Варианты вируса герпеса человека 6-го типа (ВГЧ-6) А и В были признаны двумя различными вирусами Международным комитетом по таксономии вирусов в 2012 г. Решение основано на различии эпидемиологических, биологических и иммунологических свойств [1, 2].
Эпидемиология ВГЧ-6А и ВГЧ-6В описана лишь для отдельных регионов. Так, имеются сведения о том, что тип В преобладает у детей в США, Европе и Японии [3–5]. По данным C.B. Hall и соавт., опубликованным в 2006 г. на основании обследования детей в США, из 2294 образцов, в которых обнаружена ДНК ВГЧ-6, 97% составляет вариант В и 3% – вариант А. Однако доля варианта А была больше в материале от пациентов в возрасте 12 нед. (9,8%) по сравнению с группой детей 3–24 мес. (2,3%) [3]. Исследование, проведенное в Замбии, показало, что у детей, госпитализированных в возрасте до 2 лет, распространенность ВГЧ-6А составляет менее 1%, а ВГЧ-6B – около 20% [6]. В 2005 г. в Англии были представлены результаты популяционного исследования: из 130 детей с подтвержденной первичной инфекцией ВГЧ-6 у 113 проведено типирование, во всех образцах обнаружен ВГЧ-6В [5].
Сроки инфицирования типом В описаны в возрасте 6–12 мес., инфицирование ВГЧ-6А, по некоторым данным, происходит позже и протекает бессимптомно [7].
Имеются данные литературы о различиях клинических проявлений заболеваний, вызванных двумя типами вируса. Так, ВГЧ-6В обнаружен в миндалинах детей с рецидивирующими инфекциями верхних дыхательных путей [8]. Оба вируса являются нейротропными, однако ВГЧ-6А вызывает более тяжелые неврологические заболевания [8, 9]. Исследования на животных показали, что у мартышек внутривенное введение ВГЧ-6А вызывало неврологические симптомы, введение ВГЧ-6В не приводило к их развитию [10,11].
В Российской Федерации масштабных работ по типированию ВГЧ-6 у пациентов не проводилось. Существуют единичные сообщения об исследованиях на небольших группах пациентов в разных регионах России.
Так, в 2016 г. нами было проведено пилотное исследование по типированию инфекции ВГЧ-6 у детей, поступивших в стационар с клиническими проявлениями острого респираторного заболевания. Был обследован 31 ребенок в возрасте от 1 года до 12 лет: 20 детей в возрасте от 1 года до 3 лет (11 мальчиков и 9 девочек) и 11 (7 мальчиков и 4 девочки) старше 3 лет. Полученные данные свидетельствуют о том, что у детей выделялся преимущественно ВГЧ-6 типа А (52%), у 19% пациентов был определен ВГЧ-6В и у 29% больных не удалось установить тип вируса. Клинические проявления инфекции ВГЧ-6А и ВГЧ-6В отличались как лабораторно, так и клинически. Инфекция, вызванная ВГЧ-6А, преобладала в возрастной группе до 3 лет. Клиническими проявлениями инфекции ВГЧ-6А были фебрильные судорожные приступы, внезапная экзантема и симптомокомплекс острого респираторного заболевания. Инфекция ВГЧ-6В проявлялась фебрильными судорожными приступами и симптомами острого респираторного заболевания, протекавшего с поражением верхних дыхательных путей [12–14].
В работах, проведенных в Санкт-Петербурге, показано, что у детей раннего возраста с клиническими проявлениями внезапной экзантемы и фебрильных судорожных приступов, инфекция ВГЧ-6А не была выявлена [15, 16]. Однако до сих пор в России не проводилось типирование вируса, выделенного от клинически здоровых пациентов.
На данный момент не описаны эпидемиологические особенности ВГЧ-6 А и В в России, нет данных о преобладании того или иного типа вируса среди пациентов с клиническими проявлениями инфекции ВГЧ-6 и клинически здоровых. Не исследованы клинические проявления инфекции ВГЧ-6А и ВГЧ-6В у детей, госпитализированных в стационар с клиническими проявлениями острой респираторной инфекции (ОРИ). Возрастные особенности инфекции ВГЧ-6 охарактеризованы без учета типа вируса.
Цель исследования – описание клинических характеристик инфекции ВГЧ-6А и ВГЧ-6В у детей.
Задачи исследования:
- установить тип ВГЧ 6-го типа, обнаруженного в крови клинически здоровых и больных ОРИ детей;
- определить частоту выявления ВГЧ-6А и ВГЧ-6В у детей разного возраста;
- изучить клинические особенности течения инфекции ВГЧ-6А и ВГЧ-6В у детей с проявлениями ОРИ.
