, края, федерального округа либо региона за определенный период времени. Таким же образом определяются аналогичные показатели в каждом административном районе исследуемого субъекта РФ за тот же период. Достоверность различий между показателями заболеваемости на территории исследуемого субъекта РФ и аналогичными показателями в его административных районах оценивают по уровню значимости. Различия считают достоверными при p < 0,05. Если показатель средней заболеваемости инфекционной болезнью на 100 тыс. населения в рассматриваемом административном районе достоверно превышает среднюю заболеваемость на территории исследуемого субъекта РФ, то территорию района относят к территориям с высокой заболеваемостью, если различия не достоверны – то к территориям с умеренной заболеваемостью. Если показатель средней заболеваемости по административному району определенного субъекта РФ был достоверно ниже средней многолетней заболеваемости на территории исследуемого субъекта РФ, то район относят к территориям с низкой заболеваемостью инфекционной болезнью. Выбор критерия (параметрического или непараметрического) определяется наличием или отсутствием отличий распределения средней заболеваемости от нормального распределения при помощи критерия Колмогорова–Смирнова как на исследуемой территории, так и в каждом ее административном субъекте. Следует отметить, что результаты метода динамично изменяются во времени и пространстве региона.

Результаты и обсуждение

Заболеваемость лептоспирозами в Ставропольс­ком крае в период с 1987 по 1995 г. характеризовалась относительной стабильностью: интенсивный показатель (ИП) колебался в пределах 0,28–0,56 на 100 тыс. населения. В конце 90-х годов ХХ столетия наметился подъем заболеваемости, ИП составил 0,45–1,09. В 2001, 2004 и 2005 г. были зарегистрированы вспышки лептоспироза «купального» характера в Красногвардейском районе. Вероятным источником инфекции был крупный рогатый скот, фактором передачи инфекции – вода реки Егорлык, где проводили водопой больных животных. Вспышка в 2001 г. была обусловлена лептоспирами серогруппы Grippotyphosa, 2004 г. – в основном лептоспирами серогруппы Sejroe, в 2005г. – серогрупп Sejroe и Canicola. Комплекс противоэпидемических мероприятий включал в себя запрещение купания и водопользования из реки, вакцинацию крупного и мелкого рогатого скота, дератизационные меры, проведение профилактических прививок против лептоспироза по эпидемическим показаниям населению Красногвардейского района, организацию активной разъяснительной работы по профилактике лептоспироза среди населения. Проведенные мероприятия привели к существенному снижению заболеваемости в районе.

Районирование территории Ставропольского края по уровню заболеваемости лептоспирозами проведено нами с использованием изложенной в разделе «Материалы и методы» методики за период с 1995 по 2012 г. Обработка показателей заболеваемости лептоспирозами на 100 тыс. населения в Ставропольском крае и в его административных районах в изучаемый период по критерию Колмогорова-Смирнова показала, что на территории края и в 29 его административных субъектах (районы и города краевого подчинения) распределение средней заболеваемости не отличалось от нормального распределения. На территории трех административных субъектов края выявлены отличия распределения средней заболеваемости от нормального, поэтому сравнение двух средних проводили с применением как t-критерия, так и непараметрического критерия Вилкоксона для двух зависимых выборок. В случае получения противоречивых результатов t-критерия и непараметрического критерия на территории района, где тест Колмогорова-Смирнова указывал на отличия распределения переменной от нормального, предпочтение отдавали результатам критерия Вилкоксона. Следует отметить совпадение результатов параметрического и непараметрического критериев в 90,6% случаев, что подтверждает полученные результаты.

Установлено, что средние многолетние показатели заболеваемости в Красногвардейском и Кировском районах достоверно превышали аналогичный показатель по краю в целом. В 13 административных районах и в городах Невинномысске и Ставрополе, расположенных в основном в предгорно-степном и равнинно-степном, частично – в полупустынном ландшафтах, достоверных различий с краевым показателем не выявлено. В 11 районах, расположенных преимущественно в полупустынном и лесостепном районах, частично – в предгорно-степном и равнинно-степном районах и в курортных городах КМВ, эти показатели были достоверно ниже (табл. 1). На основании этих данных Ставропольский край условно разделен на 3 типа территорий: территории с высокой заболеваемостью людей лептоспирозами, территории с умеренной заболеваемостью и территории с минимальной заболеваемостью (рис. 2, см. на вклейке).

В последние годы в крае сохраняется относительно стабильная обстановка по лептоспирозам среди людей. Средний многолетний показатель заболеваемости на 100 тыс. населения по краю за 2007–2012 гг. составил 0,32 ± 0,17. За последние 26 лет случаи заболевания людей лептоспирозом не регистрировали в трех районах края: Левокумском, Степновском и Туркменском, а с 1991 г. – и в Минераловодском районе.

