Results of clinical and laboratory tests for opportunistic infections during the first year of life in infants with recurrent acute respiratory diseases


Tselipanova E.E., Galkina L.A., Savitskaya N.A.

1M.V. Vladimirsky Moscow Regional Research Clinical Institute; 2Saint Vladimir City Children’s Clinical Hospital, Moscow Healthcare Department
Objective. To define the etiological role of cytomegalovirus, Epstein–Barr virus, and pneumocystis (P. jirovecii) in the development of recurrent acute respiratory diseases in infants from a closed children’s collective.
Subjects and methods. Enzyme immunoassay and indirect immunofluorescence assay were used to carry out clinical and laboratory tests for opportunistic infections in 26 babies of the first year of life from a closed children’s collective who had a compromised premorbid condition and recurrent respiratory diseases.
Results. The markers of Epstein-Barr virus infection and pneumocystosis were found in 73.1 and 42.3% of the infants, respectively. Acute Epstein–Barr virus infection was diagnosed in 50% of the patients. Acute pneumocystosis manifesting as a mild form of acute respiratory disease was confirmed in 7.7% of the babies. There were dysbiotic changes in the colonic microflora and low immunoglobulin levels in the coprofiltrates, which suggested severe local immune disorders.
Conclusion. Opportunistic infections may be common in a closed children’s collective among infants with a compromised premorbid condition in the presence of lower immunological responsiveness, which necessitates the correction of therapeutic and rehabilitative measures.

К группе оппортунистических принято относить те инфекции, которые манифестно проявляются у лиц с иммунодефицитными состояниями любой природы. Возбудители оппортунистических инфекций (ОПИ) таксономически неоднородны, но имеют некоторые общие свойства: способность персистировать в организме человека с рождения или раннего детства, вызывая латентно протекающие эндогенные инфекции; паразитировать внутриклеточно, особенно в клетках моноцитарно-макрофагальной системы; элиминироваться в норме Т-клетками или макрофагами во взаимодействии с Т-клетками [1, 2].

Несмотря на то что в последние годы настороженность к ОПИ повысилась у врачей всех специальностей, их своевременная диагностика составляет не более 30% от реальных показателей заболеваемости. Это видно, в частности, по увеличивающемуся в геометрической прогрессии уровню заболеваемости ОПИ новорожденных и детей разного возраста, а также женщин репродуктивного возраста [3, 4].

Возбудители этой группы инфекций в большинстве своем вызывают манифестные инфекции только при отсутствии адекватного иммунного ответа. Некоторые возбудители ОПИ способны к длительному, а иногда и пожизненному персистированию в организме человека [5–8]. В ряде случаев такие возбудители способны вызывать реактивацию инфекции, при этом у здорового индивидуума этот процесс может проходить в бессимптомной или стертой форме, например, под маской острого респираторного заболевания (ОРЗ), а также в виде носительства [9–11].

К сожалению, специалисты по-прежнему уделяют недостаточно внимания таким возбудителям ОПИ, как пневмоцисты и герпесвирусы. Многие авторы [12–15] отмечают значимую роль герпесвирусов, в том числе вируса Эпштейна–Барр (ВЭБ), цитомегаловируса (ЦМВ) и их ассоциаций у детей раннего и дошкольного возраста, часто и длительно болеющих. На этом фоне ОРЗ могут принимать рецидивирующее течение, протекать с рецидивами крупа и бронхиальной обструкции.

Целью исследования являлось определение этиологической роли ЦМВ, ВЭБ и пневмоцисты (P. jirovecii) в развитии повторных ОРЗ у детей из закрытого детского коллектива.

Материалы и методы

Под наблюдением находилось 26 детей из закрытого детского коллектива. Критерии включения в исследование: дети первого года жизни, наличие отягощенного преморбидного состояния, повторные ОРЗ в анамнезе.

Из медицинской документации известно, что матери обследованных детей не наблюдались в женской консультации, большинство (73,1%) из них имели вредные привычки. В направительном диагнозе у всех детей имелись указания на гипоксически-ишемическое поражение центральной нервной системы, задержку психомоторного развития, в 50% случаев отмечены признаки внутриутробного инфицирования. Сопутствующей патологией были гипотрофия (26,9%), кардиопатия (11,5%), врожденный стридор (3,8%), тимомегалия (11,5%), атопический дерматит (26,9%), рахит (15,4%), железодефицитная анемия (7,7%), инфекция мочевыводящих путей в анамнезе (23,1%). До обследования период пребывания в детском учреждении у половины детей составлял от 6 до 11 мес., у 4 (15,4%) – от 3 до 6 мес., у 9 (34,6%) – от 2 недель до 3 мес. В течение этого периода у всех детей регистрировали от 2 до 3 эпизодов ОРЗ.

