The natural immunomodular sodium deoxyribonucleate as a drug to treat influenza and acute respiratory viral infection in children (results of preclinical and clinical trials)


Osidak L.V., Zarubayev V.V., Dondurey E.A., Golovacheva E.G., Sukhovetskaya V.F., Drinevsky V.P., Kashayeva O.V.

Influenza Research Institute, Ministry of Health and Social Development of Russia, Saint Petersburg; Moscow State University of Medicine and Dentistry, Ministry of Health and Social Development of Russia, Moscow
A study using an animal model of influenza pneumonia caused by the pdm 2009 influenza A(H1N1) virus has proven that the Russian drug sodium deoxyribonucleate has antiviral mechanisms that provide a cumulative protective activity against influenza despite that the agent has no virus-inhibitory effect in in vitro experiments. A double-blind randomized placebo-controlled clinical laboratory study in parallel groups (each comprising 50 subjects) has demonstrated the therapeutic efficacy and safety of sodium deoxyribonucleate when incorporated into the combination treatment of children aged 0 to 17 years with influenza and acute respiratory viral infection of another etiology, which appeared as a statistically significant reduction in the duration of the main clinical symptoms and, accordingly, the whole disease, as well as elimination of imbalance in the parameters of the immune system in children, and a prompter reduction in the number of viral antigens found in the nasopharynx of patients receiving the drug.

Рекомендуемая в настоящее время экспертами ВОЗ группа этиотропных химиопрепаратов (ингибиторы нейраминидазы) с доказанной эффективностью при лечении гриппа (в том числе и обусловленного пандемическим штаммом вируса гриппа А/(H1N1)/pdm/2009), совершенно неэффективна при ОРИ негриппозной этиологии, частота развития которых, особенно у детей в межэпидемический период, на порядок выше частоты возникновения гриппа [1, 2]. Применение других химиопрепаратов (ремантадин, ингавирин, рибовирин и др.) также имеет либо возрастные, либо узкоспецифические ограничения, в связи с чем необходимо использовать препараты с более широким спектром действия (рекомбинантные интерфероны, индукторы интерферона, иммуномодуляторы) как самостоятельно, так и в сочетании с возможными химиопрепаратами (например, с арбидолом) [3].

Дезоксирибонуклеат натрия — натриевая соль высокоочищенной деполимеризованной низкомолекулярной нативной ДНК с молекулярной массой 270–500 кД из молок осетровых и лососевых рыб, зарегистрирован в России в 1996 г. как иммуномодулятор, оказывающий влияние на клеточный и гуморальный иммунитет, обладающий высокими репаративными и цитопротективными свойствами, разрешен к применению у взрослых и детей с первых дней жизни. При введении препарата имеет место активация макрофагов и других иммунокомпетентных клеток и соответственно увеличение их продукции, что проявляется противовоспалительным эффектом и повышением скорости восстановления морфологических повреждений в тканях [4]. Выпускается в двух лекарственных формах: 1,5% раствор в ампулах для парентерального введения и 0,25% раствор во флаконах-капельницах для интраназального введения.

В рамках доклинического исследования дезоксирибонуклеата натрия в соответствии с требованиями Минздравсоцразвития России проводилось изучение его острой, репродуктивной и хронической токсичности, аллергизирующих свойств, цитогенетических (в том числе эмбриотоксических и тератогенных) эффектов [5]. У препарата не выявлено ни одного из указанных видов токсичности и даже установлено его умеренное антимутагенное, радиопротективное и ранозаживляющее действие [4].

Доказано, что парентеральное введение дезоксирибонуклеата натрия способствует более быстрому выздоровлению пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями и лиц с тяжелой хирургической патологией и ожогами [6–9]. Интраназальное введение 0,25% раствора препарата успешно использовали при лечении детей с различными соматическими и инфекционными заболеваниями, а также при реабилитации часто болеющих детей [10, 11].

Цель данного исследования – оценка клинической эффективности и безопасности дезоксирибонуклеата натрия при лечении гриппа и других ОРВИ у детей.