Среди возбудителей лептоспирозов у людей на Ставрополье с 1998 по 2012 г. важное место занимали лептоспиры серогрупп Sejroe (24,5%) и Grippotyphosa (21,1%), значительное место – Icterohaеmorrhagiae (18,3%), Canicola (18,0%) и Pomona (13,9%), реже всего встречались лептоспиры серогруппы Hebdomadis (3,6%).

С 2010 г. в крае регистрируют заболевания людей, вызванные лептоспирами серогруппы Tarassovi (0,5%). Следует отметить, что этиологическая структура лептоспирозов людей в Ставропольвком крае в последние годы неоднократно трансформировалась. В 2001 г. среди зарегистрированных случаев болезни 76,2% были вызваны лептоспирами серогруппы Grippotyphosa. С 2002 г. в серопейзаже лептоспирозов в крае значительное место заняли серогруппы Sejroe (36,5%) и Canicola (24,2%), обусловившие вспышки 2004 и 2005 гг., при сохранении значимости серогрупп Icterohaеmorrhagiae (18,9%) и Pomona (12,5%). Роль лептоспир серогруппы Grippotyphosa в заболеваемости людей в последнее десятилетие снижена (4,2%).

Заболеваемость лептоспирозами на 100 тыс. городского населения с 1998 г. до 2000 г. несколько превышала аналогичный показатель сельского населения края. С 2000 г. ситуация резко изменилась: этот показатель в сельской местности многократно (в 1,6–17,8 раз в разные годы, за исключением 2008 и 2010 г.) превышал таковой в городах.

В период с 2001 по 2012 г. купались или занимались рыбной ловлей в открытых водоемах края 57% заразившихся лептоспирозами, 19% ухаживали за сельскохозяйственными или домашними животными, 3% не исключали контакта с грызунами, 3% производили сельскохозяйственные работы в природных очагах лептоспирозов. У 18% больных источник инфекции не установлен.

Многолетнее изучение сезонности лептоспирозов показало, что в Ставропольском крае подъем заболеваемости начинается в июне, в июле нарастает, достигает своего пика в августе, в сентябре начинает снижаться, затем резко снижается с окончанием «купального» сезона, оставаясь на уровне спорадических случаев с октября по май.

В 2010 г. Россельхознадзором отмечено превышение эпидемического порога по лептоспирозам в Российской Федерации среди сельскохозяйственных животных, в том числе и в Ставропольском крае [5]. С 1998 г. по 2012 г. в крае вводился карантин по лептоспирозам в 54 хозяйствах различных форм собственности. В 55,6% неблагополучных пунктов в этот период регистрировали заболевания крупного рогатого скота, 25,9% случаев приходилось на свиноводство и по 9,3% – на коневодство и служебное и индивидуальное собаководство. 38,9% неблагополучных хозяйств выявлены в индивидуальном секторе. В Ставропольском крае ежегодно выявляются инфицированность лептоспирами и лептоспироносительство среди всех видов разводимых сельскохозяйственных животных, что определяет их значимость в качестве источников инфекции для людей.

Анализ этиологической структуры лептоспирозов у сельскохозяйственных и домашних животных в Ставропольском крае с 2003 по 2010 г. обнаружил ведущую роль лептоспир серогруппы Icterohaemorrhagiae в заболеваемости свиней (49%), значительную роль играют серогруппы Pomona (8,8%) и Tarassovi (7,1%). Крупный рогатый скот чаще инфицируется лептоспирами серогрупп Tarassovi (23%), Pomona (13%), Sejroe и Hebdomadis (23%), мелкий рогатый скот – Sejroe (29%), Pomona (26%) и Icterohaemorrhagiae (16%), собаки – Icterohaemorrhagiae (37%) и Canicola (33,9%). У лошадей высока доля заболеваний, вызванных лептоспирами серогрупп Icterohaemorrhagiae (16%) и Grippotyphosa (11%). Высок удельный вес микст-инфицирования сельскохозяйственных животных лептоспирами различных серогрупп (12–53% среди разных видов).

Ежегодный охват вакцинацией против лептоспирозов крупного рогатого скота в период с 2003 по 2010 г. в среднем составил 70,09 ± 14,60% от поголовья, свиней – 75,82 ± 22,23%, лошадей – 44,05 ± 10,67%, собак – 6,05 ± 2,12%. Охват вакцинацией всех видов сельскохозяйственных животных, кроме свиней, в Ставропольском крае имеет тенденцию к снижению.

