Epidemiology is the most important preventive discipline of modern medicine (on the 80th anniversary of the Department of Epidemiology and Evidence-Based Medicine, I.M. Sechenov First Moscow State Medical University)


Briko N.I., Mindlina A.Ya., Pokrovsky V.I.

I.M. Sechenov First Moscow State Medical University
Epidemiology is now considered to be a basic medical science belonging to the area of preventive medicine. Its main subject is pathology that manifests itself at the levels of the supraorganism (communities, populations), i.e. morbidity. Epidemiology deals with the incidence of any diseases regardless of their origin, especially as the latter of many diseases is still far from being deciphered. The epidemiology of communicable and non-communicable diseases comprises two sections of the single science. They are identical in their essence and have the common subject of investigation – morbidity (the population level of organization of pathology), a single scientific method (epidemiological), and an overall aim to prevent the incidence of diseases. Epidemiology is justly regarded as a main preventive discipline of modern medicine.
The Department of Epidemiology and Evidence-Based Medicine, I.M. Sechenov First Moscow State Medical University, will be 80 years old in 2011. The department has been a methodical center in epidemiology teaching. Its researchers are actively engaged in educational-and-methodical and research work and take part in fulfilling educational and research grants. The department has a laboratory that aims to develop new technologies for the epidemiological surveillance and prevention of communicable diseases. There is an actively working student research circle.
The department-trained specialists are the heads of the departments of epidemiology, research institutes, and laboratories in our country. The new stage of development will require that the department should do intensive educational-and-methodical, and research work.

В настоящее время эпидемиология рассматривается как фундаментальная медицинская наука, относящаяся к области профилактической медицины. Основным предметом эпидемиологических исследований, а следовательно, и эпидемиологии, в отличие от других наук, является патология, проявляющаяся на надорганизменном уровне (уровне общества, популяционном уровне), т.е. заболеваемость. При этом эпидемиология изучает заболеваемость населения любыми болезнями независимо от их происхождения, тем более что для многих болезней оно еще далеко не расшифровано. Эпидемиология инфекционных и неинфекционных болезней представляет собой два раздела единой науки. Они идентичны по своей сути, имеют общий предмет изучения – заболеваемость (популяционный уровень организации патологии), единый научный метод (эпидемиологический) и общую цель – профилактику заболеваемости.

Кроме заболеваемости, к предметам эпидемиологии относятся явления, отражающие исходы болезни, – смертность, летальность, инвалидизация, временная утрата трудоспособности и даже выздоровление. Все вместе они формируют предметную область эпидемиологии. Эпидемиология,
стремясь ответить на важнейший вопрос – почему возникают и распространяются болезни, «выбрала» в качестве основного предмета своей деятельности заболеваемость населения, а не его здоровье в целом.

Ведущими специалистами в области профилактической медицины эпидемиологические исследования рассматриваются как основной инструмент системы здравоохранения, позволяющий выявлять и находить решения проблем здоровья современного общества, а эпидемиология справедливо считается основной профилактической дисциплиной современной медицины.

Кафедра эпидемиологии и доказательной медицины I Московского медицинского института им. И.М. Сеченова (ныне ГОУ ВПО Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова) является одной из ведущих кафедр в нашей стране. Развитие кафедры, совершенствование преподавания осуществлялись параллельно с формированием эпидемиологии как науки. На протяжении всей истории существования кафедра являлась головной в определении методологии преподавания эпидемиологии, структуры и содержания дисциплины, а также конечных целей ее изучения. Многие годы кафедра является методическим центром страны по преподаванию
эпидемиологии. На ее базе функционировала Всероссийская учебно-методическая комиссия по эпидемиологии, неоднократно организовывались семинары заведующих кафедрами эпидемиологии, на которых обсуждались актуальные проблемы теории эпидемиологии, методика чтения лекций,
проведения практических занятий, подготовки научных и педагогических кадров.