Материалы и методы

Клиническую эффективность дезоксирибонуклеата натрия оценивали в 2 этапа:

I. Изучение противовирусной активности препарата в отношении модельных штаммов вируса гриппа A/Puerto Rico/8/34 (H1N1), В/Victoria/35/72, A/California/07/09 (H1N1) и A/ Duck/Potsdam/1402-6/86 (H5N2) в опытах invitro, а также его активности против пандемического штамма вируса гриппа A(H1N1) pdm 2009 в экспериментах in vivo.

II. Изучение лечебной эффективности и безопасности дезоксирибонуклеата натрия при включении в комплексную терапию детей в возрасте от 0 до 17 лет с гриппом и ОРИ другой этиологии.

Проведенное в НИИ гриппа испытание противогриппозной активности дезоксирибонуклеата натрия показало отсутствие вирусингибирующего эффекта в опытах in vitro и наличие у препарата протективной активности в экспериментах на животных при развитии у них летальной гриппозной пневмонии в ответ на заражение вирусом A/ California/07/09(H1N1)pdm/09. Отмечено снижение смертности в опытных группах до 40% по сравнению с контрольной группой и увеличение средней продолжительности жизни животных на 0,6–1,9 сут в зависимости от дозы вируса (рис. 1, см. на вклейке). Кроме того, отмечено приблизительно 10-кратное снижение инфекционной активности вируса в ткани легких животных по сравнению с контролем. Следует отметить, что ремантадин, использованный в опыте как референс-препарат, практически не оказывал при этой инфекции протективного действия. Полученные данные свидетельствуют о присущих дезоксирибонуклеату натрия дополнительных противовирусных механизмах, обеспечивающих суммарную защитную активность in vivo, вероятно, связанных с активацией системы врожденного иммунитета путем стимуляции клеточных рецепторов TLR, отвечающих за неспецифическое распознавание чужеродного материала [12].

Исследование по оценке лечебной эффективности дезоксирибонуклеата натрия при лечении детей с гриппом и ОРИ негриппозной этиологии выполняли согласно Правилам проведения качественных клинических испытаний в РФ и Европейским предписаниям по GCP [13]. Дизайн исследования – двойное слепое плацебо-контролируемое рандомизированное в параллельных группах. В исследование были включены дети в возрасте от 0 до 17 лет [Ме 3 года 10 мес, интерквартильный размах (ИКР) 2 года 1 мес; 6 лет 8 мес], госпитализированные в первые два дня от начала заболевания с клиническим диагнозом грипп или ОРВИ другой этиологии. После получения информированного согласия родителей на участие в исследовании были сформированы 2 группы по 50 детей в каждой. В основной группе пациенты получали дезоксирибонуклеат натрия (производитель – ЗАО ФП «Техномедсервис», Россия), в группе сравнения – плацебо (стерильный 0,1% раствор натрия хлорида в упаковке, идентичной препарату). По показаниям пациентам обеих групп назначали жаропонижающие и отхаркивающие средства, деконгестанты, антибиотики.

Препарат и плацебо вводили в соответствии с инструкцией: по 2 капли в каждый носовой ход (в течение первых суток – через каждые 1–1,5 ч, затем 3 раза в день).

Первичными критериями эффективности изучаемого препарата были клинические проявления заболевания: сроки нормализации температуры тела, ликвидации симптомов интоксикации и катаральных явлений в носоглотке.

Этиологию заболевания устанавливали путем обнаружения вирусных антигенов в мазках из носовых ходов с помощью иммунофлюоресцентного метода, используя наборы ООО «Предприятие по производству диагностических препаратов» при НИИ гриппа Минздравсоцразвития России, и серологически [5, 14].

