Исполнилось 100 лет со дня рождения Валентины Давидовны Беликовой-Алдаковой, доцента кафедры эпидемиологии санитарно-гигиенического факультета I Московского медицинского института им. И.М. Сеченова. В.Д. Беликова-Алдакова проработала на кафедре с 1946 по 1982 г., вела большую педагогическую, научную, организационную и общественную работу. Она была чутким и опытным наставником, учителем, принципиальным, честным и надежным товарищем, отзывчивым на все непредвиденные обстоятельства, умным и порядочным человеком.
Родилась В.Д. Беликова-Алдакова 9 февраля 1912 г. во Владикавказе в семье земского врача и сельской учительницы. Отец Валентины Давидовны, земский врач Д.Г. Беликов, создавший врачебный участок в селении Дарг-Кох, в 30-е годы одним из первых в Советской России получил звание «Заслуженный врач Российской Советской Социалистической Республики». В своих воспоминаниях В.Д. Беликова-Алдакова очень тепло отзывалась об отце, оказавшем большое влияние на выбор ее профессии. Он первым обратил внимание на ее интерес к санитарно-противоэпидемической работе, входившей в содержание медицинского обеспечения врачебного земского участка. Отец до конца своей жизни, а умер он достаточно рано, в возрасте 63 лет в 1947 г., оставался для Валентины Давидовны самым близким другом. Сейчас они покоятся в одной могиле на Ваганьковском кладбище в Москве. Имя Д.Г. Беликова упоминается в мартирологе Ваганьковского кладбища, изданном в конце 80-х годов XX века.
В своих воспоминаниях Валентина Давидовна пишет, что образование до 5–6 класса средней школы она получала вместе с сестрой дома, занималась с матерью, затем поступила в педагогический техникум во Владикавказе. В 1929 г. она ушла из техникума (неполный курс обучения в техникуме тогда приравнивался к 9-летнему курсу средней школы) и стала работать в антирабической лаборатории Владикавказского химико-бактериологического института. Лабораторией заведовал доктор Шавандин, друг ее отца. Он познакомил Валентину Давидовну с методами распознавания и культивирования бактерий.
В 1931 г. вышел Правительственный Указ о приравнивании детей сельских специалистов к детям рабочих, уравнивая их в правах на поступление в институт. Более того, если дети поступали учиться в институты по профилю работы родителей, государство обеспечивало их общежитием и стипендией. Отец посоветовал Валентине Давидовне ехать в Москву и поступать в Первый Московский медицинский институт, где открылся новый факультет – санитарно- гигиенический.
Очень трогательно в воспоминаниях описаны тревожные проводы из Владикавказа в Москву в сентябре 1931 г. Станцию Дарг-Кох, где жила семья, проезжали ночью, но у полотна железной дороги с фонарем «летучая мышь» стоял отец. «Я помахала ему рукой и простояла у окна, пока не проехали Эльхотово, последнюю станцию на территории Осетии. В пути я себя чувствовала неспокойно, меня ждала неизвестность. Робость моя усугублялась и тем, что я тяжело переносила свою «ущербность», поскольку принадлежала к «классу интеллигентов».
Набор студентов в институт уже закончился, но благодаря настойчивым хлопотам мужа ее сестры В.Д. Беликова-Алдакова была зачислена в один из первых наборов на новый факультет.
Описана интересная подробность: на новый факультет переводили 20 наиболее авторитетных студентов с последнего курса лечебного факультета. Студенты на перевод шли неохотно, на факультет направляли активистов, членов ВКП(б). Среди них выделялся Оганес Вагаршакович Бароян, впоследствии академик, крупный ученый в области эпидемиологической географии. Он был наиболее деятельным, принимал участие в организации факультета, агитировал абитуриентов поступать на новый факультет.
Но четкого представления о профиле работы выпускаемых врачей еще не имели ни в наркомате здравоохранения, ни в наркомате высшего образования, ни в самом институте. Не было программы, плана. Все создавалось заново. Окончившим санитарно-гигиенический факультет выдавали обычные дипломы врачей с правом самостоятельной врачебной деятельности на всей территории СССР.