Кафедра эпидемиологии и доказательной медицины является выпускающей на медикорофилактическом факультете. Сотрудники кафедры работают как на додипломном уровне обучения со студентами IV–VI курсов медико-профилактического факультета и V–VI курсов лечебного
факультета, в том числе англоязычного отделения, так и на последипломном уровне (интернатура, ординатура, аспирантура). С 1968 г. сотрудники кафедры ведут преподавание на факультете повышения квалификации преподавателей.

При кафедре имеется лаборатория по разработке новых технологий эпидемиологического надзора и профилактики инфекционных болезней. Активно работает научный студенческий кружок. Сотрудники кафедры ведут большую учебно-методическую и научную работу, принимают участие в реализации образовательных и научных грантов. В 2009 г. за разработанный комплект междисциплинарных учебников «Инфекционные болезни и эпидемиология» для образовательных учреждений высшего профессионального и среднего профессионального образования В.И. Покровский и Н.И. Брико были удостоены премии Правительства России в области образования, а также В.И. Покровский, Н.И. Брико и Л.А. Ряпис за монографию «Стрептококки и стрептококкозы» награждены дипломом премии РАМН
им. Н.Ф. Гамалеи за лучшую работу по микробиологии, эпидемиологии и иммунологии.

Кафедра имеет богатую историю, она была открыта в 1931 г. В течение первого семестра лекции по эпидемиологии читал проф. М.Д. Утенков. Осенью 1932 г. на кафедру по конкурсу был избран проф. Н.Н. Клодницкий, известный работами по эпидемиологии и эпизоотологии чумы. В этот же период на кафедре были созданы 3 доцентских курса (дезинфекции, паразитологии и эпизоотологии). После смерти Н.Н. Клодницкого в 1939 г. кафедру возглавил Ю.И. Дьяков, который был крупным специалистом
в области дезинфекции и занимался разработкой проблем эпидемиологии малярии, скарлатины и брюшного тифа. С 1943 по 1953 г. кафедру возглавляла проф. Л.Я. КацЧернохвостова. Научные интересы кафедры в этот период были сосредоточены на проблемах эпидемиологии кишечных
инфекций. В период с 1953 по 1955 г. обязанности заведующего кафедрой выполняла доц. В.Д. Беликова-Алдакова. В 1955 г. кафедру возглавил один из крупнейших эпидемиологов проф. И.И. Елкин. В годы Великой Отечественной войны И.И. Елкин был армейским, а затем главным эпидемиологом фронта. Докторская диссертация И.И. Елкина «Очерки военной эпидемиологии» (1947) была удостоена диплома и премии 2-й степени в конкурсе трудов «Опыт советской медицины в Великой Отечественной войне». В 1982 г. кафедру возглавил акад. В.Д. Беляков. С его приходом в преподавании эпидемиологии произошли существенные изменения. Прежде всего были пересмотрены представления о предмете эпидемиологии. Эпидемиология была определена как наука, изучающая заболеваемость и другие критерии, характеризующие состояние здоровья населения, с целью выявления причин, факторов риска инфекционных и неинфекционных заболеваний и использующая эти данные для разработки мероприятий по их профилактике. В связи с этим возникла необходимость расширения преподавания одного из основных вопросов эпидемиологии – эпидемиологической диагностики, что нашло отражение в серии созданных на кафедре методических разработок для студентов по проведению эпидемиологического анализа. Изменился и план научной работы кафедры. С учетом представлений о теоретических, методических и организационных основах эпидемиологии охарактеризованы функционирование
паразитарных систем и механизмы развития эпидемического
процесса при отдельных инфекциях. Показано, что меха-
низмы развития эпидемического процесса зависят от осо-
бенностей экологии возбудителя, характера паразитизма
и механизма передачи. Выдвинуты концепции о природе
полипатогенности случайных паразитов человека и связи
регулярных и нерегулярных проявлений эпидемического
процесса с конкретными механизмами адаптации природных
популяций микроорганизмов.