Мониторинг природных очагов лептоспироза в крае проводят ФКУЗ «Ставропольский противочумный институт Роспотребнадзора» и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ставропольском крае». В период с 2002 по 2012 г. лабораторно (в реакции микроагглютинации с лептоспирами или полимеразной цепной реакции) исследовано 5387 проб от мышевидных грызунов, насекомоядных и других мелких млекопитающих, отловленных на территориях 23 административных районов края во все сезоны года. Обнаружено 2,1% положительных результатов. Эпизоотии лепто­спироза в дикой природе выявляли с июля по октябрь как на территориях административных районов края с достоверно высокой заболеваемостью людей (Красногвардейский, Кировский), так и в районах с умеренной (Изобильненский, Шпаковский, Кочубеевский, Георгиевский, Нефте­кум­ский) и низкой заболеваемостью, в том числе в регионе КМВ (Предгорный район). Эпизоотии лептоспироза нередко обнаруживали в местах труда и отдыха людей. На активизацию природных очагов лептоспирозов в Ставропольском крае указывает выявление 49,1% от общего числа положительных находок в последние годы (2011–2012). Инфицирование лептоспирами за 11 лет обнаружено у мышей подрода Sylvaemus (4,6% зараженных от числа отловленных), общественных и обыкновенных полевок (2,6 и 1,3% соответственно), полевых (10,5%) и домовых мышей (1,9%), землероек (2,0%), ежей различных видов (13,9%) и у одного представителя отряда хищных – лисицы обыкновенной.

В этиологической структуре лептоспирозов среди мелких мышевидных грызунов и насекомоядных с 2002 по 2012 г. основную роль играли возбудители серогрупп Sejroe (37,6% от числа серопозитивных особей) и Grippotyphosa (36,6%). Лептоспиры 4 серогрупп имели меньшее значение: Canicola – 4%, Pomona и Javanica – по 3% и Icterohaemorrhagiae – 2%. Структура инфицированности мелких млекопитающих в дикой природе лептоспирами различных серогрупп представлена в табл. 2.

В крае проводится комплекс профилактических мероприятий – вакцинация лиц, относящихся к группам профессионального риска, и по эпидемическим показаниям. С 2007 по 2012 г. населению сделано 47 589 профилактических прививок. Усилен государственный санитарно-эпидемиологический надзор за открытыми водоёмами, используемыми для рекреационных целей. В период с 2007 по 2011 г. проведены дератизационные мероприятия на 85 595 объектах, в них обработано 578 585 м2. Профилактические мероприятия привели к тому, что к 2011 г. заболеваемость людей лептоспирозами в Красногвардейском районе не регистрировалась в течение четырех лет, в Кировском районе снизилась по сравнению с 2005 г. в 6,8 раз. В 2012 г. объем дератизационных работ был снижен на 34,5%, и в том же году вновь зарегистрированы спорадические случаи лептоспироза в этих районах.

В городах-курортах КМВ федерального значения (Кисловодск, Железноводск, Ессентуки) с 2005 по 2012 г. заболевания людей лептоспирозами не были зарегистрированы, в Пятигорске зарегистрированы единичные случаи. Однако на некоторых территориях края, входящих в регион КМВ (в Георгиевски районе и в Пятигорске в 1999 г., в Предгорном районе в 2004 г.) были зафиксированы пункты, неблагополучные по лептоспирозу сельскохозяйственных животных. Эпизоотии лептоспироза в дикой природе выявлены в 2011 г. в Георгиевском и Предгорном районах. Наличие хозяйственных и природных очагов лептоспирозов в регионе КМВ требует диагностической настороженности лечебно-профилактических учреждений и профилактических мероприятий со стороны санитарной и ветеринарной служб в курортной зоне.

Таким образом, результаты оценки эпидемиологической обстановки по лептоспирозам в Ставропольском крае указывают на ее стабилизацию в последние годы в результате активного проведения противоэпидемических и профилактических мероприятий. Эпизоотологическую ситуацию по лептоспирозам на Ставрополье следует оценивать как напряженную. Значительна роль хозяйственных очагов в распространении лептоспирозов среди людей. Активизация природных очагов на территории Ставропольского края несет в себе дополнительную опасность заражения людей лептоспирозами. Гарантом дальнейшего улучшения эпидемиолого-эпизоотологической обстановки по лептоспирозам в Ставропольском крае является неукоснительное соблюдение ветеринарно-санитарного законодательства в области профилактики лептоспирозов.


About the Autors


Samarina Irina V., Cand. Med. Sci.; Acting Senior Researcher, Stavropol Anti-Plague Research Institute, Russian Inspectorate for Protection of Consumer Right and Human Welfare
Address: 13-15 Sovetskaya St. Stavropol 355035
Telephone: (8652) 26-03-12
E-mail: snipchi@mail.stv.ru


Similar Articles


Бионика Медиа