Прооведено двукратное с 5-недельным интервалом лабораторное исследование на обнаружение в крови и мокроте маркеров оппортунистических инфекций (ЦМВ, P. jirovecii, ВЭБ) методом иммуноферментного анализа (ИФА) и непрямой реакции иммунофлюоресценции (НРИФ).

Исследование включало определение специфических антител к ВЭБ с обнаружением антител класса IgM к капсидному антигену (anti-EBV-VCA IgM), класса IgG – к раннему (anti-EBV-EA IgG) и к ядерному (anti-EBV-NA IgG) антигенам; антител классов IgM и IgG к ЦМВ; антител классов IgM и IgG к пневмоцисте; обнаружение антигена ВЭБ, ЦМВ, P. jirovecii в мазке со слизистой оболочки ротоглотки.

Кроме того, проведено исследование качественных и количественных показателей микрофлоры толстой кишки у 23 детей, а у 21 ребенка – определение уровней Ig классов А, М, G и секреторного IgА (sIgА) в копрофильтратах.

Результаты и обсуждение

В результате проведенного обследования маркеры инфекции, вызванной ВЭБ (ВИЭБ), в диагностических титрах были обнаружены у 19 (73,1%) детей. Антитела IgM к капсидному антигену ВЭБ выявлены у 2 (7,7%) детей, причем у 1 из них – в сочетании с антителами IgG к раннему антигену и антигеном ВЭБ. Специфические антитела IgG к раннему и ядерному антигенам обнаружены у 12 (46,1%) и 8 (30,8%) детей соответственно, в том числе их сочетание – у 6 (23,1%) детей. В динамике исследования выявлено снижение титра IgG к раннему и ядерному антигенам у 2 и 1 ребенка, а повышение – у 8 и 7 обследованных детей соответственно. В обоих случаях отмечено снижение титров антител IgM. В динамике исследования отсутствовали клинически значимые (в 4 раза) изменения титров антител к ВЭБ. Антиген ВЭБ в мазках со слизистой оболочки ротоглотки выделен у 4 (15,4%) обследованных на фоне серонегативных сывороток в ИФА (рис. 1, см. на вклейке).

В результате проведенного исследования у детей из закрытого детского коллектива с повторными ОРЗ в 50,0% случаев выявлена острая инфекция ВЭБ (ВИЭБ; рис. 2).

При ретроспективном анализе установлено, что в течение 2–3 недель, предшествующих обследованию, у них были отмечены клинические признаки ОРЗ. В начальном периоде у детей с подтвержденной ВИЭБ регистрировали кратковременное повышение температуры тела от 37,6 до 39,0 ºС (в среднем 38,3 ± 0,21 ºС) в течение 1–2 дней. Катаральные проявления в виде неяркой гипе­ремии слизистой оболочки ротоглотки регистрировали у всех детей, кратковременного затруднения носового дыхания – у 6 (46,1%), редкого кашля – у 7 (53,8%). Своеобразным признаком следует считать гипертрофию и гиперемию миндалин у 4 (30,8%) детей, сохраняющуюся в течение 2 недель. Налеты на небных миндалинах не определялись. Полиаденопатию и мелкоточечную сыпь в течение 1 суток регистрировали у 2 и 1 пациента соответственно. Печень выступала из-под края реберной дуги до 2–3 см у 7 (53,8%) детей. Детям с установленной острой ВИЭБ был назначен препарат интерферон альфа-2b человеческий рекомбинантный.

При первом обследовании антитела класса М к ЦМВ в сыворотке крови и антиген ЦМВ в мазках со слизистой оболочки ротоглотки не были обнаружены. Антитела класса G к ЦМВ в титрах ниже диагностических выявлены у всех детей. Через 5 недель почти с равной частотой их уровень повысился, снизился или остался без динамики с колебанием титров антител от 1:100 до 1:1000, то есть ниже диагностических значений, что позволило исключить у детей ЦМВИ в период наблюдения.

Маркеры пневмоцистоза были выявлены у 11 (42,3%) детей. У 8 (30,8%) обследованных обнаружены специфические IgG к P. jirovecii в диагностическом титре без существенной динамики за период наблюдения. В 30,8% случаев их обнаруживали одновременно с IgG к раннему и ядерному антигенам ВЭБ. У 2 (7,7%) детей регистрировали только IgM к P. jirovecii. В мазке со слизистой оболочки ротоглотки у 1 (3,8%) ребенка обнаружен антиген возбудителя без серологического ответа в анализах крови и каких-либо клинических проявлений, что трактовалась как носительство P. jirovecii. В результате проведенного исследования острая пневмоцистная инфекция диагностирована в 7,7% случаев. Она протекала в легкой форме ОРЗ, без температурной реакции, с сухим кашлем у 1 ребенка.

