Colorectal cancer in the Perm Territory: Epidemiological aspects


Feldblyum I.V., Alyeva M.Kh., Markovich N.I., Isaeva N.V.

1Academician E.A. Vagner Perm State Medical University, Ministry of Health of Russia 2Federal Research Center for Medical and Preventive Technologies of Population Health Risk Management, Perm
Objective. To investigate intensity, a long-term trend, and structure of morbidity and mortality from colorectal cancer in the population of the Perm Territory.
Materials and methods. The investigators conducted an epidemiological descriptive and evaluating retrospective study of morbidity and mortality from colorectal cancer including 2 nosological entities: colon cancer (CC) and rectal cancer (RC), according to the 2002–2014 official statistical data.
Results. Colorectal cancer is one of the leading positions in the structure of morbidity and mortality for all nosological entities of malignant tumors in the Perm Territory. The increased risk to get sick plays a key role in the incidence of CC; demographic processes (population increase and aging) do in the incidence of RC. The long-term dynamics of mortality from CC tends to stabilize; that from RC shows a marked decrease; the average annual CC and RC mortality rates in the Perm Territory were greater than the average Russian ones.
Conclusion. Colorectal cancer is a priority nosological entity of malignant tumors when implementing preventive measures in the Perm Territory. The findings may become the basis for further in-depth epidemiological studies to identify regional risk factors.

Эпидемиологические исследования по изучению неинфекционной заболеваемости (НИЗ) получили широкое распространение после утверждения нового паспорта научной специальности «Эпидемиология» (шифр 14.02.02) [1].

Проблема злокачественных новообразований (ЗНО) имеет межгосударственный масштаб. Впервые вопрос о ЗНО был глобально поставлен на заседании ООН в 2011 г., где все страны приняли Политическую декларацию по НИЗ. С тех пор под руководством ВОЗ в государствах-членах была проведена трехлетняя программа, результатом которой стало соглашение о постановке глобальной цели снижения преждевременной смертности от рака и других НИЗ к 2025 г. на 25% [2].

Неблагоприятная эпидемическая ситуация по ЗНО, сопровождающаяся неуклонным ростом заболеваемости, характерна для большинства экономически развитых стран мира [3]. В Российской Федерации, несмотря на успехи в диагностике и разработке комплекса профилактических правительственных программ, также сохраняется тенденция к росту заболеваемости, а смертность от ЗНО остается стабильной на протяжении последних 10 лет. Приволжский федеральный округ, в состав которого входит Пермский край, характеризуется наиболее высокими темпами прироста заболеваемости ЗНО за последнее десятилетие среди других округов России [4].

Сложившаяся ситуация обусловлена как интенсивным распространением основных факторов риска (употребление табака и алкоголя, нездоровое питание, низкая физическая активность и некоторые хронические инфекции) [5], так и изменяющейся демографической ситуацией [6]. По прогнозам, за период с 2012 по 2030 г. число ежегодно регистрируемых новых случаев рака в мире увеличится с более чем 14 до 22 млн только за счет роста численности населения и его старения [7].

Одной из приоритетных нозологических форм среди ЗНО как по уровню заболеваемости, так и по уровню смертности на современном этапе является колоректальный рак (КРР), включающий 2 отдельные нозологические формы: рак ободочной (РОК) и прямой кишки (РПК). Примерно 60% всех случаев КРР регистрируются в экономически развитых странах, таких как Япония, США и страны Европы. Российская Федерация характеризуется средним уровнем заболеваемости КРР по отношению к мировой статистике (24,5 на 100 тыс. населения) с умеренной тенденцией к росту [3, 4].

В свете вышеизложенного актуализированные представления о заболеваемости, смертности и распространенности КРР на национальном и региональном уровнях являются чрезвычайно важной основой для планирования профилактических мероприятий и формирования приоритетов при распределении сил и средств, направленных на обеспечение контроля онкоэпидемической ситуации.

Цель работы – изучить интенсивность, многолетнюю динамику и структуру заболеваемости и смертности от КРР населения Пермского края.

Материалы и методы

Заболеваемость и смертность от КРР населения Пермского края изучены в эпидемиологическом описательно-оценочном ретроспективном исследовании на основе данных официальной статистики: отчетных форм № 7 «Сведения о заболеваниях злокачественными новообразованиями», № 35 «Сведения о больных со злокачественными ново­образованиями» и № 51 «Распределение умерших по полу, возрастным группам и причинам смерти» за период с 2002 по 2014 г.