С 1997 по 2008 г. кафедру возглавлял акад. В.И. Покровский,
автор более 700 научных трудов, в том числе 30
монографий, соавтор более 20 изобретений. Он подготовил
140 кандидатов и 75 докторов медицинских наук, в течение
многих лет являлся президентом Российской академии меди-
цинских наук. Валентин Иванович Покровский соединил
в себе талант клинициста-инфекциониста, эпидемиолога,
научного исследователя, организатора здравоохранения
и медицинской науки, педагога. Под его руководством
продолжалась работа по дальнейшему совершенствованию
преподавания эпидемиологии с учетом современных тре-
бований высшей школы, международного опыта, а также
достижений науки и практики.

Основные научные исследования в этот период были
направлены на совершенствование методов эпидемиологи-
ческого мониторинга. Разработан новый подход к количест-
венной оценке степени синхронности колебаний инфекци-
онной заболеваемости в многолетней динамике, выявлены
особенности эпидемического процесса основных групп
внутрибольничных инфекций в стационарах разного типа
Москвы, разработан комплекс профилактических и про-
тивоэпидемических мероприятий, которые легли в основу
нескольких инструктивно-методических документов для
санэпидслужбы и Комитета здравоохранения Москвы.

С 2009 г. кафедру возглавляет выпускник I ММИ
им. И.М. Сеченова член-корр. РАМН проф. Николай
Иванович Брико, прошедший путь от аспиранта до заведу-
ющего кафедрой. На современном этапе во многих странах,
в том числе и в нашей стране, доказательная медицина
признана государственной политикой в области медици-
ны. При этом методологической основой доказательной
медицины являются эпидемиологические исследования,
что подчеркивает значимость и необходимость препода-
вания эпидемиологии в медицинских вузах и подготовки
специалистов-эпидемиологов. В связи с этим в 2010 г.
кафедра была переименована в кафедру эпидемиологии
и доказательной медицины.

Присоединение нашей страны к Болонскому процессу
потребовало детального изучения мирового опыта преподава-
ния эпидемиологии. В Европе магистров по эпидемиологии
(MSc in Epidemiology) готовят в университетах многих стран.
Степень «магистр по эпидемиологии» широко представлена
в университетах США, университетах Канады и Австралии,
в вузах многих стран Азии, в том числе в Китае и Индии,
в университетах стран Латинской Америки. В большинстве
медицинских вузов Европы существуют отдельные кафедры
эпидемиологии, в то время как в нашей стране они созданы
только в вузах, где имеются медико-профилактические
факультеты.

В соответствии с накопленным международным опытом
преподавания эпидемиологии, рекомендациями Всемирной
ассоциации высшего медицинского образования кафедрой
подготовлены новые учебно-методические материалы для
преподавания общей эпидемиологии с основами доказатель-
ной медицины. Разработана и утверждена Министерством
образования в 2007 г. новая примерная программа по общей
эпидемиологии (с основами доказательной медицины) для
студентов по специальности «медико-профилактическое
дело». В программе особое внимание уделяется специфике
современных эпидемиологических исследований инфек-
ционной и неинфекционной патологии, а также оценке
эффективности и безопасности профилактических средств
и мероприятий, диагностических и скрининговых исследо-
ваний. В программе также впервые отражены методология
работы с источниками доказательной информации, базами
данных, информационными системами, принципы состав-
ления систематических обзоров и метаанализ.

Также разработаны и утверждены в 2007 г. дополнения к
примерной программе по специальности «лечебное дело» по
разделу «общая эпидемиология с основами доказательной
медицины». Для реализации программ коллективом кафедры
эпидемиологии ММА им. И.М. Сеченова подготовлено
и издано в 2008 г. первое в нашей стране учебное пособие
«Общая эпидемиология с основами доказательной медицины
(руководство к практическим занятиям)». Данное учебное
пособие предназначено для студентов медико-профилак-
тических и лечебных факультетов. В 2010 г. сотрудники
кафедры подготовили второе, существенно переработанное
издание этого учебного пособия.