Материалы и методы
Дети, у которых выделялась ДНК ВГЧ-6 в крови, были отобраны для более детального обследования и проведения типирования вируса. В группу вошли 59 детей в возрасте от 1 года до 10 лет (34 мальчика и 25 девочек, что составило 57,7 и 42,3% соответственно). Из них клинически здоровыми были 14 человек (8 мальчиков и 6 девочек) в возрасте от 3 до 10 лет, с проявлениями ОРИ – 45 пациентов, из них в возрасте младше 3 лет было 20 (44,5%) детей (10 мальчиков и 10 девочек), старше 3 лет – 25 (55,5%) детей (16 мальчиков и 9 девочек). Пациенты с ОРИ были госпитализированы в инфекционные отделения Детской городской клинической больницы № 9 им. Г.Н. Сперанского г. Москвы (далее – ДГКБ № 9 им. Г.Н. Сперанского) и Химкинской центральной клинической больницы. Набор в группу здоровых детей осуществляли на базе поликлинического отделения (филиал 1) ДГКБ № 9 им. Г.Н. Сперанского.
Проводили углубленное обследование: выделение вируса из клинического материала, полученного от больных, детекция антигенов вируса, серологические тесты и определение нуклеотидных последовательностей. Для исследования материалов, полученных от пациентов, применяли иммуноферментный анализ (ИФА) с использованием тест-систем производства ЗАО «Вектор-Бест» (Новосибирск), иммуно-флюоресценцию (НРИФ) (экспериментальные тест-системы, созданные в НИИЭМ им. Н.Ф. Гамалеи, Москва), быстрый культуральный метод (БКМ) (vero, u937). Осуществляли определение маркеров (ранние и поздние антигены вируса) инфекции, вызванной ВГЧ-6, в сыворотке крови, клетках крови, слюне и моче. Выделение ДНК ВГЧ-6 из крови, мочи, слюны и культивированных клеток проводили с помощью набора «АмплиПрайм ДНК-сорб-В» (ООО «ИнтерЛабСервис», Москва).
Для определения ВГЧ-6А и ВГЧ-6В из образцов была выделена ДНК с использованием комплекта реагентов «РИБО-сорб» (ООО «ИнтерЛабСервис», Россия) в строгом соответствии с протоколом. На следующем этапе исследования с полученной ДНК проводили полимеразную цепную реакцию в режиме реального времени (ПЦР-РВ) на приборе ДТ-96 («ДНК-Технология», Россия). Использовали комплект реагентов для проведения ПЦР-РВ в присутствии интеркалирующего красителя SYBR Green I» (ООО «Синтол», Россия) в присутствии зондов TaqMan. Система для определения ДНК ВГЧ-6 в клиническом материале была отработана ранее [17].
Статистическую обработку данных осуществляли с использованием современных пакетов статистического анализа: STATGRAPHICS plus, STATISTICA for Windows версии 8. Достоверность получаемых различий между группами оценивали с помощью точного критерия Фишера. Различия считали достоверными при р < 0,05.
Результаты
По результатам молекулярно-генетических методов исследования ВГЧ-6А был выявлен у 27 (46%) детей, ВГЧ-6В – у 31 (53%). Несмотря на то что у всех обследованных детей была обнаружена ДНК ВГЧ-6 в крови, у 1 больного ОРИ установить тип вируса не удалось.
У пациентов с ОРИ преобладал ВГЧ-6А: он выявлен у 25 детей, ВГЧ-6В был обнаружен у 19 и у 1 ребенка тип не был установлен. У клинически здоровых детей преобладал ВГЧ-6В (у 12 из 14 обследованных) (рис. 1). Среди пациентов в возрасте до 3 лет преобладал ВГЧ-6А: он был обнаружен у 14 (70%) детей, ВГЧ-6В выявлен у 5 (25%) пациентов. В группе детей 3 лет и старше ВГЧ-6В встречался у 26 (67%) пациентов, что чаще, чем ВГЧ-6А – 13 (33%) (р < 0,05; рис. 2).
Среди пациентов в возрасте до 3 лет преобладал ВГЧ-6А: он был обнаружен у 14 (70%) детей, ВГЧ-6В выявлен у 5 (25%) пациентов. В группе детей 3 лет и старше ВГЧ-6В встречался у 26 (67%) пациентов, что чаще, чем ВГЧ-6А – 13 (33%) (р < 0,05).
На момент поступления в стационар и первичного осмотра в приемном отделении пациенты с инфекцией ВГЧ-6 были разделены на группы по основным клиническим проявлениям: лихорадочное состояние с катаральным синдромом без гнойного очага инфекции, острое респираторное заболевание с преимущественным поражением верхних дыхательных путей (тонзиллофарингит) и фебрильный судорожный приступ. Анализ полученных данных (табл. 1) продемонстрировал, что в начале заболевания инфекция ВГЧ-6А чаще проявляется острым лихорадочным состоянием без гнойного очага (р < 0,05), а инфекция ВГЧ-6В чаще встречается у клинически здоровых детей (р < 0,05).
Сопоставление данных анамнеза и клинических проявлений инфекции на момент включения пациентов в исследование позволило выявить, что при инфекции ВГЧ-6А достоверно чаще развиваются внезапная экзантема (р < 0,01) и фебрильные судорожные приступы (р < 0,05).
