Распространение новой коронавирусной инфекции COVID-19 существенно повлияло на общую статистику заболеваемости острыми респираторными инфекциями (ОРИ) верхних и нижних отделов дыхательных путей в разных регионах Российской Федерации. Однако как номинальное, так и относительное изменение уровня заболеваемости ОРИ не было однородным. Значительное разнообразие географических зон, в которых расположены те или иные субъекты РФ, территориальная близость некоторых из них к странам с более ранним началом эпидемии данного заболевания, уклад жизни, часто обусловленный региональными культурными особенностями и географическим положением, численность населения – эти факторы вместе или по отдельности способны оказывать потенциальное влияние на заболеваемость ОРИ, включая COVID-19 [1, 2]. Попытки установить влияние этих факторов на заболеваемость предпринимаются в разных странах [3, 4]. Изучение такой взаимосвязи может помочь в будущем при планировании противоэпидемических (в том числе ограничительных [5]) мероприятий в периоды эпидемий/пандемий рассматриваемых инфекций с учетом региональных особенностей.
Цель исследования – анализ заболеваемости ОРИ в январе–июне 2020 г. по сравнению с аналогичным периодом 2016–2019 гг. в разных регионах РФ в зависимости от географических факторов, численности населения и среднегодовой температуры воздуха.
Материалы и методы
Проведен ретроспективный анализ заболеваемости COVID-19, острыми респираторными вирусными инфекциями (ОРВИ), гриппом и внебольничными пневмониями (ВБП) за I полугодие 2020 г. по сравнению со средними аналогичными показателями 2016–2019 гг. в РФ в соответствии с данными формы № 1 «Сведения об инфекционных и паразитарных заболеваниях» и мониторинга Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Оценивали географические характеристики и климатические параметры на основании сведений, предоставляемых Федеральной службой государственной статистики.
При проверке на нормальность распределения применяли критерий Колмогорова–Смирнова, для оценки взаимосвязей между факторами –коэффициент ранговой корреляции Спирмена [6]. Заболеваемость COVID-19, ОРВИ, гриппом и ВБП за первые 6 мес. 2020 г. (на 100 тыс. населения) была определена как независимая переменная. Выполнен регрессионный анализ зависимости заболеваемости ОРИ (общей заболеваемости COVID-19, ОРВИ, гриппом и ВБП за этот период в абсолютных цифрах) от численности населения регионов РФ с последующим построением регрессионной модели. Также проанализирована корреляция заболеваемости ОРИ за I полугодие 2020 г. со средней годовой температурой воздуха и численностью населения. Для обработки полученных результатов проведен статистический анализ с
Результаты
На основании изучения статистических данных сделано допущение о том, что в случае течения новой коронавирусной инфекции COVID-19 без выявленной при рентгенографии и/или методом компьютерной томографии пневмонии эта нозология включалась в форме № 1 в статистику заболеваемости ОРВИ, а при развитии пневмонических изменений – в статистику ВБП. Поскольку при обработке первичных сведений из лечебно-профилактических учреждений могли возникнуть погрешности, и в некоторых ситуациях рассматриваемое заболевание могло учитываться исключительно в статистике по COVID-19, не будучи включенным в указанную форму, анализ данных первоначально проведен нами 2 способами. В первом случае среднее арифметическое показателей заболеваемости ОРВИ, гриппом и ВБП в I полугодии 2016–2019 гг. в каждом регионе РФ сравнивали с аналогичным суммарным показателем за первые 6 мес. 2020 г. Во втором случае в данные о заболеваемости ОРИ дополнительно включали сведения о COVID-19 из отчетов ежедневного мониторинга Роспотребнадзора.
Согласно результатам, полученным при обоих вариантах вычислений, регионами со значительными показателями прироста заболеваемости были республики Алтай, Бурятия, Дагестан, Тыва, Забайкальский край и Калининградская область. В ходе уточняющих расчетов, дополнительно учитывавших в общей заболеваемости ОРИ в I полугодии 2020 г. данные по новой коронавирусной инфекции, существенное превышение показателя, помимо перечисленных субъектов, зарегистрировано также в Республике Ингушетия. В связи с тем что этот регион занимал 3-е место в Северо-Кавказском федеральном округе по заболеваемости COVID-19 в I полугодии 2020 г. с показателем 600,9 на 100 тыс. населения (что, однако, не нашло отражения в росте общей заболеваемости ОРИ в 2020 г. при анализе данных только формы № 1), было принято решение в дальнейшем анализировать заболеваемость ОРИ на протяжении первых 6 мес. 2020 г., суммируя показатель по COVID-19 c данными указанной формы, касающихся ОРВИ, гриппа и ВБП.