9 детей с обнаруженными маркерами к P. jirovecii за месяц до проведенного обследования перенесли ОРЗ, осложнившееся у 2 из них острым бронхитом; четверо (15,4%) детей за этот период получили курс лечения бисептолом. Полученные данные позволяют заподозрить течение пневмоцистоза у этих детей в течение месяца, предшествующего обследованию.

За период наблюдения у 8 детей с обнаруженными IgG к P. jirovecii были зарегистрированы эпизоды ОРЗ, главным образом, в течение первого месяца наблюдения, причем двое из них были госпитализированы в стационар по поводу острого бронхита. У 6 детей ОРЗ протекало в легкой форме с подъемом температуры до субфебрильных цифр (37,2–37,7 ºС), с навязчивым сухим кашлем в течение 8–16 дней и со слизистым отделяемым из носовых ходов.

При наблюдении за детьми в течение 5 недель не было выявлено разницы в частоте ОРЗ у детей с положительными маркерами на оппортунистические инфекции (84,6%) и отрицательными результатами (15,4%). Большинство из них (80,8%) переносили ОРЗ в легкой форме.

Результаты исследования микрофлоры толстой кишки выявили у пациентов признаки дисбиоза. Отмечено снижение количества облигатных представителей микрофлоры. Только в 10 (43,5%) случаях уровень бифидобактерий и в 7 (30,4%) – лактобацилл соответствовал нормативным показателям. Несмотря на то что кишечную палочку обнаружили у всех детей, в 69,4% случаев она имела лактозонегативные или гемолизирующие свойства. У половины детей были обнаружены лактозонегативные энтеробактерии, у 21,7% – грибы рода Candida (табл. 1).

Таким образом, выявленные дисбиотические нарушения микрофлоры толстой кишки подтверж­дали снижение иммунологической реактивности у детей с отягощенным преморбидным фоном.

При определении уровня Ig в копрофильтратах у детей установлено, что показатели IgA и IgG были низкими (табл. 2). Полученные результаты сравнивали с показателями здоровых детей раннего возраста [16]. Статистически значимым было снижение уровня IgA и sIgА, что свидетельствовало о глубоких нарушениях местного иммунитета у обследованных детей первого года жизни даже при отсутствии клинических признаков ОРЗ на момент обследования.

В результате проведенного исследования у детей первого года жизни из закрытого детского коллектива с повторными ОРЗ в 73,1% случаев были выявлены маркеры ВИЭБ, в 42,3% – пневмоцистоза. У 50% детей диагностирована ВИЭБ, протекавшая под маской ОРЗ со слабо выраженными клиническими проявлениями. Острая пневмоцистная инфекция в виде легкой формы ОРЗ подтверждена у 7,7% обследованных детей. Высокая частота обнаружения маркеров этих инфекций может быть результатом длительной циркуляции возбудителей ВИЭБ и пневмоцистной инфекции в закрытом детском коллективе с тесными контактами, чему способствует отсутствие специфической клинической картины и, как следствие, гиподиагностика.

Анализ показал, что попадание возбудителей оппортунистических инфекций в закрытый детский коллектив обусловливает их широкое распространение среди детей с отягощенным преморбидным состоянием на фоне сниженной иммунологической реактивности. У пациентов были выявлены нарушения показателей местного иммунитета, что способствует формированию предпосылок для возникновения повторных случаев ОРЗ, клинической реализации ОПИ. Это в свою очередь обусловливает необходимость проведения коррекции в комплексе лечебных и реабилитирующих мероприятий, способных оказывать разнонаправленное влияние на факторы противоинфекционной резистентности у этой группы детей.

Повышение показателей заболеваемости ОРЗ в детском коллективе, а также множественные повторные эпизоды заболеваний могут быть основанием для рассмотрения вопроса о проведении обследования на ВИЭБ и пневмоцистоз часто болеющих детей из закрытого детского коллектива.

____________________________
Авторы выражают благодарность сотрудникам ФГБУ «ФНИЦ эпидемиологии и микробиологии имени почетного академика Н.Ф. Гамалеи» Минздрава России Н.В. Каражас и Т.Н. Рыбалкиной за техническую помощь.


Literature


1. Respiratory Medicine (ERS/Handbook). Palange P., Simonds A. (eds.). Printed in the UK by Latimer Trend and Co, LTD, 2010. 462 р.

2. Kopanev Yu.A. [Opportunistic infections in children]. Praktika Pediatra 2011; (1): 10–15. (In Russ.).

3. Yulish E.I., YAroshenko S.Ya. [Persistent herpes virus infection and their role in incidence of children and often chronically ill]. Zdorov’e Rebenka 2013; 7(50): 145–150. (In Russ.).

