С момента открытия первых риккетсиозов прошло более 150 лет. Среди всех риккетсиозных заболеваний наибольшей является группа клещевых пятнистых лихорадок (КПЛ). В настоящее время зарегистрировано более 20 нозологических форм КПЛ, встречающихся по всему миру. Самые известные из них – лихорадка Скалистых гор, марсельская, японская и израильская лихорадки. На территории Российской Федерации активизировались клещевые очаги в Юго-Западной Сибири, на Дальнем Востоке, в Крыму, Новосибирской и Тюменской областях. На сегодняшний день эпидемическая обстановка в Южном Федеральном округе (ЮФО) стала причиной проведения ряда научных исследований инфекционных заболеваний, в числе которых и АПЛ, регистрирующаяся на территории АО с 1980 г., известная как «вирусная экзантема» [1–7].
В течение долгого времени оставался нерешенным вопрос об этиологии этого инфекционного заболевания. После расшифровки генома возбудителя к началу 1990 г. удалось выделить возбудителя «вирусной экзантемы». Им оказалась R. conorii caspiense, а само заболевание в 1994 г. было выделено в отдельную нозологическую единицу под названием Астраханская лихорадка [синонимы: Астраханская риккетсиозная лихорадка (АРЛ), Астраханская пятнистая лихорадка, Астраханская клещевая риккетсиозная лихорадка]. Согласно современной классификации риккетсиозов, R. conorii caspiense вошла в группу КПЛ. В связи с этим в научных трудах сегодня принято пользоваться термином АПЛ, а при постановке клинического диагноза в стационаре используют международную классификацию болезней и обозначают заболевание как АРЛ. В результате многолетних исследований определен резервуар и переносчик АПЛ – клещ Rhipicephalus, включая Rh. sanguineus и Rh. pumilio, паразитирующие не только на собаках, но и на кроликах, ежах и кошках [1, 4, 6].
С начала изучения АПЛ эндемичным по этому риккетсиозу в АО был только Красноярский район. В последние годы случаи заболевания АПЛ встречаются во всех районах Астраханской области, а также за ее пределами на территории ЮФО России. Например, ее наличие предполагается в Республике Калмыкия Волгоградской области, в Крыму и Западном Казахстане. Кроме этого, ежегодно выявляют единичные завозные случаи АПЛ в Москве и Санкт-Петербурге [6, 8].
До настоящего времени АПЛ остается эндемичным заболеванием для АО, что обусловлено расширением резервуара и источника инфекции (к диким млекопитающим, собакам и кошкам добавился крупный и мелкий рогатый скот), а также высоким ростом индекса обилия Rh. pumilio (по данным мониторинга, с каждым годом он в среднем увеличивается в 1,5–2 раза с развитием сезонного туризма в низовьях р. Волги) [8].Увеличивается частота тяжелых случаев АПЛ, регистрируются летальные исходы и специфические осложнения. На сегодняшний день частота тяжелых случаев заболевания составляет 7,3%.
АПЛ протекает в виде лихорадки с симптомами интоксикации, сопровождающейся сыпью с трансмиссивным механизмом передачи через присасывание инфицированного клеща или путем втирания гемолимфы раздавленного клеща. Резервуаром инфекции считается иксодовый клещ рода Rhipicephalus pumilio, который сохраняет риккетсии пожизненно и передает их трансовариально [1, 4].
Цель исследования – изучение динамики, структуры заболеваемости и территориального распределения АПЛ на территории АО за период 2017–2021 гг.
Материалы и методы
Проведен ретроспективный эпидемиологический анализ заболеваемости АПЛ в АО за период 2017–2021 гг. на основании документов Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по АО: форм федерального статистического наблюдения № 1 «Сведения об инфекционных и паразитарных заболеваниях» месячная; № 2 «Сведения об инфекционных и паразитарных заболеваниях» месячной и годовой; формы № 357/У «Карта эпидемиологического обследования очага инфекционного заболевания». Были проанализированы интенсивные и экстенсивные показатели заболеваемости АПЛ в разных возрастных группах населения с учетом выявленной территориальной неравномерности ее распределения по территориям АО. Статистическую обработку результатов проводили при помощи программы Microsoft Office Excel (Microsoft, США) и BioStat Professional 5.8.4. Определяли среднюю арифметическую (M) и процентное выражение ряда данных.
Результаты
Было выявлено 810 случаев АПЛ. Наиболее активные очаги АПЛ функционируют в Волго-Ахтубинской пойме, Дельтовой и Волго-Уральской ландшафтных зонах, где сложились благоприятные условия для обитания иксодовых клещей. Показатель заболеваемости в районах АО с повышенным риском заражения в период 2017–2021 гг. составил 67,8 на 100 тыс. населения. Так, чаще всего АПЛ фиксировали в Астрахани – 227 случаев (28 (227 случ.), в Харабалинском – 158 (19,5%), Красноярском – 99 (12,2%), Приволжском – 97 (11,9%) и Наримановском – 63 (7,7%) районах (рис. 1 см на вклейке) [9].