Согласно окончательным расчетам, общая заболеваемость COVID-19, ОРВИ, гриппом и ВБП за I полугодие 2020 г. превысила по средним значениям аналогичные показатели 2016–2019 гг. в 32 регионах РФ. В 18 субъектах разница в уровне заболеваемости респираторными инфекциями составила менее 10%, в 7 регионах – 10–30%. Еще в 7 субъектах – более 30%: в Республике Бурятия (33,78%), Забайкальском крае (44,01%), Республике Тыва (51,34%), Республике Ингушетия (79,76%), Калининградской области (651,98%), Республике Алтай (693,77%) и Республике Дагестан (1445,00%). В остальных 53 субъектах общая заболеваемость ОРИ снизилась (табл. 1).
Несмотря на высокую численность населения, активную его миграцию в начале эпидемии за рубеж и обратно, в регионах Центрального федерального округа (ЦФО) в целом в I полугодии 2020 г. не отмечено высокого прироста заболеваемости ОРИ. Аналогичной была ситуация в Южном (ЮФО) и Приволжском (ПФО) федеральных округах. В то же время в отдельных регионах Северного (СФО), Дальневосточного (ДФО), Северо-Кавказского (СКФО) и Северо-Западного (СЗФО) округов показатели заболеваемости были высокими (табл. 2).
В табл. 3 представлено распределение по федеральным округам субъектов РФ, в которых зафиксировано снижение уровня заболеваемости ОРИ в I полугодии 2020 г. в сравнении с аналогичным периодом 2016–2019 гг.
Общая динамика заболеваемости ОРИ в РФ в I полугодии 2020 г. в сравнении с показателями за аналогичный период 2016–2019 гг. представлена на рисунке (см. на вклейке).
В ходе исследования был выполнен регрессионный анализ зависимости общей заболеваемости ОРИ за I полугодие 2020 г. (в абсолютных числах) от численности населения, проживающего в регионах РФ. Получена следующая регрессионная модель:
Y =15 4402,924 + 0,018 × X,
где Y – общая заболеваемость COVID-19, ОРВИ, гриппом и ВБП за январь–июнь 2020 г. (число вновь возникших случаев);
X – численность населения, проживающего в регионах РФ (чел.).
В результате между анализируемыми параметрами установлена статистически значимая прямая слабая связь по шкале Чеддока (ρ = 0,213; p < 0,050). Значение коэффициента регрессии свидетельствует об ожидаемом росте общей заболеваемости COVID-19, ОРВИ, гриппом и ВБП на 0,018 при увеличении населения на 1 чел. Согласно коэффициенту детерминации, фактор численности населения РФ определяет 2,2% дисперсии заболеваемости всеми ОРИ.
Для рассмотрения возможного влияния температурных параметров окружающей среды на рост заболеваемости COVID-19, ОРВИ, гриппом и ВБП за I полугодие 2020 г. использовали среднегодовую температуру воздуха. Данные о численности населения в регионах РФ и значения средней температуры воздуха взяты с официального сайта Федеральной службы государственной статистики. Корреляционная связь между исследуемыми показателями оказалась незначимой (ρ = - 0,116; p < 0,298).
Обсуждение
Таким образом, в регионах РФ численность населения оказала слабое положительное влияние на заболеваемость ОРИ в I полугодиии 2020 г., при этом степень воздействия была статистически значимой. Это подтверждают результаты исследований, проведенных специалистами в других странах [7–9]. По мнению M. Saez и соавт. [1], уровень заболеваемости COVID- 19 значительно различается между континентами, государствами и даже отдельными регионами внутри каждой страны. Эти различия можно объяснить климатогеографическими и метеорологическими особенностями, демографическими, социально-экономическими характеристиками и др. Авторы считают, что увеличение численности населения было связано с ростом частоты случаев новой коронавирусной инфекцией и ассоциированной с ней смертности. Подобные закономерности прослеживались в Бразилии [7], Иране [8], Италии [10], Китае [11]. Зависимость активности эпидемического процесса COVID-19 от метеорологических условий на территории Бразилии согласуется с аналогичными данными по КНР, где более высокая температура окружающей среды предположительно ограничивала распространение SARS-CoV-2 [12]. Однако климатические параметры часто коррелируют с демографическими и социально-экономическими факторами, что может привести к ошибочным выводам [7]. Поэтому непосредственно сравнить эпидемическую ситуацию в странах с разными климатогеографическими особенностями и социально-демографическими характеристиками не представляется возможным. Мировому научному сообществу пока только предстоит проанализировать воздействие различных факторов на заболеваемость COVID-19 даже внутри отдельных территорий одной страны [7].
