Disinfectology as an important component of the antimicrobial defense system


Shandala M.G.

Research Institute of Disinfectology, Russian Inspectorate for Protection of Consumer Rights and Human Welfare, Moscow; I.M. Sechenov First Moscow State Medical University, Moscow
The paper gives proof to the expediency of a research development and to the effective performance of a comprehensive antimicrobial defense system including the protection of the environment from microbial contamination, the decontamination of its objects via their sterilization and disinfection, as well as chemoprophylaxis of diseases. It considers whether there is a need for the science-based improvement of disinfection prevention in theoretical, material, methodical, and organizational respects, by applying the disinfection measures adequate to specific infections, on the basis of the types of pathogens and their vehicles, as well as the properties of these biological pathogens.

Как известно, подлинно крупные и значимые природные и общественные явления имеют системный характер и нуждаются в системном осмыслении. Так, охрана здоровья населения в реальных условиях постоянного многосложного, в том числе патогенного, микробного окружения нуждается в обеспечении эффективной антимикробной защиты, включающей как охрану окружающей среды от ее микробного загрязнения, так и меры по предупреждению заражения людей микропатогенами, т.е. она требует разработки и эффективного функционирования соответствующей системы антимикробной защиты, составляющей основу борьбы с инфекционной заболеваемостью [1].

Значимым элементом такой системы может и должна служить дезинфекция, а именно применение антимикробных средств, предназначаемых для уничтожения или задержки развития патогенных микроорганизмов [2].

Ключевым элементом в понятии «дезинфекция» является многозначное энциклопедическое слово «инфекция», в подлинном смысле означающее процесс, внедрение в макроорганизм патогенных микроорганизмов, но не обозначающее самих этих микробов-возбудителей, или вызываемую ими инфекционную болезнь, или состояние зараженности макроорганизма, или факт внедрения в него микроба, или местонахождение в нем такого микропатогена и т. д. [3]. В связи с этим адекватным обозначенному понятию «инфекция» является понимание, трактовка «дезинфекции» как препятствия, противодействия, предотвращения внедрения патогенных микробов в защищаемый организм человека или животного.

Достижение этой цели может и должно обес­печиваться и ему могут способствовать соответствующие дезинфекционные мероприятия, включающие:

  1. санитарные меры по охране окружающей среды от загрязнения микропатогенами, в том числе путем обеззараживания отходов и сточных вод до их выброса в окружающую среду;
  2. уничтожение или инактивация непосредственно самих патогенов, вероятно или возможно поступающих в окружающую среду (профилактическая дезинфекция, стерилизация), а также уже находящихся в окружающей среде и на различных ее объектах, включая поверхности тела, одежду и т. п. защищаемых контингентов (очаговая текущая и заключительная дезинфекция, стерилизация);
  3. устранение (в том числе путем уничтожения) вероятных переносчиков и носителей возбудителей соответствующих инфекционных болезней. Этими участниками дезинфекционного процесса могут являться некоторые виды членистоногих, грызунов и т. п. (дезинсекция, дезакаризация, дератизация и др.).

Однако наряду с дезинфекционными мерами в систему антимикробной защиты следует включить также химиопрофилактику. Принятый термин «химиопрофилактика» практически используется применительно к воздействию химиотерапевтических средств на проникших в организм человека возбудителей инфекционных болезней в целях пресечения развития заболевания, предупреждения генерализации инфекционного процесса, уменьшения и даже полного прекращения выделения возбудителей из организма больного в окружающую среду [4].

По нашему мнению, есть основания распространить термин «химиопрофилактика» также и на применение химических антимикробных средств для борьбы с патогенными микробами в окружающей среде, т. е. и на дезинфектологические мероприятия. При этом дезинфекционные средства (ДС), наряду с химиотерапевтическими, могут и должны быть признаны как важные составляющие единой системы антимикробной защиты.

Все эти различные по применяемым способам, средствам, методам и технологиям профилактические мероприятия, включающие стерилизацию, антимикробную дезинфекцию, дезинфекционную дезинсекцию и дератизацию, направлены на единую противоэпидемическую цель – предупреждение возникновения инфекционных заболеваний — и объединяются термином «дезинфектология» (от греч. logos – слово, учение, т. е. наука, знание).

