2 ноября 2015 г. исполнилось 100 лет со дня смерти выдающегося российского ученого (швейцарца по происхождению), одного из основоположников отечественной гигиены, видного общественного деятеля, педагога, профессора Федора Федоровича Эрисмана (1842–1915). В России его имя связывают со становлением гигиены как самостоятельной науки, но российские эпидемиологи не могут остаться в стороне от признания его огромного вклада в развитие и эпидемиологии.
Медицинское образование Ф.Ф. Эрисман получил в Швейцарии, в Цюрихском университете. Своей специальностью он выбрал офтальмологию, хотя во время учебы интересовался многими направлениями медицины. Однако интерес к социальным проблемам, желание быть полезным не только своим пациентам, но и обществу в целом не позволили молодому врачу удовлетвориться простой практикой врача-офтальмолога. Знакомство с русскими студентами, которые учились в 60-е годы в университете Цюриха и были носителями передовых идей того времени, сыграло важную роль в его решении переехать в 1869 г. в Россию и посвятить лучшие годы служению русскому народу.
Открыв в Петербурге частную практику по глазным болезням, которая давала ему средства к существованию, Ф.Ф. Эрисман мечтал о работе больших масштабов, имеющей широкое общественное значение.
Впервые такая возможность представилась в 1969 г., когда Ф.Ф. Эрисману предложили провести обследование зрения у учащихся петербургских гимназий. Специальному обследованию было подвергнуто 4358 учеников. Несмотря на большой объем работы, исследование проводилось самым тщательным образом и завершилось установлением причинно-следственных связей между возникновением и прогрессированием близорукости в подростковом возрасте и увеличением зрительной нагрузки, нарушением осанки, неправильной организацией рабочего места.
Хотя, на первый взгляд, научно-практическая работа молодого ученого не имела ничего общего с эпидемиологией в ее классическом понимании, на самом деле она полностью соответствовала современным представлениям об эпидемиологическом исследовании. Ф.Ф. Эрисман не ограничился выявлением патологии органов зрения и постановкой диагноза, он использовал эпидемиологический подход для установления причин возникновения близорукости и обоснования предупредительных мер: описал заболеваемость глазными болезнями; собрал тщательный анамнез жизни каждого ученика; изучил условия, в которых они занимались; показал отрицательную роль увеличения зрительной нагрузки, недостаточного освещения и плохой организации рабочего места; предложил особую школьную парту, до настоящего времени широко известную под названием парты Эрисмана.
Спустя 7 лет ученый повторно обследовал зрение тех же учеников и получил новые доказательства правильности своих выводов. В процессе работы он накопил столь обширный литературный материал, что уже в 1870 г. опубликовал объемный труд «Училищная гигиена», ставший первым в России специальным руководством по школьной гигиене.
В Петербурге деятельность Ф.Ф. Эрисмана по изучению здоровья населения носила все больше общественный характер. Здесь впервые он провел обследование жилищных условий в квартирах подвальных этажей и ночлежных домах и опубликовал материалы об их вопиющем антисанитарном состоянии.
Проделанная работа пробудила большой интерес молодого врача к гигиене – науке, которая в эти годы привлекала внимание многих русских и зарубежных ученых [1].
Для повышения уровня своей подготовки в области гигиены и санитарии Ф.Ф. Эрисман в течение ряда лет, начиная с 1872 г., работал в лабораториях М. Петтенкофера и К. Фойта. В эти же годы он опубликовал крупные пособия и много статей по гигиене.
Возвратившись в Россию, Ф.Ф. Эрисман принял участие в русско-турецкой войне 1877–1878 гг. В 1878 г. он являлся заместителем председателя комиссии Красного Креста и руководил дезинфекционными работами в русской армии на европейском театре военных действий.
Анализируя заболеваемость и смертность от холеры и сыпного тифа во время русско-турецкой войны, Ф.Ф. Эрисман обосновал систему рациональных противоэпидемических мероприятий, благодаря которым в значительной мере было ограничено распространение сыпного тифа и желудочно-кишечных заболеваний в тыл, вглубь России [2].