К началу 1934 г. в институте были созданы специализированные кафедры: гигиены труда, коммунальной гигиены, гигиены питания, эпидемиологии. Были сформированы группы по профилям кафедр, студенты записывались туда по желанию и интересам. При прохождении практики также больше внимания уделялось выбранному профилю.
Эпидемиология оказалась предметом, к которому Валентина Давидовна стала проявлять интерес. На нее обратила внимание Л.Я. Кац-Чернохвостова, тогда доцент кафедры. Студентка проявила осведомленность в вопросах организации противоэпидемической работы, особенно в борьбе с малярией (отец привлекал ее к этой работе на своем участке).
В 1935 г. на кафедре был создан научный студенческий кружок, руководила им Л.Я. Кац-Чернохвостова. Но Валентина Давидовна занималась санитарной бактериологией на кафедре гигиены питания и делала сообщения о своей работе на двух кафедрах. Уже тогда у нее сложилась уверенность, что эпидемиолог должен иметь хорошую микробиологическую подготовку.
На практике после 5-го курса Валентина Давидовна собирала материал для заведующего кафедрой гигиены питания проф. А.В. Рейслера по специфике питания, способах приготовления национальных осетинских блюд повседневного и праздничного обихода. Для Л.Я. Кац-Чернохвостовой обобщала материал по заболеваемости малярией на врачебном участке отца. Осетия находилась на особом учете: там проходил апробацию комплекс противомалярийных мероприятий, разработанный директором Института тропической медицины проф. П.Г. Сергиевым. Дважды он сам приезжал на участок отца Валентины Давидовны, где работала противомалярийная бригада, применявшая предложенный им комплексный метод борьбы с малярией. Этот метод за относительно короткий срок привел к резкому снижению заболеваемости малярией, а потом и к полной ее ликвидации. Открытие проф. П.Г. Сергиева получило высокую оценку в нашей стране и за рубежом. Впоследствии автору было присвоено звание Героя Социалистического Труда, он был удостоен международной премии Дарлинга, учрежденной в 1925 г. После Второй мировой войны ООН предоставила проф. П.Г. Сергиеву право въезда без виз в разные страны мира.
В 1936 г. В.Д. Беликова-Алдакова окончила институт и получила назначение во Владикавказ. Она была направлена на работу врачем-бактериологом в отдел кишечных инфекций Владикавказского химико-бактериологического института. В феврале 1937 г. она вернулась в Москву и поступила на работу в лабораторию кафедры эпидемиологии, а затем на кафедру, где за вычетом 4 военных лет проработала до выхода на пенсию в 1978 г., продолжая сотрудничать с кафедрой вплоть до 1982 г.
В декабре 1937 г. Валентина Давидовна поступила в аспирантуру кафедры, где ей была поручена работа по оценке эффективности разных методов вакцинации против брюшного тифа. Руководила ее работой Л.Я. Кац-Чернохвостова.
После окончания аспирантуры Валентина Давидовна была направлена во Владикавказ на должность ассистента кафедры микробиологии открывшегося в 1939 г. медицинского института. Осенью 1941 г., уже в начале войны кафедра приняла первый набор студентов и В.Д. Беликова-Алдакова исполняла обязанности заведующей кафедрой. В первые дни войны, не освободив от работы на кафедре, Наркомздрав Осетии переводит ее в бактериологический институт, возлагает обязанности заведующей лабораторией кишечных инфекций, а затем и директора института. В этом институте на разных должностях Валентина Давидовна проработала всю войну.
В эти годы институт не только проводил научные исследования, но он обеспечивал всю противоэпидемическую работу в республике. Частые командировки, работа в очагах инфекционных заболеваний – этот богатый опыт в тяжелые годы войны в регионе, оказавшемся в 1941–1943 гг. фактически на осадном положении, оказал Валентине Давидовне неоценимую помощь в дальнейшей работе.