Активность эпидемического процесса на территории РФ весной 2020 г. и снижение его интенсивности летом, вероятно, подтверждают слабую корреляцию между численностью населения и уровнем заболеваемости [13]. Однако во всех регионах страны весной распространение COVID-19 было более интенсивным, чем летом. Это также согласуется с условиями более активной передачи других бета-коронавирусов, например SARS-CoV-1 [14] и MERS-CoV [15] в эксперименте, зависящими от температуры и влажности окружающей среды. Тем не менее, точный механизм, лежащий в основе такой закономерности, нуждается в дальнейшем изучении. Гипотетически он может быть связан с особенностями строения липидного бислоя коронавирусов, структурная нестабильность которого нарастает по мере повышения температуры окружающей среды (в рассматриваемом случае – атмосферного воздуха) [7, 15–17].
Слабая зависимость показателя заболеваемости ОРИ от численности населения может заключаться также в том, что в густонаселенных мегаполисах и прилегающих к ним регионах (в частности, в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге) ограничительные мероприятия носили более жесткий характер, чем на территориях с меньшим населением. Тем не менее в ряде субъектов (СФО, ДФО, СКФО и СЗФО) отмечены высокие показатели прироста заболеваемости ОРИ. С точки зрения географического положения следует принять во внимание тот факт, что республики Алтай, Тыва, Бурятия и Забайкальский край граничат друг с другом и находятся в непосредственной близости от КНР, где заболеваемость новой коронавирусной инфекцией стали регистрировать предположительно с начала декабря 2019 г. [16]. Калининградская область, в свою очередь, имеет границы со странами ЕС (Польшей, Литвой и другими государствами, имеющими выход к Балтийскому морю). Рост заболеваемости в этом регионе также объясняется его приграничным расположением, поскольку местные жители активно посещали территорию этих государств, где распространение COVID-19 началось раньше [17, 18]. К сентябрю 2020 г. антитела IgG к вирусу SARS-CoV-2 были выявлены у 50,2% из 3397 условно здоровых респондентов-жителей Калининграда [19]. На характер заболеваемости в СКФО повлиял тот факт, что к началу периода нерабочих дней в конце марта 2020 г. в России2 подавляющая часть трудоспособного населения Республики Дагестан (трудовые мигранты) вернулась домой из Баку (Республика Азербайджан) и Москвы. Кроме того, этот субъект РФ имеет морскую границу c 3 странами (в том числе с Ираном), в которых начало активной циркуляции вируса SARS-CoV2 также было более ранним [8]. Значительное влияние на эпидемическую ситуацию в регионе оказал традиционный уклад жизни, на фоне которого ограничительные меры соблюдались недостаточно.
Таким образом, особенности географического расположения субъектов РФ, граничащих с КНР, странами ЕС и Ближнего Востока, влияли на прирост заболеваемости COVID-19, составивший от 33,78 до 1445 на 100 тыс. населения. Известно, что приграничные территории, не являющиеся крупными транспортно-экономическими узлами, обычно не бывают густонаселенными. Однако локальные хозяйственно-имущественные взаимоотношения и/или родственные контакты с жителями пограничных населенных пунктов других государств (с более ранним началом эпидемического распространения COVID-19) могли на протяжении некоторого времени оставаться достаточно активными. В противоположность этому принятые в Москве противоэпидемические меры3,4 привели к тому, что, несмотря на наибольшую численность селения, прирост заболеваемости был ниже, чем во многих других регионах РФ.
Заключение
В I полугодии 2020 г. численность населения оказывала слабое положительное влияние на заболеваемость ОРИ. Жесткие ограничительные меры и контроль за их соблюдением способствовали сдерживанию активной циркуляции респираторных патогенов даже в регионах со значительной численностью населения. Максимальный прирост заболеваемости наблюдали в приграничных регионах Российской Федерации. Среднегодовая температура воздуха существенного влияния на заболеваемость ОРИ не оказывала.