В 1879 г. перед Ф.Ф. Эрисманом раскрылись перспективы широкой общественной и профессиональной деятельности. Московское земство, обеспокоенное ростом заболеваемости и тяжелым санитарно-гигиеническим состоянием предприятий Московской губернии, пригласило его для проведения углубленного санитарно-гигиенического обследования фабрик и заводов. В течение шести лет (1879–1885) Ф.Ф. Эрисман вместе с Е.М. Дементьевым и А.В. Погожевым провели обширное санитарное обследование 1080 предприятий Московской губернии с общим числом рабочих 114 000. При обследовании ставились задачи не только описать санитарное состояние промышленных предприятий, но и наметить практические мероприятия для улучшения жизни рабочих. Ф.Ф. Эрисман и его помощники обследовали условия быта рабочих и их семей, состав рабочих, условия найма, продолжительность рабочего дня, заработную плату, состояние жилищ и условия питания. Рабочие и члены их семей были подвергнуты антропологическому обследованию. Исследования Ф.Ф. Эрисмана стали крупным событием в истории русской санитарной статистики. При обследовании накопилось колоссальное количество описательных и цифровых данных. Они были тщательно обработаны статистически, были составлены диаграммы, карты и таблицы.
Отныне и до конца своего пребывания в России Ф.Ф. Эрисман жил интересами земства, и вся его дальнейшая работа была во многом подчинена интересам земской санитарной организации.
Значительна была деятельность Ф.Ф. Эрисмана в Московском университете (1881–1896). В 1881 г. Совет Московского университета пригласил читать доцентский курс молодого ученого, известного своими научными публикациями, а в 1884 г. он был удостоен степени доктора медицины «honoriscausa» и возглавил первую в Москве (вторую в России) кафедру гигиены.
С именем профессора Ф.Ф. Эрисмана в Московском университете связано начало предметного преподавания гигиены как самостоятельной университетской науки и систематического преподавания эпидемиологии.
Ф.Ф. Эрисман, обладая широким кругозором и большим научным размахом, наметил пути дифференциации гигиенической науки: профессиональная гигиена, школьная гигиена, социальная гигиены и санитарная статистика, эпидемиология.
Исторической справедливости ради следует отметить, что изложение избранных вопросов эпидемиологии началось в Московском университете еще в начале XIX века на кафедре анатомии, физиологии и судебно-врачебной науки, особенно в тот период, когда кафедрой руководил Е.О. Мухин, принимавший активное участие в борьбе с оспой и холерой в России [3].
В дальнейшем преподавание вопросов эпидемиологии в Московском университете было продолжено профессорами М.Я. Мудровым и И.Е. Дядьковским, которые обобщили опыт русских врачей во время эпидемии холеры в России 1830–1831 гг. в сочинении под названием «Трактат о повально-заразительной болезни холере». Затем основы профилактики и борьбы с эпидемиями излагались уже в самостоятельном учебном курсе в Московском университете на объединенной кафедре гигиены, эпидемиологии, медицинской полиции и медицинской статистики под руководством Ф.Ф. Эрисмана.
За время работы в Московском университете Ф.Ф. Эрисман сделал выдающиеся теоретические обобщения, не утратившие и сегодня своего практического значения для эпидемиологии. В фундаментальном труде «Руководство к гигиене» он обобщил известные к тому времени данные по эпидемиологии и объединил группы заразных болезней по способу их распространения, а также дал подробное описание каждого варианта передачи. Работа Ф.Ф. Эрисмана отражала передовую систему взглядов, господствовавших в медицине накануне великих бактериологических открытий.
В 1875 г. Ф.Ф. Эрисман впервые в истории выдвинул идею о возможности ликвидации инфекционных болезней: «История дает нам надежду, что благодаря всеобщему распространению образования, улучшению социальных условий и развитию науки удастся все более и более оттеснить на задний план и наши господствующие эпидемические болезни, а может быть, и вовсе освободить от них род человеческий» [3].
В лекционном курсе для студентов старших курсов Московского университета «Эпидемиология и профилактика холеры с общественно-санитарной точки зрения», который Ф.Ф. Эрисман читал для студентов-медиков, собиравшихся на борьбу с холерой, свирепствовавшей во многих регионах России, он подчеркивал практическое значение частной эпидемиологии следующими словами: «Я лично глубоко убежден, что только эпидемиология холеры, знакомство со способами распространения и с условиями, при которых она развивается в эпидемию, может нам дать в настоящее время прочную основу для выработки практических и действительных мер в борьбе с холерой» [4].
