Epidemiological approach in F.F. Erisman’s prophylactic activity


Briko N.I., Sokоlova T.V., Klushkina V.V.

I.M. Sechenov First Moscow State Medical University, Ministry of Health of Russia
This article describes the multifaceted (social, scientific-and-practical, and pedagogical) activities of the distinguished Russian scientist Fedor Fedorovich Erisman. It discloses the epidemiological component of his activity.

2 ноября 2015 г. исполнилось 100 лет со дня смерти выдающегося российского ученого (швейцарца по происхождению), одного из основоположников отечественной гигиены, видного общественного деятеля, педагога, профессора Федора Федоровича Эрисмана (1842–1915). В России его имя связывают со становлением гигиены как самостоятельной науки, но российские эпидемиологи не могут остаться в стороне от признания его огромного вклада в развитие и эпидемиологии.

Медицинское образование Ф.Ф. Эри­с­ман получил в Швейцарии, в Цюрихском университете. Своей специальностью он выбрал офтальмологию, хотя во время учебы интересовался многими направлениями медицины. Однако интерес к социальным проблемам, желание быть полезным не только своим пациентам, но и обществу в целом не позволили молодому врачу удовлетвориться простой практикой врача-офтальмолога. Знакомство с русскими студентами, которые учились в 60-е годы в университете Цюриха и были носителями передовых идей того времени, сыграло важную роль в его решении переехать в 1869 г. в Россию и посвятить лучшие годы служению русскому народу.

Открыв в Петербурге частную практику по глазным болезням, которая давала ему средства к существованию, Ф.Ф. Эрисман мечтал о работе больших масштабов, имеющей широкое общественное значение.

Впервые такая возможность представилась в 1969 г., когда Ф.Ф. Эрисману предложили провести обследование зрения у учащихся петербургских гимназий. Специальному обследованию бы­ло подвергнуто 4358 учеников. Несмотря на большой объем работы, исследование проводилось самым тщательным образом и завершилось установлением причинно-следствен­ных связей между возникновением и прогрессированием близорукости в подростковом возрасте и увеличением зрительной нагрузки, нарушением осанки, неправильной организацией рабочего места.

Хотя, на первый взгляд, научно-практическая работа молодого ученого не имела ничего общего с эпидемиологией в ее классическом понимании, на самом деле она полностью соответствовала современным представлениям об эпидемиологическом исследовании. Ф.Ф. Эрисман не ограничился выявлением патологии органов зрения и постановкой диагноза, он использовал эпидемиологический подход для установления причин возникновения близорукости и обоснования предупредительных мер: описал заболеваемость глазными болезнями; собрал тщательный анамнез жизни каждого ученика; изучил условия, в которых они занимались; показал отрицательную роль увеличения зрительной нагрузки, недостаточного освещения и плохой организации рабочего места; предложил особую школьную парту, до настоящего времени широко известную под названием парты Эрисмана.

Спустя 7 лет ученый повторно обследовал зрение тех же учеников и получил новые доказательства правильности своих выводов. В процессе работы он накопил столь обширный литературный материал, что уже в 1870 г. опубликовал объемный труд «Училищная гигиена», ставший первым в России специальным руководством по школьной гигиене.

В Петербурге деятельность Ф.Ф. Эрисмана по изучению здоровья населения носила все больше общественный характер. Здесь впервые он провел обследование жилищных условий в квартирах подвальных этажей и ночлежных домах и опубликовал материалы об их вопиющем антисанитарном состоянии.

Проделанная работа пробудила большой интерес молодого врача к гигиене – науке, которая в эти годы привлекала внимание многих русских и зарубежных ученых [1].

Для повышения уровня своей подготовки в области гигиены и санитарии Ф.Ф. Эрисман в течение ряда лет, начиная с 1872 г., работал в лабораториях М. Петтенкофера и К. Фойта. В эти же годы он опубликовал крупные пособия и много статей по гигиене.

Возвратившись в Россию, Ф.Ф. Эрисман принял участие в русско-турецкой войне 1877–1878 гг. В 1878 г. он являлся заместителем председателя комиссии Красного Креста и руководил дезинфекционными работами в русской армии на европейском театре военных действий.