Анализ заболеваемости и смертности выполнен на основе расчета интенсивных показателей, как «грубых», так и стандартизованных, позволяющих элиминировать влияние различий в возрастной структуре населения. В качестве стандарта возрастной структуры населения применялся мировой стандарт (WHO World Standard) [8]. Для расчета стандартизованных показателей использованы данные Территориального органа Федеральной государственной статистики по Пермскому краю о численности и половозрастном составе населения.

Для определения долевого участия демографической ситуации (изменение численности населения и его возрастной структуры) и факторов риска в формировании прироста числа случаев КРР был использован метод компонент [9].

В многолетней динамике изучена структура заболеваемости КРР по полу, возрасту и клиническим стадиям впервые выявленного рака. Расчет среднегодового темпа прироста (снижения) и определение тенденций заболеваемости КРР проведены по параболе 1-го порядка (y = a + bx). Оценка выраженности тенденции выполнялась в соответствии с критериями В.Д. Белякова: при среднегодовом темпе прироста (снижения) от 0,0 до 1,0% заболеваемость считалась стабильной, от 1,1 до 5,0% тенденция оценивалась как умеренная, более 5,0% – как выраженная.

Проведен анализ динамики показателя кумулятивного риска заболеть (КРЗ – риск развития КРР, которому лицо подверглось бы в течение определенного периода жизни при условии отсутствия всех прочих причин смерти) и индекса достоверности учета (ИДУ – отношение показателя смертности к заболеваемости), указывающего на качество организации раннего выявления больных раком [10].

Статистическую обработку проводили с помощью компьютерных программ Microsoft Excel и Statistica 6.0. Сравнение показателей заболеваемости двух несвязанных групп проводили с помощью U-критерия Манна–Уитни. Для характеристики точности оцениваемых интенсивных (средняя арифметическая) и экстенсивных (доли, %) показателей использовали 95% доверительные интервалы (ДИ). Различия считали статистически значимыми при вероятности абсолютно случайного их характера, не превышающей 5% (p < 0,05).

Результаты и обсуждение

КРР на протяжении 12 лет занимает третье ранговое место в структуре заболеваемости всеми ЗНО в Пермском крае. В 2014 г. доля впервые выявленного КРР среди мужчин составила 11,5 %, уступая раку трахеи, бронхов, легкого и предстательной железы, среди женщин – 12,3 %, уступая раку молочной железы и кожи.

Среднемноголетний стандартизованный показатель заболеваемости РОК и РПК за период наблюдения составил 14,9 [95% ДИ 14,3–15,5] и 13,3 [95% ДИ 13,0–13,6] случаев на 100 тыс. населения соответственно, среднероссийские аналогичные показатели составили 13,1 и 10,4 (p < 0,0001). Анализ многолетней динамики заболеваемости РОК и РПК на основе исследования стандартизованных показателей выявил стабилизацию заболеваемости (Тпр. ср.), равную 0,96 и 0,24% соответственно. Многолетняя же динамика заболеваемости РОК и РПК при оценке «грубых» показателей характеризовалась умеренной тенденцией к росту, со среднегодовым темпом прироста 2,06 и 1,38% соответственно. Различия в тенденциях заболеваемости, выявленных с помощью «грубых» и стандартизованных показателей свидетельствуют о том, что ежегодное увеличение числа случаев КРР обусловлено, прежде всего, изменением демографической ситуации.

Установлено, что в 2014 г. по сравнению с 2002 г. общий прирост абсолютного числа выявленных больных РОК составил 21,1%, РПК – 7,4%, при этом прирост случаев заболеваний у мужчин выше, чем у женщин в 1,9 и 1,7 раза соответственно (табл. 1). Компонентный анализ прироста числа заболевших позволил установить, что в формировании заболеваемости РОК ключевую роль играет повышение риска заболеть в связи с появлением новых или интенсификацией существующих эпидемиологических факторов риска, в формировании заболеваемости РПК – демографические процессы (увеличение численности населения и его старение).

Анализ возрастной структуры заболевших КРР показал, что частота встречаемости патологии прямо пропорциональна возрасту (табл. 2). Свыше 80% всех случаев заболевания КРР регистрируется среди лиц старше 50 лет. Среди лиц в возрасте до 29 лет регистрировались единичные случаи заболеваний РОК и РПК в отдельные годы исследуемого периода. В возрастных группах 30–59 лет заболеваемость мужчин и женщин находится на одном уровне как при РОК, так и при РПК. Следует отметить, что показатели заболеваемости среди мужчин достоверно выше, чем среди женщин только в возрастных группах старше 60 лет (p < 0,05).