При анализе лихорадочных реакций у детей с инфекцией ВГЧ-6 и клиническими проявлениями ОРИ было установлено, что для детей до 3 лет характерны более выраженные лихорадочные реакции, что соответствует их возрастным особенностям. Достоверных различий в зависимости от типа переносимой инфекции выявлено не было.
Для выявления клинических особенностей течения инфекции ВГЧ-6, вызванной разными типами вируса, было проведено сравнение частоты встречаемости основных симптомов заболевания.
Для выявления возрастных особенностей течения инфекций, вызванных ВГЧ-6А и ВГЧ-6В, сравнивали частоту клинических проявлений у детей в зависимости от возраста. Полученные данные представлены в табл. 2 и 3.
У детей младше 3 лет инфекция ВГЧ-6А проявляется инфекционно-аллергической сыпью, стоматитом, фебрильным судорожным приступом, гранулярным фарингитом, в то время как инфекция ВГЧ-6В чаще вызывает увеличение периферических лимфоузлов, гепатомегалию, а также катаральные явления со стороны ротоглотки и поражение нижних дыхательных путей. Симптомокомплекс инфекционного мононуклеоза у таких детей чаще был связан с инфекцией ВГЧ-6А.
У детей в возрасте 3 лет и старше гипертрофия небных миндалин, увеличение периферических лимфоузлов были чаще связаны с инфекцией ВГЧ-6В, в то время как симптомокомплекс инфекционного мононуклеоза в этой возрастной группе чаще вызывал ВГЧ-6А.
Анализ клинических проявлений инфекции ВГЧ-6А и ВГЧ-6В в зависимости от возраста подтвердил описанные ранее закономерности. Было показано, что при инфекции ВГЧ-6А сыпь более характерна для детей младше 3 лет по сравнению с детьми 3 лет и старше (64 и 8% соответственно; р < 0,01). Налет на миндалинах встречается у в 40% детей в возрасте 3 лет и старше вне зависимости от типа инфекции.
Было выявлено, что у 25 детей с ОРИ имела место инфекция ВГЧ-6А (14 детей в возрасте до 3 лет и 11 – 3 года и старше) и у 19 – инфекция ВГЧ-6В (5 и 14 детей соответственно). Среди обследованных здоровых детей преобладала инфекция ВГЧ-6В. При инфекции ВГЧ-6А у детей до 3 лет достоверно чаще встречается инфекционно-аллергическая сыпь (р < 0,05), а при инфекции ВГЧ-6В – лимфопролиферативный синдром в виде увеличения небных миндалин с появлением налета (р < 0,05) и периферических лимфоузлов (р < 0,01).Также было отмечено, что наиболее характерными симптомами для инфекции ВГЧ-6В являются увеличение печени и диарея, а для инфекции ВГЧ-6А – выраженность катарального синдрома. Эти различия недостоверны, но имеют статистически подтвержденную тенденцию.
Таким образом, можно отметить, что ВГЧ-6А чаще вызывает острое инфекционное заболевание у детей до 3 лет, характеризующееся лихорадочным состоянием, фебрильными судорожными приступами, сыпью и поражением верхних дыхательных путей с выраженным катаральным синдромом. Инфекция ВГЧ-6В чаще вызывает острое инфекционное заболевание у детей в возрасте 3 лет и старше и реже обладает специфическими для инфекции ВГЧ-6 чертами, такими как внезапная экзантема и фебрильный судорожный приступ. Во всех возрастных группах инфекция ВГЧ-6В характеризуется лимфопролиферативным синдромом – периферической лимфаденипатией, гепатомегалией и поражением нижних отделов органов респираторного тракта.
Выводы
- У детей с клиническими проявлениями ОРИ инфекция ВГЧ-6А и ВГЧ-6В определяется со сходной частотой (56 и 42% соответственно). Среди клинически здоровых пациентов преобладает ВГЧ-6В (86%).
- Инфекция ВГЧ-6В более характерна для детей старше 3 лет с клиническими проявления ОРИ и клинически здоровых пациентов (р < 0,05).
- В начале заболевания инфекция ВГЧ-6А достоверно чаще проявляется острым лихорадочным состоянием с катаральным синдромом без гнойного очага инфекции (р < 0,05), а инфекция ВГЧ-6В чаще встречается у клинически здоровых детей (р < 0,05).
- При инфекции ВГЧ-6А чаще развиваются внезапная экзантема (р < 0,01) и фебрильный судорожный приступ (р < 0,05).
- При инфекции ВГЧ-6А чаще встречается инфекционно-аллергическая сыпь (р < 0,05), а при инфекции ВГЧ-6В – лимфопролиферативный синдром в виде увеличения небных миндалин (р < 0,01) и периферических лимфоузлов (р < 0,01).
- У детей младше 3 лет инфекция ВГЧ-6А проявляется инфекционно-аллергической сыпью (р < 0,05), стоматитом, фебрильными судорожными приступами, гранулярным фарингитом, а инфекция ВГЧ-6В преимущественно сопровождается увеличением периферических лимфоузлов (р < 0,01), гепатомегалией (р < 0,05), а также катаральными явлениями со стороны ротоглотки и поражением нижних дыхательных путей.