Анализируя заболеваемость и смертность от холеры и сыпного тифа во время русско-турецкой войны, Ф.Ф. Эрисман обосновал систему рациональных противоэпидемических мероприятий, благодаря которым в значительной мере было ограничено распространение сыпного тифа и желудочно-кишечных заболеваний в тыл, вглубь России [2].

В 1879 г. перед Ф.Ф. Эрисманом раскрылись перспективы широкой общественной и профессиональной деятельности. Московское земство, обеспокоенное ростом заболеваемости и тяжелым санитарно-гигиеническим состоянием предприятий Московской губернии, пригласило его для проведения углубленного санитарно-гигиенического обследования фабрик и заводов. В течение шести лет (1879–1885) Ф.Ф. Эрисман вместе с Е.М. Дементьевым и А.В. Погожевым провели обширное санитарное обследование 1080 предприятий Московской губернии с общим числом рабочих 114 000. При обследовании ставились задачи не только описать санитарное состояние промышленных предприятий, но и наметить практические мероприятия для улучшения жизни рабочих. Ф.Ф. Эрисман и его помощники обследовали условия быта рабочих и их семей, состав рабочих, условия найма, продолжительность рабочего дня, заработную плату, состояние жилищ и условия питания. Рабочие и члены их семей были подвергнуты антропологическому обследованию. Исследования Ф.Ф. Эрисмана стали крупным событием в истории русской санитарной статистики. При обследовании накопилось колоссальное количество описательных и цифровых данных. Они были тщательно обработаны статистически, были составлены диаграммы, карты и таблицы.

Отныне и до конца своего пребывания в России Ф.Ф. Эрисман жил интересами земства, и вся его дальнейшая работа была во многом подчинена интересам земской санитарной организации.

Значительна была деятельность Ф.Ф. Эрисмана в Московском университете (1881–1896). В 1881 г. Совет Московского университета пригласил читать доцентский курс молодого ученого, известного своими научными публикациями, а в 1884 г. он был удостоен степени доктора медицины «honoriscausa» и возглавил первую в Москве (вторую в России) кафедру гигиены.

С именем профессора Ф.Ф. Эрисмана в Москов­ском университете связано начало предметного преподавания гигиены как самостоятельной университетской науки и систематического преподавания эпидемиологии.

Ф.Ф. Эрисман, обладая широким кругозором и большим научным размахом, наметил пути дифференциации гигиенической науки: профессиональная гигиена, школьная гигиена, социальная гигиены и санитарная статистика, эпидемиология.

Исторической справедливости ради следует отметить, что изложение избранных вопросов эпидемиологии началось в Московском университете еще в начале XIX века на кафедре анатомии, физиологии и судебно-врачебной науки, особенно в тот период, когда кафедрой руководил Е.О. Мухин, принимавший активное участие в борьбе с оспой и холерой в России [3].

В дальнейшем преподавание вопросов эпидемиологии в Московском университете было продолжено профессорами М.Я. Мудровым и И.Е. Дядьковским, которые обобщили опыт русских врачей во время эпидемии холеры в России 1830–1831 гг. в сочинении под названием «Трактат о повально-заразительной болезни холере». Затем основы профилактики и борьбы с эпидемиями излагались уже в самостоятельном учебном курсе в Московском университете на объединенной кафедре гигиены, эпидемиологии, медицинской полиции и медицинской статистики под руководством Ф.Ф. Эрисмана.

За время работы в Московском университете Ф.Ф. Эрисман сделал выдающиеся теоретические обобщения, не утратившие и сегодня своего практического значения для эпидемиологии. В фундаментальном труде «Руководство к гигиене» он обобщил известные к тому времени данные по эпидемиологии и объединил группы заразных болезней по способу их распространения, а также дал подробное описание каждого варианта передачи. Работа Ф.Ф. Эрисмана отражала передовую систему взглядов, господствовавших в медицине накануне великих бактериологических открытий.