В июне 1946 г. В.Д. Беликова-Алдакова переезжает в Москву, а в октябре 1946 г. становится и.о. ассистента кафедры эпидемиологии I Медицинского института. В 1949 г. о на заканчивает экспериментальную часть работы и в декабре 1950 г. защищает диссертацию на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. В 1951 г. ее избирают секретарем партийной организации факультета. В следующем году Валентину Давидовну переводят на должность доцента кафедры эпидемиологии.
18 ноября 1952 г. в возрасте 55 лет умирает от инфаркта проф. Л.Я. Кац-Чернохвостова, руководившая кафедрой с 1943 г., и в декабре 1952 г. Валентину Давидовну переводят на должность исполняющей обязанности заведующей кафедрой эпидемиологии.
В это время она руководила подготовкой диссертационных работ будущих сотрудников кафедры А.Д. Жериковой по проблемам дизентерии Зонне и Т.Б. Пантелеевой по эпидемиологии коклюша.
В декабре 1955 г. кафедру эпидемиологии возглавил проф. И.И. Елкин, до этого возглавлявший кафедру эпидемиологии в Центральном институте усовершенствования врачей (ЦИУ). Валентина Давидовна вернулась к работе доцента кафедры. В 1956 г. ее назначили на должность Ученого секретаря института. На кафедре Валентина Давидовна сосредоточилась на работе с диссертантами, руководила их научными исследованиями. За период с 1955 по 80-е годы под руководством В.Д. Беликовой-Алдаковой выполнили диссертационные работы К. Шолт (ставшая в дальнейшем руководителем Национального института гигиены в Будапеште), М.А. Жогова (по дизентерии), Л.С. Кузнецова (по коклюшу), В.И. Лебедева (по проблеме дизентерии в детских коллективах), Я.Г. Пулатова (по эпидемиологии брюшного тифа в Узбекистане), Л.А. Сигаева (по эпидемиологическим особенностям энтеровирусных заболеваний), В.Д. Быченко (роль кишечной палочки первой категории в патологии энтеритов), Б.П. Лиенко (брюшной тиф в Гурьевской обл. Туркмении), В.К. Куралесина (эшерихиозы у детей раннего возраста), А.И. Чернышенко (эпидемиология энтеробиоза), Т.А. Середина (особенности дизентерии плавсостава Амурского бассейна), В.Н. Колесова (инфицирование молочных продуктов энтеробактериями), В.М. Добровольская (индикация энтеробактерий во внешней среде) и многие другие.
В 1964 г. Валентина Давидовна стала научным консультантом эпидемиологического отдела СЭС 4-го Главного Управления при МЗ СССР. Под ее непосредственным руководством были выполнены диссертационные работы заместителя Главного врача СЭС 4-го Главного Управления при МЗ СССР К.П. Шаровой (по специфике распространения ОКЗ в подведомственных учреждениях), врачей-эпидемиологов Р.А. Ермаковой, Е.Я Кривцовой (по эшерихиозам), В.Н. Орлова (по эпидемиологии протейной инфекции).
Окончательно уйдя с кафедры осенью 1982 г., Валентина Давидовна поддерживала тесное общение с большинством своих учеников и коллег: А.Д. Жериковой, К.П. Шаровой, Л.А. Сигаевой. К ней часто из Ташкента приезжал Я.Г. Пулатов. Часто ее навещали Ю.Г. Кривда и Г.В. Папина.
Валентина Давидовна ушла из жизни 18 октября 1997 г. Прощаться с ней пришли все, кто ее знал.
До сих пор все те, кто работал с Валентиной Давидовной, помнят ее и не забывают слова, которые она написала в своих воспоминаниях: «Мне всегда было радостно видеть всех, с кем довелось работать, с каждым связан большой отрезок моей жизни. Смотря на них, я как бы заново переживаю годы тесного общения. Вспоминая, как мы вместе огорчались неудачам в работе и вместе радовались успехам…»
Память о ней – в делах ее детей, внуков, правнуков и нас – ее учеников.