В зону с очень низким риском заражения вошли северные районы АО: Ахтубинский и Черноярский, которые расположены в пустынной ландшафтно-географической зоне, что обусловило наименьший уровень заболеваемости. Так, в Ахтубинском районе показатель заболеваемости составил 0,4 на 100 тыс. населения, а в Черноярском районе АПЛ в изучаемый период не регистрировали вовсе. Кроме того, низкие показатели заболеваемости отмечали в г. Знаменске и Володарском районе – 0,2 и 0,9 на 100 тыс. населения соответственно [9].
Число заболевших АПЛ среди городского населения составило 229 чел. (28,3%,), среди сельского населения в 2,5 раза больше – 581 чел. (71,7%). [9]. Для внутригодовой динамики заболеваемости АПЛ характерна весенне-осенняя сезонность, что связано с нарастанием в это время численности клеща, в основном его ювенальных форм (нимфы, личинки) [1, 4]. Регистрировать случаи АПЛ начинают с апреля, пик приходился на август, когда было выявлено (249 случ(30,7%), единичные случаи заболевания выявляли в апреле и октябре (1,9 и 2,9% соответственно). За 2017–2021 гг. наиболее высокий показатель заболеваемости был зарегистрирован в 2018 г. (29,7 на 100 тыс. населения), самый низкий – в 2020 г. (3,6 на 100 тыс. населения) (рис. 2 см на вклейке). [9]
Снижение показателей регистрируемой заболеваемости клещевым риккетсиозам в период пандемии COVID-19 (2020–2021 гг.) по сравнению с допандемичными показателями в разной степени было отмечено на всех эндемичных территориях. Этот факт, по мнению ученых, был обусловлен снижением частоты и интенсивности контактов населения с природными очагами, что отразилось на числе обращений населения за медицинской помощью в связи с присасыванием клещей на многих территориях [10].
Случаи АПЛ регистрировали во всех возрастных группах, но наибольшую долю составили лица в возрасте 60–69 лет (21,1%), а наименьшую – дети в возрасте до 3 лет (3,0%) (табл. 1). Особое внимание следует уделить детям от 7 до 14 лет, они составляют 10,1% всех заболевших до 18 лет. Основная причина АПЛ в этой возрастной группе связана с активизацией летнего отдыха. Так, в 2020 и 2021 гг. показатели заболеваемости составили соответственно 8,6 и 5,2 на 100 тыс. детей данного возраста [9].

Во всех возрастных группах среди заболевших преобладали женщины (50,3%), мужчины составляли 49,7%. При этом максимальный показатель заболеваемости как среди женщин, так и среди мужчин составил 45,3 на 100 тыс. населения и приходился на лиц в возрасте от 40 до 70 лет [6, 9].В большинстве случаев заболевание было связано с работой на садовых участках (21,6%), выездом на природу (19,5%), длительным контактом с животными (8,3%). В 95 (11,7%) случаях эпидемиологический анамнез не удалось выяснить, так как заболевшие не могли ответить на вопрос о причинах АПЛ (рис. 3 см на вклейке) [1, 9].

Энтомологические методы включают основные способы сбора насекомых для выявления наиболее эффективного способа фиксации энтомологических препаратов. Изучение всех компонентов очагов и особенно клещей-переносчиков необходимо для своевременного проведения медицинских и ветеринарных мероприятий, при этом повышенное внимание уделяется природным очагам различных болезней. Согласно результатам проведенного исследования энтомологом оформляется акт энтомологического обследования территории, в котором содержится вся необходимая информация о заклещевленности объекта [11].
Как известно, индекс обилия представляет среднее число особей данного вида паразита (или группы видов), приходящееся на единицу учета [12]. Ежегодно в предэпидемический период проводится эпизоотологический мониторинг численности переносчика АПЛ. Установлено, что с каждым годом индекс обилия увеличивается. При этом наблюдается прямая зависимость между показателями заболеваемости АПЛ, обращаемости населения по поводу присасывания иксодовых клещей R. pumilio и индексом обилия клещей R. pumilio: чем выше индекс обилия клещей, тем больше число обращений и больных АПЛ (табл. 2) [6].
Выводы:
1. На территории АО не снижается активность природных очагов АПЛ. Показатель заболеваемости прямо пропорционален степени их активности. За период 2017–2021 гг. высокие показатели заболеваемости регистрировали в Астрахани, Харабалинском, Красноярском, Приволжском и Наримановском районах области.
2. Структура заболеваемости остается прежней: высокий уровень отмечается среди жителей сельской местности (71,7%) в сравнении с городским населением (28,3%); показатели заболевания среди взрослого населения выше (77%), чем среди детей до 15 лет (23%).
3. В настоящее время первые случаи АПЛ регистрируют в апреле, хотя в отдельные годы единичные случаи были зафиксированы уже в марте. Пик заболеваемости (30,7%) приходится на август Расширение границ сезонного распространения АПЛ связано с температурными и климатическими особенностями АО.
4. В результате высокого индекса обилия клещей, развития сезонного туризма в Нижнем Поволжье ареал распространения АПЛ вышел за границы АО, и случаи заболевания стали регистрировать на других территориях РФ, что при диагностике КПЛ необходимо учитывать врачам не только нашего региона.