В 1875 г. Ф.Ф. Эрисман впервые в истории выдвинул идею о возможности ликвидации инфекционных болезней: «История дает нам надежду, что благодаря всеобщему распространению образования, улучшению социальных условий и развитию науки удастся все более и более оттеснить на задний план и наши господствующие эпидемические болезни, а может быть, и вовсе освободить от них род человеческий» [3].

В лекционном курсе для студентов старших курсов Московского университета «Эпидемиология и профилактика холеры с общественно-санитарной точки зрения», который Ф.Ф. Эрисман читал для студентов-медиков, собиравшихся на борьбу с холерой, свирепствовавшей во многих регионах России, он подчеркивал практическое значение частной эпидемиологии следующими словами: «Я лично глубоко убежден, что только эпидемиология холеры, знакомство со способами распространения и с условиями, при которых она развивается в эпидемию, может нам дать в настоящее время прочную основу для выработки практических и действительных мер в борьбе с холерой» [4].

При составлении лекционного курса перед Ф.Ф. Эрисманом стояла непростая задача – дать объективную оценку и интерпретацию современных данных, поскольку по поводу причин возникновения эпидемий холеры существовало научное разногласие между Робертом Кохом и Максом Петтенкофером. Р. Кох был убежден, что нашел возбудителя холеры. М. Петтенкофер не отрицал, конечно, правильности этого открытия; он и сам думал о возбудителе, обладающем живой природой, но у него были другие представления. Прежде всего, он не верил в простую передачу инфекции. М. Петтенкофер выделял территориальные и временные факторы, благоприятствующие развитию эпидемии холеры. Наибольшее значение в этой связи ученый придавал состоянию грунтовых вод. По его мнению, от насыщенности грунта водой зависит процесс гниения органических субстанций, с которыми сливается носитель холеры. Под носителем холеры он подразумевал специфическое вещество, обладающее внутренней организацией чрезвычайно малого объема, наподобие тех, что вызывают брожение.

В непростой обстановке спора двух известных ученых с мировым именем Ф.Ф. Эрисман мыслил как эпидемиолог и как эпидемиолог читал лекции студентам, которых должен был не просто научить, но вооружить знаниями и умениями для борьбы с не изученным до конца врагом: «При этом я буду держаться исключительно эпидемиологических данных, так как глубоко убежден, что пока, по крайней мере, другой, прочной, почвы для практических, общественно-санитарных, мероприятий против распространения холеры у нас нет» [4].

Огромное значение Федор Федорович Эрисман придавал статистике. Он сам читал лекции по санитарной статистике, так как считал этот предмет крайне важным для будущих врачей [5].

Поскольку Ф. Ф. Эрисман был непререкаемым авторитетом во всем, что касалось школьной гигиены, он с большим вниманием относился к вопросам «школьной эпидемиологии».

Работа «О санитарных мерах против распространения заразных болезней в школе и через школу» (1888), написанная совместно с земским санитарным врачом М.Д. Соколовым, является, говоря современным языком, руководством по противоэпидемическим мероприятиям в организованных детских коллективах.

К этой работе Ф.Ф. Эрисман подошел, как всегда, с большим научным размахом. Несмотря на то что Санитарный совет поручил Ф.Ф. Эрисману выработать только правила, которыми следует руководст­воваться при решении вопроса о закрытии сельс­ких школ в случае распространения среди учащихся какой-либо заразной болезни, ученый не ограничился узкими рамками поставленной перед ним задачи: «При первом же обсуждении данного вопроса выяснилось, что нельзя ограничиваться указанием на те условия, при которых следует закрывать школы, а что необходимо выработать все те меры в совокупности, проведение которых желательно для защиты школ от занесения заразных болезней и для борьбы против распространения этих болезней в школах вообще».

