Холера представляет собой особо опасную инфекционную болезнь как по последствиям для ее жертв, так и с точки зрения эпидемиологии. На протяжении всей истории вспышек холеры существующие в водной среде высоко контагиозные микроорганизмы Vibrio cholera становились причиной опустошительных эпидемий. По оценке ВОЗ, в мире ежегодно регистрируется 1,3–1,4 млн случаев заболевания холерой, 21 000–143 000 из них – со смертельным исходом [1]. В соответствии с Международными медико-санитарными правилами (2005), холера относится к болезням, оказывающим серьезное влияние на здоровье населения и вызывающих события, которые могут представлять собой чрезвычайную ситуацию в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иметь международное значение1. Холера – это диагноз «нищих», крупномасштабные эпидемии возникают в странах с низкими доходами населения. Так, в 2009 г. эпидемия холеры в Зимбабве, Замбии и Южной Африке продолжалась почти год, было зарегистрировано более 98 000 случаев и 4000 смертельных исходов, а в 2015 г. вспышка этого заболевания поразила 40 000 жителей в Демократической Республике Конго, Кении и Танзании.
Профилактика и контроль эпидемий обычно базируются на комплексном подходе, который включает увеличение общественной активности для усиления эпидемиологического надзора, совершенствование санитарно-гигиенических условий, в частности, доступа к частой воде, а также незамедлительное лечение подтвержденных случаев заболевания. Недавние крупномасштабные эпидемии холеры показали недостаточность стандартных ответных мер и необходимость улучшения стратегий борьбы [2].
В условиях реальной угрозы эпидемии холеры решающее значение для предотвращения массовой заболеваемости приобретает комплекс профилактических мер (повышение качества питьевой воды, безопасность продуктов питания, ужесточение требований к санитарии и гигиене, медицинское просвещение), но добиться за короткий период значительных улучшений очень сложно.
В этом ряду особое место занимает массовая вакцинация населения, проживающего на территориях, непосредственно граничащих с очагом эпидемии. Первая документально подтвержденная пероральная вакцинация против холеры была выполнена в 1997 г. в Уганде [3]. С тех пор подобные профилактические вакцинации организуются в областях с высоким риском вспышки эпидемии холеры [4–6].
В 2001 г. в России вакцинация против холеры была включена в национальный календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям.
В последние годы увеличилось использование пероральной холерной вакцины в профилактических целях2, так как была доказана существенная эффективность проводимых кампаний вакцинации против холеры [7]. Поворотной точкой в реализации программ противохолерной вакцинации стала рекомендация ВОЗ по применению оральных противохолерных вакцин Dukoral, Shanchol и mORCVAX (2011) [8]. Две последние являются практически идентичными, изготовленными разными производителями. Пероральная противохолерная вакцинация более эффективна, чем парентеральная. Поскольку холерный вибрион колонизирует слизистую оболочку кишечника [9], оральный прием вакцины вызывает иммунный ответ непосредственно через слизистую оболочку кишечника. В 2013 г. под надзором Международной координационной группы по обеспечению вакцинами создан глобальный резерв пероральной противохолерной вакцины для немедленной вакцинопрофилактики при эпидемии [10, 11].
Вакцина Shanchol производится для удовлетворения потребностей международного рынка [12], выпускается в одноразовых флаконах. Лицензионный протокол вакцины Shanchol требует приёма 2 пероральных доз с интервалом в 2 нед. Бустерная доза рекомендуется через 2 года. Кроме того, вакциной Shanchol можно прививать детей в возрасте от 1 года до 6 лет, которые подвержены наибольшему риску заболевания холерой во время ее вспышки.
Холера – это огромная проблема здравоохранения во многих регионах Замбии из-за сложностей в осуществлении эпиднадзора и плохих санитарных условий. Но особенно неблагоприятная обстановка сложилась в крупнейшем городе страны, ее столице Лусаке [12]. Лусака – быстро развивающийся город с населением более 2 млн человек. В Замбии с 2003 г. ежегодно подтверждаются эпидемические вспышки холеры. Но только в 2011 г. городской Департамент здравоохранения г. Лусака выработал стандартные оперативные протоколы, регламентирующие действия при эпидемии холеры [13]. С 2003 по 2011 г. в период вспышек холеры в Лусаке было зарегистрировано 26 000 случаев заболевания и 860 смертей от него [14].