Дальнейшее расширение преподавания этих вопросов
необходимо в связи с выходом новых Государственных
образовательных стандартов. В основу Государственных
образовательных стандартов нового поколения положен
принцип достижения выпускниками определенных ком-
петенций специалиста. Изменилась содержательная часть
Госстандартов. Так, в Госстандарте по специальности
«медико-профилактическое дело» учтено, что приоритет
в настоящее время отдается аналитической деятельнос-
ти, позволяющей определить причины и факторы риска
заболеваемости инфекционными и неинфекционными
болезнями. Основной целью обучения на медико-профи-
лактических факультетах является подготовка специалиста,
владеющего знаниями и умениями по вопросам органи-
зации и проведения эпидемиологических исследований
и использования принципов доказательности в принятии
обоснованных решений по проведению профилактических
и противоэпидемических мероприятий, необходимыми для

использования в будущей профессиональной деятельности
в учреждениях Роспотребнадзора и лечебно-профилакти-
ческих учреждениях.

В Госстандартах по всем специальностям отдельным раз-
делом дисциплины «эпидемиология» выделена «доказатель-
ная медицина». Особое внимание в настоящее время следует
уделять системе доказательств и принципам доказательности
в принятии обоснованных решений по проведению про-
филактических мероприятий. Современный практический
работник должен знать различные источники информации,
в том числе базы данных, и уметь с ними работать.

В результате изучения курса эпидемиологии студенты
всех факультетов должны уметь выявлять причины (факторы
риска) развития болезни; проводить оценку потенциальной
эффективности и безопасности профилактических средств
и мероприятий, скрининговых тестов; проводить статис-
тическую обработку полученных в эпидемиологических
исследованиях результатов.

В современных условиях для формирования у студентов
компетентностного подхода следует уделять большое вни-
мание самостоятельной работе студентов и выполнению
индивидуальных работ.

Индивидуальные самостоятельные работы выполняют
студенты всех факультетов. Студенты лечебных, педиатри-
ческих и стоматологических факультетов, с нашей точки
зрения, должны выполнять работу по оценке научной публи-
кации, посвященной проведенному эпидемиологическому
исследованию. Будущим врачам-клиницистам необходи-
мо уметь анализировать научные статьи и систематичес-
кие обзоры, посвященные прежде всего вопросам оценки
эффективности и безопасности лекарственных препаратов,
диагностических и скрининговых тестов, а также других
медицинских вмешательств.

Студенты медико-профилактических факультетов
должны выполнить за время обучения, как минимум, три
самостоятельные индивидуальные работы – это индивиду-
альная работа по методикам проведения ретроспективного
эпидемиологического анализа; работа по оценке науч-
ной публикации (студентам медико-профилактического
факультета целесообразно рекомендовать выполнение
работы по оценке эпидемиологического исследования,
посвященного оценке эффективности и безопаснос-
ти иммунобиологических препаратов, профилактичес-
ких мероприятий, а также выявлению факторов риска);
завершающим этапом обучения на медико-профилак-
тическом факультете должно быть выполнение научно-
исследовательской работы. Этот раздел подготовки спе-
циалиста может выполняться на кафедре, в учреждениях
Роспотребнадзора, центрах гигиены и эпидемиологии,
лечебно-профилактических учреждениях, научно-иссле-
довательских учреждениях и в других структурах, где могут
работать врачи-эпидемиологи. Она должна носить харак-
тер дипломной работы. Выполнение итоговой научно-
исследовательской работы позволит эффективно оценить
уровень профессиональной теоретической и практической
подготовки выпускника по специальности «медико-про-
филактическое дело».

Формирование у выпускников компетенций профес-
сиональной деятельности требует также активного внед-
рения современных психолого-педагогических технологий
(ситуационные задачи, тестовые задания, компьютерные
технологии и т.д.). Студент обязан уметь работать со ста-
тистическими пакетами, базами данных и т.д.