В динамике заболевания (первые и последние сутки исследования) методом иммуноферментного анализа определяли содержание общего IgE в сыворотке крови и секреторного IgА (sIgA) в носовых смывах (наборы ЗАО «Вектор-Бест», Новосибирск). Трижды (до начала лечения, на 2–3-й день и перед выпиской) определяли содержание ИФН-α, ИФН-γ, циркулирующих в сыворотке крови, а также уровень их спонтанной и индуцированной продукции in vitro (наборы ООО «Цитокин», Санкт-Петербург). Бактерицидную активность (спонтанную и индуцированную) нейтрофилов оценивали с помощью теста с нитросиним тетразолием (НСТ-тест; Lachema, Чехия). Активность процессов перекисного окисления липидов с определением спонтанного и индуцированного сернокислым железом уровней малонового диальдегида, а также компонентов антиоксидантной защиты (АОЗ) – общего антиоксиданта (ОАО) в сыворотке крови и супероксиддисмутазы (СОД) в эритроцитах определяли фотометрически. Результаты динамического лабораторного исследования служили дополнительными критериями лечебной эффективности препарата.

Безопасность его применения оценивали путем выявления нежелательных явлений, а также интерпретации результатов общего анализа крови (ОАК), мочи (ОАМ) и определения показателей общего IgE в динамике (в первый и последний дни наблюдения).

Статистический анализ проводили с помощью программы Statistica 5.5 (StatSoft Inc., США) [15].

Результаты и обсуждение

Сравниваемые группы были сопоставимы по всем основным признакам: возрасту, полу, клиническим особенностям заболевания и фоновой патологии. Примерно половина детей в обеих группах были в возрасте до 3 лет. Мальчиков было несколько больше (60 % в каждой группе), чем девочек; у каждого третьего развивался бронхит. В основной группе и группе сравнения дети с фоновой патологией составили 68 и 80%, у 1/3 из них были проявления аллергопатологии; часто болеющие дети – соответственно 20 и 28%. У всех пациентов наблюдалось острое начало заболевания с повышением температуры тела ≥37,5 °С (в преобладающем большинстве случаев ≥38,6 ˚С), появлением катаральных симптомов в носоглотке и синдромов интоксикации различной степени выраженности без статистически значимых различий в частоте их регистрации (табл. 1).

Таблица 1.

Примечание. Здесь и в табл. 2: р – уровень р для точного критерия Фишера (двусторонний); n – число детей.

В этиологии заболеваний у детей отмечено преобладание гриппозной (А/H1N1, А/H3N2, реже В) моноинфекции (в 47,9 и 55,1% случаев), в 14,6 и 16,3% случаев диагностирована аденовирусная моноинфекция, в основной группе в 10,4% случаев – парагриппозная, отсутствующая у детей группы сравнения. Микстинфекция, чаще всего в виде сочетания вирусов гриппа с аденовирусом, выявлялась в 10,4 и 20,4% случаев соответственно.

Включение дезоксирибонуклеата натрия в терапию детей способствовало более быстрой ликвидации основных проявлений инфекции: статистически значимо сокращалась продолжительность лихорадочного периода, симптомов интоксикации, катаральных явлений в носоглотке, конъюнктивита и заболевания в целом (р<0,001) (табл. 2). Уменьшение числа пациентов с симптомами заболевания на фоне применения препарата отмечалось уже с первых дней наблюдения. Признаки интоксикации (недомогание и снижение аппетита) на 2-й день от начала лечения сохранялись лишь у половины пациентов основной группы, а в группе сравнения – у 37 (76%) и 35 (71%) больных соответственно (р=0,021 и 0,038). Указанные симптомы у пациентов, получавших дезоксирибонуклеат натрия, полностью купировались уже к 5-му дню, в группе плацебо – к 8-му. Статистически значимое уменьшение числа пациентов с катаральными явлениями в носоглотке наблюдалось с 4-х суток применения препарата. Так, симптомы ринита сохранялись к этому времени у 34 (71%) детей, получавших дезоксирибонуклеат натрия, в группе плацебо – у 43 (88%) больных (р<0,05). Значимое сокращение числа пациентов с кашлем отмечено с 6-го дня исследования, когда в основной группе кашель сохранялся только у 15 (31%) пациентов, а в группе плацебо – у 27 (55%; р=0,024).