Мы определяем дезинфектологию как «науку об основных закономерностях, способах и средствах предотвращения во внешней среде неблагоприятного воздействия на организм людей различных биологических патогенов: микробов-возбудителей, их переносчиков и носителей».

Успешное развитие и совершенствование эпидемиологически эффективной и гигиенически безопасной дезинфекционной профилактики болезней во всех ее слагаемых (теоретическом, материальном, методическом и организационном) осуществляется на научной основе.

Теоретическое обеспечение состоит в обоснованиях адекватных конкретным инфекциям дезинфекционных мероприятий, исходя из видов возбудителей, а также их переносчиков, свойств этих биологических патогенов, в том числе их персистентности во внешней среде и резистентности (адаптивности) к различным ее факторам. Поэтому важным предметом теоретических дезинфектологических исследований является установление и расшифровка молекулярно-биологических механизмов действия потенциальных дезинфектантов на биопатогены разной природы на основе изучения их свойств с учетом степени выраженности и основных закономерностей взаимодействия с целевыми объектами [5].

В направлении материального обеспечения дезинфекционного дела проводятся научные изыскания различных дезинфектологически активных агентов физической, химической, биологической природы, их сочетаний и комбинаций, эффективных в отношении устранения целевых объектов дезинфекции, но безопасных для людей и окружающей среды. При этом перспективной задачей является соблюдение достаточной противомикробной избирательности дезинфекционных воздействий для недопущения «микробиологического геноцида», неоправданных и неблагоприятных нарушений в экологических системах. В этих аспектах представляются актуальными научный поиск и расшифровка особенностей чувствительности к различным дезинфицирующим факторам разных видов микропатогенов в сравнении с сапрофитной, а тем более – полезной микрофлорой. Такие данные могли бы стать научной основой совершенствования как профилактической дезинфекции (универсальные средства), так и дезинфекции в очагах (избирательно действующие дезинфектанты), т. е. нового – дезинфектологического – направления эпидемиологической химиопрофилактики [6].

Неодинаковая чувствительность (поражаемость) различных видов микроорганизмов разными лекарственными средствами успешно используется в химиотерапии и химиопрофилактике инфекционных заболеваний. По-видимому, следует поднять вопрос об учете избирательности также и ДС, а следовательно, об их возможной предпочтительности при проведении различной очаговой дезинфекции: в связи с тем или иным инфекционным заболеванием, по отношению к тому или иному микробу возбудителю, в той или иной эпидемической ситуации и т. п. [7].

Принимая термин «химиопрофилактика», представляется возможным и полезным использование и в дезинфектологии ценных разработок и опыта, накопленных при производстве и применении химиотерапевтических средств, хотя В.И. Покровский и В.К. Муратов [4] не относят к ним дезинфектанты – противомикробные и противопаразитарные вещества, применяемые с целью воздействия на возбудителей, локализующихся на поверхностях тела или в окружающей человека среде, т. е. используемые для асептики, антисептики и дезинфекции (антисептические и дезинфицирующие средства). Поскольку такие (по-видимому, могущие называться химиопрофилактическими) средства при использовании не вводятся в организм, считалась допустимой высокая токсичность дезинфектантов для организма человека, что является основным препятствием для применения их в качестве химиотерапевтических средств [4].

Полностью разделяя в указанном аспекте эту точку зрения, тем не менее в наше время дезинфектология (к которой относятся антисептические и дезинфицирующие средства) ставит важной задачей сущест­венное снижение их токсичности для обеспечения безопасности химиопрофилактических дезинфекционных мероприятий и в окружающей среде.

В этом плане нам представляется целесообразным позаимствовать у химиотерапии для дезинфектологии некий аналог «химиотерапевтического индекса», назвав его в дезинфектологии «химиопрофилактический индекс», а именно «отношение максимально допустимого (как безопасный) к минимально необходимому (как эффективный) уровню внесения соответствующего дезинфекционного средства в обеззараживаемую внешнюю среду».