В 2016 г. Министерство здравоохранения Замбии совместно с ВОЗ и сотрудниками организации «Врачи без границ» (Médecins Sans Frontières) провели реактивную вакцинацию в период эпидемии холеры с целью остановить распространение Vibrio cholerae в столице. «Хотя пероральные холерные вакцины не могут рассматриваться как метод радикального решения проблемы с холерой на планете, они вполне могут быть интегрированы в схемы профилактических мероприятий в качестве эффективного вспомогательного средства в случаях дефицита времени и медицинского персонала», – отметил доктор Франсиско Лукеро (Francisco Luquero), руководитель исследовательской группы «Врачи без границ» в Африке, работавшей с вакциной против холеры в Замбии3. 6 октября 2017 г. Министерство здравоохранения Замбии объявило о новой вспышке холеры в Лусаке. С начала эпидемии, за период с 28 сентября 2017 г. по 10 января 2018 г., было зарегистрировано 2672 случаев заболевания, в том числе 70 – со смертельным исходом (летальность составила 1,8%). Каждую неделю регистрировалось в общей сложности 136 новых случаев заболевания. Вспышкой холеры были затронуты западные и восточные районы столицы. Они отличаются высокой плотностью населения и недостаточно развитой инфраструктурой водоснабжения и санитарии, что способствовало быстрому распространению болезни. Текущая эндемия вызвана биотипом холерного вибриона Эль-Тор, относящегося к серогруппе O1 Огава (V. сholerae O1 E1 Tor-Ogawa). Передача инфекции в ходе этой вспышки была обусловлена заражением источников водоснабжения и продуктов питания, неадекватными санитарными условиями и несоблюдением правил гигиены. Наступление сезона дождей в сочетании с ненадлежащим состоянием систем водоснабжения и санитарии повысило риск возникновения вспышек в других районах столицы и страны [15]. Власти объявили об отсрочке начала учебного 2018 г. в школах, запретили все публичные собрания и установили комендантский час в трущобах столицы. Несмотря на принятые меры, болезнь продолжала распространяться [16].
Материалы и методы
На 21–22-й неделе эпидемиологической вспышки холеры мы начали вакцинацию пероральной противохолерной вакциной Shanchol (Shantha Biotechnics, Индия), зарегистрированной как в Замбии, так и в России. Через 2 нед. после первой вакцинации провели повторный прием пероральной дозы противохолерной вакцины.
При выборе вакцины Shanchol руководствовались ее иммунологической активностью против холерного вибриона O1 Огава, биотип которого был выявлен в ходе текущей эндемии.
Оральная вакцина Shanchol представляет собой суспензию, разовая доза – 1,5 мл. Принимают ее только перорально, после энергичного встряхивания флакона. При желании препарат можно запить водой.
Целевая группа включала всех сотрудников Посольства Российской Федерации в Республике Замбия и их детей в возрасте от 2 лет, непосредственно проживающих в г. Лусака.
Применение вакцины Shanchol не требовало ни буферного раствора, ни воды.
Результаты
В период с 15 января по 9 февраля 2018 г. была проведена вакцинация 37 сотрудников Посольства Российской Федерации и членов их семей, охват вакцинацией составил 90%. Использовали 74 дозы пероральной противохолерной вакцины: 66 доз были введены 31 здоровому взрослому (мужчинам и небеременным женщинам) в возрасте от 23 до 60 лет и 8 доз – здоровым детям (мальчикам и девочкам) в возрасте от 2 до 10 лет.
Применяли оральную вакцину Shanchol в двукратном режиме с интервалом 14 дней.
За весь поствакцинальный период неблагоприятные явления и побочные реакции не зарегистрированы. Через 5 мес. протективная эффективность вакцины после приема 2 доз составляла 100%.
Заключение
Вакцинация и санитарно-эпидемиологический контроль качества воды и продуктов на территории неблагополучных по холере стран – «золотое» правило профилактики холеры. Оральная вакцина Shanchol безопасна, удобна в применении, создает продолжительную (до 2 лет) защиту для людей, проживающих в эндемичных районах.