Научные исследования на кафедре в настоящее время
проводятся по теме: «Совершенствование содержатель-
ных и методических основ преподавания эпидемиологии
на основе результатов эпидемиологических, микроби-
ологических и молекулярно-генетических исследова-
ний», которая подразумевает участие в трех научных
направлениях Первого Московского государственного
медицинского университета им. И.М. Сеченова: совер-
шенствование образовательных технологий додипломного
и последипломного медицинского и фармацевтического
образования; теоретические основы биомедицинских
исследований; совершенствование методов лечения, диа-
гностики, профилактики и эпидемиологического надзора
за паразитарными и инфекционными заболеваниями.

В 2008 и 2010 гг. коллектив кафедры выиграл конкурс
на право получения средств для государственной под-
держки научных исследований, проводимых ведущими
научными школами Российской Федерации. В 2008 г.
коллектив научной школы акад. РАМН В.И. Покровского
выполнял работу в рамках федеральной целевой про-
граммы «Исследования и разработки по приоритетным
направлениям развития научно-технологического ком-
плекса России на 2007–2012 годы» по теме «Разработка
инновационных технологий эпидемиологического над-
зора и профилактики инфекционных болезней».

Глобализация и интеграционные процессы в науке
в последние годы определили качественно новый уро-
вень развития эпидемиологии и расширение ее границ.
Структура современной эпидемиологии включает общую
эпидемиологию (эпидемиологический подход к изучению
болезней человека, эпидемиологическая диагностика
и эпидемиологические исследования, управление и орга-
низация профилактической и противоэпидемической
деятельности), эпидемиологию инфекционных болезней
(общая и частная), военную эпидемиологию и эпидемио-
логию неинфекционных болезней (общая и частная). При
этом в эпидемиологию инфекционных болезней входят
такие разделы, как иммунопрофилактика, дезинфек-
ция, паразитология, которые, в свою очередь, являются
по большому счету отдельными дисциплинами.

Перед традиционной эпидемиологией инфекци-
онных болезней стоит много нерешенных проблем.
Изменившаяся социально-экономическая обстанов-
ка и ухудшившаяся экологическая ситуация способс-
твовали эволюции эпидемического процесса многих
инфекционных болезней. Если ранее основное внимание
уделялось острым инфекционным заболеваниям, то в
последние годы оно все более смещается в сторону хро-
нических болезней (хронические вирусные гепатиты,
ВИЧ-инфекция и др.), которые являются причиной
длительных страданий людей и ложатся тяжким бременем
на здравоохранение.

Широкое применение эпидемиологических иссле-
дований в клиниках привело к формированию нового
раздела эпидемиологии – клинической эпидемиологии,
которая в свою очередь является основой так называемой
научно-доказательной медицины.

Сегодня актуальным является поиск общих закономер-
ностей распространения неинфекционных болезней, т.е.
создание теоретической основы этой дисциплины (раздела
эпидемиологии). Существует настоятельная необходимость
расширения участия эпидемиологов в социально-гигие-
ническом мониторинге заболеваемости, а также создания

специализированных групп, отделов при департаментах
охраны здоровья населения либо в рамках санитарно-эпи-
демиологической службы.

Эпидемиологические исследования неинфекционных
болезней проводятся главным образом научными учрежде-
ниями клинического профиля, например онкологическими,
кардиологическими, психиатрическими и др. Вместе с тем
эпидемиология большинства неинфекционных болезней
в основном носит описательный характер, тогда как их при-
чины и патогенез изучены недостаточно. Лишь для неко-
торых групп болезней, в частности сердечно-сосудистых,
предложены общие гипотезы, объясняющие причины,
механизм их распространения, и разработаны некоторые
профилактические программы.

Подводя итоги, следует отметить, что почти за 80 лет
существования кафедры ее сотрудниками опубликова-
но более 1500 научных работ, защищены 25 докторских
и 78 кандидатских диссертаций. Подготовленные кафед-
рой специалисты в настоящее время возглавляют кафед-
ры эпидемиологии, научно-исследовательские институты
и лаборатории. Однако новый этап развития эпидемиологии
потребует от кафедры напряженной учебно-методической
и научной работы.


Similar Articles


Бионика Медиа