4. Chebotareva T.A., Mazankova L.N., Hoperskova A.P., Malinovskaya V.V., Kol’cov V.D., Bragina G.S. [Recurrent infections of the respiratory system in children and programs immunorehabilitation]. Detskie Infekcii 2014; 13(3): 61–64. (In Russ.).

5. Bokovoj A.G. Gerpesvirusnye infekcii u detej: diagnostika, klinika i lechenie. Rol’ v formirovanii kontingenta chasto boleyushchih detej: Uchebnoe posobie dlya studentov fakul’teta fundamental’noj mediciny MGU im. M,V. Lomonosova, ordinatorova i vrachej-pediatrov [Herpes virus infection in children: diagnosis, clinic and treatment. Role in the formation of the contingent of frequently ill children. Textbook for students of faculty of fundamental medicine of Moscow state University. M. V. Lomonosov, residents, and pediatricians]. Moscow: MAKS Press, 2008. 144 p. (In Russ.).

6. Bokovoj A.G. [The herpes simplex virus in children – topical problem of modern clinical practice]. Detskie Infekcii 2010; 9(2): 3–7. (In Russ.).

7. Isakov V.A., Arhipova E.I., Isakov D.V. Gerpesvirusnye infekcii cheloveka. Rukovodstvo dlya vrachej. [Human herpesvirus infections. A guide for physicians]. Sankt-Peterburg: SpecLit, 2013. 670 p. (In Russ.).

8. Savinkov P.A., Rybalkina T.N., Karazhas N.V., Kornienko M.N., Kalugina M.YU., Rusakova E.V., Soldatova I. A., Pchelkina, D. S., Krupenya T. V., Tsirulnikov I. E., Silin O. V. [The role of herpes viruses and pneumocyst in the etiology of infectious diseases in children with immunosuppression of different nature.]. Klinicheskaya Mikrobiologiya i Antimikrobnaya Himioterapiya 2015; 17(4): 254–261. (In Russ.).

9. Feklisova L.V., Savickaya N.A., Karazhas N.V., Bosh’yan R.E., Celipanova E.E. [Clinical and laboratory evaluation of the detection of markers of opportunistic infections in children with acute respiratory disease with airway obstruction]. Detskie Infekcii 2008; 7(4): 13–16. (In Russ.).

10. Rybalkina T.N., Karazhas N.V., Kalugina M.YU., Kornienko M.N., Bosh’yan R.E., Mamedova E.A., Polovtseva T.V., Khadisov M.K., Lebedeva T.M., Kang N.Yu. [The role of opportunistic infections in the occurrence of complications in children]. Detskie Infekcii 2013; 12(2): 43–46. (In Russ.).

11. Celipanova E.E., Feklisova L.V., Savickaya N.A., Danina N.F., Voropaeva E.A., Metel’skaya V.A. [Detection of chlamydial infection in children with acute respiratory pathology]. Al’manah Klinicheskoj Mediciny 2007; 15: 115–119. (In Russ.).

12. Mel’nik O.V. Citomegalovirusnaya infekciya i EHpshtejna-Barr virusnaya infekciya u chasto boleyushchih detej s porazheniem dyhatel’nyh putej [Cytomegalovirus infection and Epstein–Barr virus infection in frequently ill children with respiratory tract lesions]. Cand. Med. Diss. Sankt-Peterburgb, 2011. (In Russ.).

13. Harlamova F.S., Uchajkin V.F., Legkova T.P., Fel’dfiks L.I. [Combination therapy for persistent herpesvirus infections in frequently ill children]. Detskie Infekcii 2012; specvypusk: 31–36. (In Russ.).

14. Dasari V., Smith C., Khanna R. Recent advances in designing an effective vaccine to prevent cytomegalovirus-associated clinical diseases. Expert Rev. Vaccines 2013; 12(6): 661–676.

15. Galkina L.A., Celipanova E.E. [The markers of herpesvirus infections in children with acute respiratory diseases and personnel communicable disease]. Lechenie i Profilaktika 2015; 4(16): 77–80. (In Russ.).

16. Meskina E.R. Primenenie rekombinantnyh al’fa-2-interferonov v lechenie ostryh kishechnyh infekcij razlichnoj ehtiologii u detej rannego vozrasta [The use of recombinant alpha 2-interferon in the treatment of acute intestinal infections of various etiologies in children of early age]. Cand. Med. Diss. Moscow, 1996. (In Russ.).


About the Autors


For correspondence:
Tselipanova Elena Evgenievna, Cand. Biol. Sci.; Senior Researcher, M.V. Vladimirsky Moscow Regional Research Clinical Institute
Address: 61/2, Shchepkin St., Moscow 129110
Telephone: +7(499) 269-24-01
E-mail: elena-tselip@yandex.ru


Similar Articles


Бионика Медиа