При составлении лекционного курса перед Ф.Ф. Эрисманом стояла непростая задача – дать объективную оценку и интерпретацию современных данных, поскольку по поводу причин возникновения эпидемий холеры существовало научное разногласие между Робертом Кохом и Максом Петтенкофером. Р. Кох был убежден, что нашел возбудителя холеры. М. Петтенкофер не отрицал, конечно, правильности этого открытия; он и сам думал о возбудителе, обладающем живой природой, но у него были другие представления. Прежде всего, он не верил в простую передачу инфекции. М. Петтенкофер выделял территориальные и временные факторы, благоприятствующие развитию эпидемии холеры. Наибольшее значение в этой связи ученый придавал состоянию грунтовых вод. По его мнению, от насыщенности грунта водой зависит процесс гниения органических субстанций, с которыми сливается носитель холеры. Под носителем холеры он подразумевал специфическое вещество, обладающее внутренней организацией чрезвычайно малого объема, наподобие тех, что вызывают брожение.
В непростой обстановке спора двух известных ученых с мировым именем Ф.Ф. Эрисман мыслил как эпидемиолог и как эпидемиолог читал лекции студентам, которых должен был не просто научить, но вооружить знаниями и умениями для борьбы с не изученным до конца врагом: «При этом я буду держаться исключительно эпидемиологических данных, так как глубоко убежден, что пока, по крайней мере, другой, прочной, почвы для практических, общественно-санитарных, мероприятий против распространения холеры у нас нет» [4].
Огромное значение Федор Федорович Эрисман придавал статистике. Он сам читал лекции по санитарной статистике, так как считал этот предмет крайне важным для будущих врачей [5].
Поскольку Ф. Ф. Эрисман был непререкаемым авторитетом во всем, что касалось школьной гигиены, он с большим вниманием относился к вопросам «школьной эпидемиологии».
Работа «О санитарных мерах против распространения заразных болезней в школе и через школу» (1888), написанная совместно с земским санитарным врачом М.Д. Соколовым, является, говоря современным языком, руководством по противоэпидемическим мероприятиям в организованных детских коллективах.
К этой работе Ф.Ф. Эрисман подошел, как всегда, с большим научным размахом. Несмотря на то что Санитарный совет поручил Ф.Ф. Эрисману выработать только правила, которыми следует руководствоваться при решении вопроса о закрытии сельских школ в случае распространения среди учащихся какой-либо заразной болезни, ученый не ограничился узкими рамками поставленной перед ним задачи: «При первом же обсуждении данного вопроса выяснилось, что нельзя ограничиваться указанием на те условия, при которых следует закрывать школы, а что необходимо выработать все те меры в совокупности, проведение которых желательно для защиты школ от занесения заразных болезней и для борьбы против распространения этих болезней в школах вообще».
Исключительный интерес представляет тот факт, что в работе Ф.Ф. Эрисмана и М.Д. Соколова была представлена по существу известная современным эпидемиологам система противоэпидемических мероприятий, направленных на источник инфекции, механизм передачи и восприимчивых людей в эпидемическом очаге: «Обсуждению нашему подлежали следующие вопросы:
- При появлении в школах каких именно заразных болезней должны быть предпринимаемы санитарные меры?
- Как следует поступать, если в школе окажется ребенок с признаками заразной болезни? Если он удаляется из школы, то на какой именно срок? При каких условиях он может быть снова допущен в школу?
- Что нужно делать для обеззараживания школьного помещения?
- Могут ли здоровые дети из зараженных семей посещать школу и при каких условиях?
- В каких случаях необходимо закрытие школы?
- Что следует предпринимать при появлении какой-либо заразной болезни в семье учителя или же в случае заболевания кого-либо из семей других лиц, служащих в школах?
- Что нужно предпринимать по отношению к школе, если какая-либо заразная болезнь в эпидемической форме проявляется в том же селении, где находится школа или в одном из тех селений, откуда дети посещают школу?».