Таблица 2.

Исследование мазков из носовых ходов показало, что статистически значимое сокращение (по отношению к сравниваемой группе) числа обнаруженных антигенов наблюдалось уже через 1–2 дня от начала терапии (рис. 2, см. на вклейке). Подобная закономерность наблюдалась и в дальнейшем с полной санацией носоглотки пациентов основной группы к моменту выписки. Этому способствовало статистически значимое повышение у 83,3% (27 из 30) пациентов основной группы в носовых ходах уровня sIgA (основного фактора защиты во входных воротах инфекции) с 1,6 до 2,1 мкг/мл, тогда как в группе сравнения в 70,% (21 из 30) отмечалось его снижение (с 1,5 до 1,2 мкг/мл).

У лиц, получавших дезоксирибонуклеат натрия, отмечено снижение интенсивности перекисного окисления липидов – ПОЛ (по уровню МДА) и повышение активности АОЗ (по величине СОД и ОАО), а также восстановление сниженной функциональной активности (бактерицидности) нейтрофилов (табл. 3, 4). Если показатели спонтанного НСТ(СП)-теста в начале заболевания колебались в основном в пределах нормальных величин, то реакция клеток на индукцию РМА (форболмиристата ацетат) – НСТ(инд) у 25% детей наблюдаемых групп была сниженной. К моменту выздоровления функциональная активность нейтрофилов, по данным НСТ(СП)- и НСТ(инд)-тестов, у получавших дезоксирибонуклеат натрия в отличие от пациентов в группе сравнения статистически значимо повышалась (р=0,0044 и р=0,0002 соответственно).

Таблица 3.

Примечание. Здесь и в табл. 4, 5: 1 – исходные данные; 2 – перед выпиской; Ме – медиана; ИКР – интерквантильный размах; р1 – уровень р для сравнений с исходными данными в группе; р2 – уровень р для U-критерия Манна–Уитни (перед выпиской в сравниваемых группах); различия статистически значимы.

Таблица 4.

Введение препарата также сопровождалось нормализацией дисбаланса интерлейкинов, влияющего на продолжительность воспалительного процесса и интоксикации, в частности статистически значимым снижением уровня провоспалительных цитокинов IL-4, IL-8, IL-1β в сыворотке крови и носовых смывах (табл.5). В группе получавших плацебо, напротив, отмечено отсутствие динамики этих показателей или статистически значимое их повышение.

Таблица 5.

У пациентов, получавших дезоксирибонуклеат натрия, установлено статистически значимое (по сравнению с исходными данными) снижение уровня общего IgЕ, тогда как в группе сравнения было отмечено повышение его уровня, что свидетельствует о безопасности применения дезоксирибонуклеата натрия и отсутствии у него аллергизирующих свойств. Безопасность применения исследуемого препарата подтверждена и отсутствием в динамике патологических сдвигов в ОАК и ОАМ. Частота нежелательных явлений, связанных с проводимым лечением, в сравниваемых группах не различалась: в каждой отмечено по 2 случая аллергической сыпи (4,2 и 4,1% соответственно).

Выводы

1. На животной модели гриппозной пневмонии, вызванной вирусом гриппа A/(H1N1)pdm/2009, доказано наличие у дезоксирибонуклеата натрия дополнительных противовирусных механизмов, обеспечивающих суммарную протективную активность при гриппе.

2. Установлена эффективность включения дезоксирибонуклеата натрия в комплексную терапию детей с гриппом и другими ОРВИ, что проявляется статистически значимым сокращением продолжительности основных клинических симптомов заболевания и соответственно острого периода заболевания в целом.

3. Использование препарата способствует ликвидации дисбаланса показателей иммунной системы у детей с гриппом и другими ОРВИ, что свидетельствует о его иммунореабилитирующем действии.

4. Применение дезоксирибонуклеата натрия статистически значимо способствует более быстрому сокращению числа обнаруженных вирусных антигенов из носоглотки, в том числе в виде микстинфекций, что уменьшает вероятность развития госпитальных инфекций.