При оценке многолетней динамики заболеваемости в отдельных возрастных группах установлено, что группой риска по темпам прироста заболеваемости РОК явились лица 40–49 лет, мужчины в возрасте 20–39 лет и старше 70 лет, а так же женщины 60–69 лет. Тенденция к росту заболеваемости РПК отмечена в возрастной группе 40–49 лет и среди мужчин 50–59 лет. В остальных группах сохраняется стабильный уровень или снижение заболеваемости РОК и РПК (см. табл. 2). Рост заболеваемости в молодом и среднем возрасте является неблагоприятным медико-социальным аспектом, обусловливающим инвалидизацию и смертность трудоспособного населения.

КРЗ РОК в возрасте до 69 лет в среднем за 2002–2014 гг. составил 1,0% (1,1% для мужчин и 1,0% для женщин; p = 0,05), при этом риск развития РПК выше у мужчин (1,2%), чем у женщин (0,8%) (p < 0,001). КРЗ не имел тенденции к росту или снижению при обеих нозологических формах рака среди мужчин и женщин (Тпр. ср.= 0,3–1,0%).

Известно, что выживаемость больных напрямую зависит от стадии заболевания. Так, при выявлении КРР I–II стадий выживаемость больных составляет 80–90%, а при III–IV — не превышает 50% [11]. Среднегодовой показатель доли онкобольных, у которых выявлены III–IV стадии заболевания, составил 65,6% [95% ДИ 61,1–69,3%] при РОК и 56,3% [95% ДИ 51,7–60,7%] при РПК. При этом наблюдался существенный рост доли больных, у которых выявлен рак I–II стадий. Так, в 2014 г. этот показатель для РОК и РПК составил 45,9% [95% ДИ 41,6–50,2%] и 57,5% [95% ДИ 53,2–61,7%] соответственно, что в 1,3 раза выше среднегодового уровня за 2002–2014 гг. (34,4 и 43,7% соответственно). Данные изменения свидетельствуют о повышении доступности и качества медицинской помощи [12]. Аналогичная ситуация наблюдается в Российской Федерации в целом, достоверных различий в уровне диагностики заболеваний на ранних стадиях не выявлено (p > 0,05). Более высокие показатели заболеваемости КРР в Пермском крае по сравнению с Российской Федерацией и отсутствие достоверных различий в доли больных, выявленных на ранних стадиях заболевания, позволяют заключить, что на территории имеются дополнительные неблагоприятные факторы, обусловливающие повышенный уровень заболеваемости.

КРР занимает лидирующее ранговое место в структуре смертности от всех ЗНО у женщин (16,6 %) и разделяет второе место с раком желудка у мужчин (11,9 %), уступая только раку трахеи, бронхов и легкого.

Анализ многолетней динамики смертности от РОК на основе стандартизованных показателей выявил стабилизацию показателя в популяции в целом (Тпр. ср.= 0,90%), однако динамика смертности среди мужчин характеризовалась выраженным приростом, а среди женщин – умеренным снижением (табл. 3). При этом, среднемноголетний уровень смертности был выше среднероссийских показателей как у мужчин, так и у женщин. Несмотря на то что многолетняя динамика смертности от РПК имеет благоприятную выраженную тенденцию к снижению во всех половых группах, среднегодовой показатель остается высоким и превышает среднероссийский уровень в 1,4 раза.

Индекс достоверности учета (ИДУ), характеризующий качество учета больных, не превышал 1,00 в течение всего периода наблюдения как для РОК, так и для РПК, среднемноголетние показатели составили 0,73 и 0,69 соответственно. Показатель ИДУ указывает на приемлемую организацию раннего выявления ЗНО толстой кишки в Пермском крае, что подтверждается увеличением доли больных, взятых на учет на ранних стадиях заболевания.

Таким образом, КРР занимает одну из ведущих позиций в структуре заболеваемости и смертности от ЗНО в Пермском крае. Ежегодное увеличение числа случаев КРР обусловлено преимущественно изменяющейся демографической ситуацией. При этом истинная (на основе расчета стандартизованных показателей) заболеваемость на территории продолжает оставаться на стабильном уровне. Следовательно, несмотря на улучшение качества диагностики, отсутствует элиминирующее воздействие на имеющиеся факторы риска. В связи с этим необходимо углубленное изучение региональных факторов риска в аналитических эпидемиологических исследованиях с целью рационального планирования и реализации профилактических мероприятий.