Исключительный интерес представляет тот факт, что в работе Ф.Ф. Эрисмана и М.Д. Соколова была представлена по существу известная современным эпидемиологам система противоэпидемических мероприятий, направленных на источник инфекции, механизм передачи и восприимчивых людей в эпидемическом очаге: «Обсуждению нашему подлежали следующие вопросы:

  • При появлении в школах каких именно заразных болезней должны быть предпринимаемы санитарные меры?
  • Как следует поступать, если в школе окажется ребенок с признаками заразной болезни? Если он удаляется из школы, то на какой именно срок? При каких условиях он может быть снова допущен в школу?
  • Что нужно делать для обеззараживания школьного помещения?
  • Могут ли здоровые дети из зараженных семей посещать школу и при каких условиях?
  • В каких случаях необходимо закрытие школы?
  • Что следует предпринимать при появлении какой-либо заразной болезни в семье учителя или же в случае заболевания кого-либо из семей других лиц, служащих в школах?
  • Что нужно предпринимать по отношению к школе, если какая-либо заразная болезнь в эпидемической форме проявляется в том же селении, где находится школа или в одном из тех селений, откуда дети посещают школу?».

А закрытие школ, ради которого Ф.Ф. Эрисман был приглашен к работе, по мнению ученого, являлось крайней и не очень эффективной мерой: «При решении вопроса о временном закрытии школы в виду пресечения дальнейшего распространения какой-либо заразной болезни, рекомендуется большая осторожность. Нередко эта мера принимается рутинно и без надобности, причем не принимается во внимание, что дети, не посещая школы, либо сидят дома, в тесных помещениях, либо все равно встречаются с другими детьми, от которых они могут заразится на дворах и улицах, вследствие чего закрытие школы не дает ожидаемых от него результатов» [6].

Ну и наконец, необходимо отметить тот весомый вклад, который Ф.Ф. Эрисман внес в санитарное благоустройство российских городов, особенно Москвы и Петербурга, и тем самым способствовал улучшению эпидемиологической обстановки в них. При непосредственном участии Ф.Ф. Эрисмана были спланированы новый московский водопровод и петербургская водопроводная станция. Ему принадлежит инициатива устройства опытных полей орошения невдалеке от вновь построенных клиник Московского университета [7].

Федор Федорович Эрисман твердо стоял на позициях общественной гигиены, которую он называл наукой об общественном здоровье, способной обеспечить долгосрочные результаты [8]. В частности, в «Курсе лекций по эпидемиологии и профилактике холеры» он писал: «Оценивая предлагаемые здесь меры против холеры, не нужно пугаться того, что нельзя будет пожинать немедленно их плоды, а что приходится ждать их годами. Ведь главная задача настоящих ассенизационных работ состоит совсем не в том, чтобы немедленно насладится благами, элементы которых в них заключаются, а в том, чтобы положить им основание и сделать эти блага возможными; словом, эти работы имеют в виду по преимуществу не настоящее, а будущее» [4].

Великий ученый был прав. Современное общество наслаждается благами, которые стали возможны благодаря труду многих замечательных людей, одним из которых является профессор Федор Федорович Эрисман.

К сожалению, не все в России смогли по достоинству оценить труд ученого. 1 июля 1896 г. Ф.Ф. Эрисман, без объяснения причин, приказом министра просвещения И.Д. Делянова был уволен из Московского университета. В письме своему другу И.И. Янжулу он с болью и недоумением писал: «Очевидно…мои недоброжелатели не дремлют. Роковое для меня распоряжение последовало на основании доносов, без всякого повода с моей стороны и без того, чтобы я мог защищаться... Вы, конечно, не сомневаетесь в том, что при этих условиях я не могу остаться; мне грубо вырвали из рук любимое дело, и теперь мне в России нечего делать. Я туда не возвращусь, а поселюсь в Швейцарии; что я буду делать здесь – не знаю» [9].

В Швейцарии Ф.Ф. Эрисман приобрел небольшой дом в Цюрихе, и занялся литературной работой. В 1897 г. появился в печати его очерк «Развитие сельской медицины и здравоохранения в России». В том же году Ф.Ф. Эрисман выступил на съезде Центрального союза швейцарских врачей в Олтене с докладом о врачебной помощи в Петербурге и Москве. В конце 90-х годов он написал много статей для крупнейшего русского энциклопедического словаря, издававшегося Брокгаузом и Ефроном [10].

Помимо литературной работы Ф.Ф. Эрисман активно занимался общественной деятельностью. В 1900 г. он был избран членом инспекции народных школ по Цюрихскому округу, а в 1901 г. – членом Цюрихской городской управы и заведующим санитарной частью городского общественного управления.