Literature


1. Afanasyeva O.I. Golovacheva Ye.G., Voloshchuk L.V. i dr. Ingibitor neyraminidazy v terapii grippa. Det. infektsii 2010; 9 (3): 35–41.
2. Matheson N., Harnden A., Perera R. et al. Neuraminidaseinhibitors for preventing and treating influenza in children. Cochrane Database Syst. Rev. 2007; 24 (1): CD002744.
3. Ostryye respiratornyye infektsii u detey i podrostkov: Prakticheskoye rukovodstvo dlya vrachey /Pod red. L. V. Osidak. 2-e izd., dop. – SPb, 2009.
4. Kaplina E.N., Vaynberg Yu.P. Derinat – prirodnyy immunomodulyator dlya detey i vzroslykh. M.: Nauchnaya kniga, 2007.
5. Rukovodstvo po eksperimentalnomu (doklinicheskomu) izucheniyu novykh farmakologicheskikh veshchestv /Pod red. Fisenko V.P. I dr. M., 2000
6. Gromov M.I. Primeneniye Derinata pri lechenii bolnykh khirurgicheskim sepsisom. V kn.: Ispolzovaniye preparata Derinat v razlichnykh oblastyakh meditsiny. Khirurgiya. SPb, 2006: 6–9.
7. Primeneniye Derinata v kardiologii: Posobiye dlya praktikuyushchikh vrachey / Pod red. E.N Kaplinoy i N.O.Bazhenova. M.: Nauchnaya kniga, 2006.
8. Rak A.V., Linnik S.A., Kalinina N.M. i dr. Otchet o provedenii klinicheskikh ispytaniy preparata Derinat bolnym s khronicheskimi formami osteomiyelita. Khirurgiya. SPb, 2006: S. 21–23.
9. Tsygan V.N., Kichemasov S.Kh. Effektivnost immunomodulyatora Derinat dlya profilaktiki i lecheniya sepsisa u tyazheloobozhzhennykh.: Otchet o nauchno- issledovatelskoy rabote. Khirurgiya. SPb, 2006: 45–70.
10. Romanyuk F.P., Kalinina N.M., Zhernosekov I.I. i dr. Immunnoreabilitatsiya chasto i dlitelno boleyushchikh detey. Medlayn–Ekspress 2007; 6: 46–49.
11. Timchenko V.N., Bannova S.L., Drobachenko O.A. Opyt primeneniya immunomodulyatora Derinat u detey bolnykh infektsionnym mononukleozom (IM) Epshteyna-Barr virusnoy prirody. Tezisy dokladov IKh Obshcherossiyskogo kongressa detskikh infektsionistov «Aktualnyye voprosy infektsionnoy patologii i vaktsinoprofilaktiki».8–10 dekabrya 2009. M., 2010: 94.
12. Wu S., Metcalf J.P., Wu W. Innate immune response to influenza virus. Curr. Opin. Infect. Dis. 2011; 24 (3): 235– 240.
13. Natsionalnyy standart Rossiyskoy Federatsii «Nadlezhashchaya klinicheskaya praktika». M.: Standartinform, 2005.
14. Metodicheskiye rekomendatsii po laboratornym metodam diagnostiki grippa i drugikh ORZ. Prilozheniye 4 k Prikazu Minzdrava № 101/46 ot 19.04.93. M., 1995: 28–43.
15. Rebrova O.Yu. Statisticheskiy analiz meditsinskikh dannykh. Primeneniye paketa prikladnykh programm STATISTICA. M.: MediaSfera, 2002.


About the Autors


Prof. Osidak Lyudmila Viktorovna, MD; Leading Researcher, Department of Respiratory Viral Diseases in Children, Research Institute of Influenza, Ministry of Health and Social Development of Russia
Address: 15/17, Prof. Popov St., Saint Petersburg 197376
E-mail: Lvosidak@mail.ru


Similar Articles


Бионика Медиа