Literature


1. Pokrovskу V.I., Dalmatov V.V., Stasenko V.L., Briko N.I., Botvinkin A.D., Brusina E.B., Efimov G.E., Zueva L.P., Kovalishena O.V., Mindlina A.Ya., Ogarkov P.I., Savilov E.D., Feldblum I.V., Shaposhnikov A.A., Shkarin V.V. [The project of the passport of scientific specialties 14.00.30 – Epidemiology]. Epidemiologiya i Infekcionnye Bolezni 2009; (5): 53–56. (In Russ.).

2. World Health Organization. Global’nyj plan dejstvij po profilaktike neinfektsionnykh zabolevanij i bor’be s nimi. Plan dejstvij na 2013–2020 gg. [Global action plan for NCD prevention and control. Action plan for 2013-2020 gg.]. http://www.who.int/nmh/publications/ncd-action-plan/ru/

3. Ferlay J., Soerjomataram I., Ervik M., Dikshit R., Eser S., Mathers C., Rebelo M., Parkin D.M., Forman D., Bray F. GLOBOCAN 2012 v1.0, Cancer Incidence and Mortality Worldwide: IARC Cancer Base № 11 http://globocan.iarc.fr

4. Kaprin A.D., Starinskii V.V., Petrova G.V. (eds.)Zlokachestvennye novoobrazovanija v Rossii v 2014 godu (zabolevaemost’ i smertnost’). [Malignant tumors in Russian in 2014 (incidence and mortality)]. Moscow: Moskovskij nauchno-issledovatel’skij onkologicheskij institut imeni P.A. Gercenа Ministerstva zdravookhraneniya Rossijskoj Federatsii, 2016. 250 p. (In Russ.).

5. World Health Organization. Cancer. Fact sheet № 297. http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs297/ru/

6. Belov V.B., Rogovina A.G. [The divergence of medical demographic situation in Russia]. Problemi Socialnoj Gigieni, Zdravookhranenia i Istorii Meditsini 2015; 23(5): 5–8. (In Russ.).

7. Jemal A., Vineis P., Bray F., Torre L., Forman D. (eds.). The cancer atlas. 2nd ed.. Atlanta: American cancer society, 2014. 136 p.

8. Ahmad O., Boschi-Pinto C., Lopez A., Murray C., Lozano R., Inoue M. Age standardization of rates: a new WHO standard. GPE Discussion Paper Series: № 31. Geneva: World Health Organization, 2001. 14 с.

9. Chissov V.I., Starinskij V.V., Kovaleva B.N. (eds.). Organizatsiya onkologicheskoj sluzhby v Rossii (metodicheskie rekomendatsii, posobiya dlya vrachej) [The organization of oncology service in Russia (guidelines, manuals for doctors)]. Moscow: Moskovskij nauchno-issledovatel’skij onkologicheskij institut imeni P.A. Gercenа, 2007. 663 p. (In Russ.).

10. Merabishvili V.M. Onkologicheskaya statistika (traditsionnye metody, novye informatsionnye tekhnologii). Rukovodstvo dlya vrachej. [Oncological statistics (traditional methods, new information technologies). Guidelines for physicians]. 2nd ed., supplemented. Part I. Sankt-Petersburg, 2015. 223 p. (In Russ.).

11. Merabishvili V.M. Vyzhivaemost’ onkologicheskih bol’nyh [The survival rate of cancer patients]. Sankt-Petersburg: Kosta, 2006. 440 p. (In Russ.).

12. Nechayeva O.B. [Malignancy in Russian Federation: incidence and mortality]. Medicinskij Alfavit 2014; (8): 5–11. (In Russ.).


About the Autors


For correspondence:
Prof. Feldblum Irina Viktorovna, MD; Head, Department of Epidemiology with Course of Hygiene and Epidemiology, Faculty of Additional Professional Education, Academician E.A. Wagner Perm State Medical University, Ministry of Health of Russia
Address: 16, Dzerzhinsky Sq., Perm 614068
Telephone: +7(342) 218-16-68
E-mail: irinablum@mail.ru


Similar Articles


Бионика Медиа