Много лет Ф.Ф. Эрисман активно участвовал в работах по благоустройству Цюриха. Под его руководством и по его инициативе были построены благоустроенные рабочие кварталы, Народный дом с безалкогольной столовой. Посетивший Цюрих в 1912 г. профессор З.Г. Френкель вспоминал, что в рабочих кругах Ф.Ф. Эрисман пользовался «безраздельным уважением и широкой популярностью» [11].

Получив признание на родине, Ф.Ф. Эрисман хранил в своем сердце любовь к России и искреннюю привязанность к русским людям. Его дом в Цюрихе всегда был открыт для них. «Все они находили и радушный прием, и доброе ободряющее слово, и нужные указания», – вспоминал врач-общественник и ученый П.Д. Диатропов [12].

Сегодня мы, русские врачи – гигиенисты и эпидемиологи – чтим память великого ученого, удивительного человека, профессора Федора Федоровича Эрисмана и его вклад в развитие русской профилактической медицины.


Literature



  1. Bazanov V.A. [New documents about F.F. Erisman]. Sovetskoe zdravoohranenie 1962; 12: 35–41 (In Russ.).

  2. Еrisman F.F. [Disinfection work оn the theater of war in European Turkey in 1877–1878 years]. Sbornik sochinenij po sudebnoj medicine 1879; III: 165 (In Russ.).

  3. Briko N.I. [Teaching of epidemiology in the I.M. Sechenov First Moscow Medical University: past, present and future]. Sechenovskij vestnik 2014; 4(18): 68–74 (In Russ.).

  4. Erisman F.F. Holera. Jepidemiologija i profilaktika s obshestvenno-sanitarnoj tochki zrenija [Cholera. Epidemiology and prevention of a public-health view]. Moscow: Tipografija Tovarishhestva I.K. Kushnerev and Ko, 1893. 201 p. (In Russ.).

  5. 175 let Pervogo Moskovskogo gosudarstvennoego meditsinskogo institute [175 years of the First Moscow Medical Institute]. Moscow: Medgiz, 1940. 372 p. (In Russ.).

  6. Erisman F.F., Sokolov N.D. O sanitarnyh merah protiv rasprostranenija zaraznyh boleznej v shkolah i cherez shkoly [About health measures against the spread of infectious diseases in schools and through schools]. Saratov: Izd. Saratovskogo Uezdnogo Zemskogo Sanitarnogo Soveta, 1889. 43 p. (In Russ.).

  7. Lotova E.I. Russkaya intelligentsiya i voprosyi obschestvennoy gigienyi [Russian intelligentsia and public health issues]. Moscow: Medgiz, 1962. 60 p. (In Russ.).

  8. Sokolova T.V., Stepanenko A.V. Mezhvuzovskaja nauchno-prakticheskaja konferencija s mezhdunarodnym uchastiem, posvjashhennaja 130-letiju kafedry obshhej gigieny mediko-profilakticheskogo fakulteta Pervogo MGMU im. I.M. Sechenova. Sbornik tezisov. [Socially orientation of Russian hygienic schools in second half of the XIX century in Russia and the place hygienic science and practice in the formation of the nation’s health]. Moscow: 2014; 46–48 (In Russ.).

  9. Slonimskaja I.A. [New documents on the dismissal of Professor F.F. Erisman from Moscow University]. Vrachebnoe delo 1950; 12: 11–30 (In Russ.).

  10. [Chronicle and small news]. Vrach 1897; 2(49): 1437, № 1910 (In Russ.).

  11. Frenkel’ Z.G. [Erisman as the exponent of the highest hygienic synthesis]. Sovetskij vrachebnyj zhurnal 1936; 6: 445–456 (In Russ.).

  12. Diatroptov P.N. [In memory of Professor FF Erisman]. Obshhestvennyj vrach 1916; 1: 5–7 (In Russ.).


About the Autors


For correspondence: Nikolay I. Briko, briko@mma.ru


Similar Articles


Бионика Медиа