А закрытие школ, ради которого Ф.Ф. Эрисман был приглашен к работе, по мнению ученого, являлось крайней и не очень эффективной мерой: «При решении вопроса о временном закрытии школы в виду пресечения дальнейшего распространения какой-либо заразной болезни, рекомендуется большая осторожность. Нередко эта мера принимается рутинно и без надобности, причем не принимается во внимание, что дети, не посещая школы, либо сидят дома, в тесных помещениях, либо все равно встречаются с другими детьми, от которых они могут заразится на дворах и улицах, вследствие чего закрытие школы не дает ожидаемых от него результатов» [6].
Ну и наконец, необходимо отметить тот весомый вклад, который Ф.Ф. Эрисман внес в санитарное благоустройство российских городов, особенно Москвы и Петербурга, и тем самым способствовал улучшению эпидемиологической обстановки в них. При непосредственном участии Ф.Ф. Эрисмана были спланированы новый московский водопровод и петербургская водопроводная станция. Ему принадлежит инициатива устройства опытных полей орошения невдалеке от вновь построенных клиник Московского университета [7].
Федор Федорович Эрисман твердо стоял на позициях общественной гигиены, которую он называл наукой об общественном здоровье, способной обеспечить долгосрочные результаты [8]. В частности, в «Курсе лекций по эпидемиологии и профилактике холеры» он писал: «Оценивая предлагаемые здесь меры против холеры, не нужно пугаться того, что нельзя будет пожинать немедленно их плоды, а что приходится ждать их годами. Ведь главная задача настоящих ассенизационных работ состоит совсем не в том, чтобы немедленно насладится благами, элементы которых в них заключаются, а в том, чтобы положить им основание и сделать эти блага возможными; словом, эти работы имеют в виду по преимуществу не настоящее, а будущее» [4].
Великий ученый был прав. Современное общество наслаждается благами, которые стали возможны благодаря труду многих замечательных людей, одним из которых является профессор Федор Федорович Эрисман.
К сожалению, не все в России смогли по достоинству оценить труд ученого. 1 июля 1896 г. Ф.Ф. Эрисман, без объяснения причин, приказом министра просвещения И.Д. Делянова был уволен из Московского университета. В письме своему другу И.И. Янжулу он с болью и недоумением писал: «Очевидно…мои недоброжелатели не дремлют. Роковое для меня распоряжение последовало на основании доносов, без всякого повода с моей стороны и без того, чтобы я мог защищаться... Вы, конечно, не сомневаетесь в том, что при этих условиях я не могу остаться; мне грубо вырвали из рук любимое дело, и теперь мне в России нечего делать. Я туда не возвращусь, а поселюсь в Швейцарии; что я буду делать здесь – не знаю» [9].
В Швейцарии Ф.Ф. Эрисман приобрел небольшой дом в Цюрихе, и занялся литературной работой. В 1897 г. появился в печати его очерк «Развитие сельской медицины и здравоохранения в России». В том же году Ф.Ф. Эрисман выступил на съезде Центрального союза швейцарских врачей в Олтене с докладом о врачебной помощи в Петербурге и Москве. В конце 90-х годов он написал много статей для крупнейшего русского энциклопедического словаря, издававшегося Брокгаузом и Ефроном [10].
Помимо литературной работы Ф.Ф. Эрисман активно занимался общественной деятельностью. В 1900 г. он был избран членом инспекции народных школ по Цюрихскому округу, а в 1901 г. – членом Цюрихской городской управы и заведующим санитарной частью городского общественного управления.
Много лет Ф.Ф. Эрисман активно участвовал в работах по благоустройству Цюриха. Под его руководством и по его инициативе были построены благоустроенные рабочие кварталы, Народный дом с безалкогольной столовой. Посетивший Цюрих в 1912 г. профессор З.Г. Френкель вспоминал, что в рабочих кругах Ф.Ф. Эрисман пользовался «безраздельным уважением и широкой популярностью» [11].
Получив признание на родине, Ф.Ф. Эрисман хранил в своем сердце любовь к России и искреннюю привязанность к русским людям. Его дом в Цюрихе всегда был открыт для них. «Все они находили и радушный прием, и доброе ободряющее слово, и нужные указания», – вспоминал врач-общественник и ученый П.Д. Диатропов [12].
Сегодня мы, русские врачи – гигиенисты и эпидемиологи – чтим память великого ученого, удивительного человека, профессора Федора Федоровича Эрисмана и его вклад в развитие русской профилактической медицины.