Необходимое для этого совершенствование дезинфектологических средств для достижения у них наибольшего превышения единицы таких «химиопрофилактических индексов» выражается требованием увеличить степень избирательности антимикробного действия соответствующих препаратов при дезинфекционных мероприятиях.

Поскольку этиотропность является весьма важным свойством химиотерапевтических средств, вопросы избирательности антимикробного действия химиопрепаратов обстоятельно рассматриваются применительно именно к химиотерапии [4]. Как указывают названные авторы, с практической точки зрения антимикробные средства удобно классифицировать с учетом спектра противомикробного действия для выделения по этому признаку групп препаратов с преимущественно антибактериальным или противопаразитарным, или противогрибковым, противовирусным и т. п. действием. В свою очередь в некоторых из этих групп заслуживают выделения отдельные подгруппы с учетом рангов устойчивости микробов к ним. Например, из числа противобактериальных препаратов следует выделять спороцидные, противотуберкулезные, средства для борьбы с желудочно-кишечными, гнойно-септическими инфекциями и др. Из противовирусных ДС заслуживают выделения противополиомиелитные, противогепатитные (А, В, С), противогерпесные средства, а также средства против ВИЧ и т. п.

В связи с этим, по-видимому, целесообразна дифференциация применения ДС при различных эпидемических ситуациях как для уже существующих препаратов и технологий, так и при направленном поиске новых. В отношении существующих и применяющихся ДС в настоящее время такие сведения в соответствующих инструкциях представляются не по всем зарегистрированным препаратам, в лучшем случае это ограничивается лишь указанием на эффективность при «вообще» бактериальных или вирусных инфекциях, туберкулезе, дерматофитиях.

Поэтому, очевидно, необходим направленный поиск новых дезинфекционных агентов с учетом антимикробного спектра их действия и разработка соответствующих препаратов, отличающихся высокой избирательной активностью в отношении патогенных микробов-возбудителей, наиболее значимых в современной инфекционной заболеваемости населения, прежде всего особо опасными и гнойно-воспалительными госпитальными инфекциями, гепатитами и т. п. [8].

Нежелательным свойством ДС (особенно дезинсектантов и ратицидов) как важных элементов системы антимикробной защиты является их адаптогенность, т. е. различная способность вырабатывать устойчивость к ним у различных целевых объектов дезинфекции, что может резко менять эффективность дезинфекционных мероприятий. Преодоление такой адаптации требует своевременного выявления адаптогенности дезинфицирующих агентов при их отборе, а также изыскания и применения соответствующих средств дезадаптации.

Для сдерживания развития резистентности, а также сохранения эффективности применяемых ДС и технологий необходима также научная разработка и использование рациональных схем ротации таких препаратов, что представляется важным слагаемым научно-методического и организационного обеспечения дезинфекционной профилактики.

К числу сопутствующих обстоятельств, отражающихся на избирательности дезинфекции, относятся характер обрабатываемой поверхности, ее загрязнение, в частности, белковая защита, увлажненность и другие факторы, например, межмикробные взаимоотношения и физико-химические условия, в том числе складывающиеся в микробиологических пленках на поверхностях дезинфицируемых объектов и др.

Таким образом, понимание сущности многих процессов и системных явлений антимикробной защиты должно служить теоретическим фундаментом дезинфектологии, способствовать уходу от эмпиризма в пользу научного прогнозирования при изыскании новых и совершенствовании существующих ДС, их технологических композиций, методов и режимов применения.


About the Autors


For correspondence:
Prof. Shandala Mikhail Georgievich, MD; Acad. of the Russian Academy of Medical Sciences; Principal Researcher, Research Institute of Disinfectology, Russian Inspectorate for Protection of Consumer Rights and Human Welfare; Prof., Department of Disinfectology, I.M. Sechenov First Moscow State Medical University, Ministry of Health of Russia
Address: 18, Nauchnyi Proezd, Moscow 117246
Telephone: +7(495) 332-01-10
E-mail: info@niid.ru


Similar Articles


Бионика Медиа