Вообще патогены — это «болезнетворы», а болезни — патологические реакции организма на взаимодействие с патогенами — внутренними и внешними.
К сожалению, в реальной жизни люди постоянно подвергаются воздействию патогенов внешней среды, к которым относятся многие природные (естественные) и техногенные (искусственные) болезнетворные факторы (агенты) физической, химической и биологической природы.
Так, в качестве вероятных патогенов могут выступать физические факторы, например, такие как различные излучения, механические, электрические, магнитные, тепловые воздействия на организм и др. К химическим патогенам относятся разнообразные загрязнения воздуха, воды, почвы и т. п. Биологическими же патогенами нередко являются различные опасные для людей живые существа во внешней среде — микробы, вирусы, простейшие, членистоногие и другие организмы.
Очевидно, что от воздействия патогенов окружающей среды людей необходимо защищать. Научные основы такой защиты — гигиенической профилактики заболеваний людей — разрабатывает основная медико-профилактическая наука гигиена во всех ее разветвлениях: гигиена окружающей среды, коммунальная гигиена, гигиена труда, гигиена питания и т. д.
Полное предотвращение или приемлемое уменьшение вреда здоровью людей от воздействия патогенов внешней среды возможно путем недопущения поступления и накопления патогенных агентов в окружающей среде вообще, или хотя бы в местах нахождения людей, их проживания, работы и т. п.
Это направление гигиенической профилактики заболеваемости широко известно как «Охрана окружающей среды» (табл. 1).
Однако в современных условиях осуществляемые мероприятия по охране окружающей среды, к сожалению, не обеспечивают полного предупреждения ее загрязнения (денатурации), а лишь удерживают (и не всегда достаточно успешно) фактически происходящее загрязнение в допустимых по гигиеническим регламентам «пределах безопасности» путем соблюдения ПДВ, ПДК–ПДУ или хотя бы ОБУВ, то есть в относительно безопасных для здоровья людей пределах варьирования состояния окружающей среды, условий труда, быта и т. д.
К сожалению, такие гигиенические требования в реальных условиях нередко, а в некоторых отношениях и повсеместно, нарушаются. При этом в окружающую среду поступают загрязнения, по объему и качественному составу превышающие возможности естественного самоочищения, что приводит к их накоплению в окружающей среде, неблагоприятному влиянию на условия жизни и наносит ущерб здоровью людей.
Подобная картина может иметь место и нередко реально наблюдается не только в обычных условиях, но и (особенно!) в аварийных ситуациях, ситуациях, связанных с террористическими актами, и даже при некоторых природных катаклизмах, сопровождающихся массивными выбросами опасных загрязнений внешней среды — патогенов физической, химической и биологической природы.
В таких условиях представляется очевидной необходимость обезвреживания (деноксации) таких патогенов непосредственно во внешней среде, в которую они уже поступили, циркулируют и могут в ней накапливаться. Таким образом, деноксация — это гигиенические мероприятия по обезвреживанию патогенов непосредственно во внешней среде путем воздействия патогеноразрушающими агентами. Именно проведение таких обезвреживающих, патогеноразрушающих мероприятий может и должно обеспечивать подлинное оздоровление загрязняемой окружающей среды. Именно деноксация патогенов является единственно возможным оздоровительным мероприятием в ситуациях, когда охрана внешней среды оказалась недостаточной, неэффективной или вовсе недостижимой (табл. 2).
К сожалению, это, активно «оздоровительное» потенциальное направление гигиенической науки и практики, которое мы назвали деноксологией, до настоящего времени разрабатывается не систематически и лишь фрагментарно. Во всяком случае реальная деноксация физических и химических агентов в окружающей среде практически не проводится, и только в одной области деноксологии, а именно касающейся патогенов биологической природы, уже существуют научно обоснованная методология и технологии их обезвреживания непосредственно в окружающей среде и на ее объектах — это дезинфекция и ее научная основа — дезинфектология, отрасль профилактической медицины, направленная на борьбу с биологическими патогенами во внешней среде. Таким образом, дезинфекция — это реально существующий вид деноксации, направленный на обезвреживание (обеззараживание) биологических патогенов во внешней среде.
Научные основы биопатогеноразрушающего действия и соответствующих технологий принято именовать дезинфектологией, признав ее как существующий раздел перспективной деноксологии. Поскольку борьба с патогенами вообще является гигиенической проблемой, есть все основания рассматривать деноксологию и ее составную часть — дезинфектологию — как раздел гигиенической науки, тем более потому, что дезинфекционные средства являются биоцидными агентами, следовательно, они сами при внесении в окружающую среду представляют собою гигиенический фактор и поэтому требуют контроля и оценки гигиенической значимости.
Кроме того, роднит дезинфектологию с гигиеной и то обстоятельство, что точками приложения дезинфекционных мероприятий являются гигиенические объекты окружающей среды, а именно — опасные для людей микробы, их носители и переносчики и т. п. С этих позиций дезинфекционные мероприятия — это мероприятия гигиенические.
Но одновременно дезинфекционные мероприятия являются акциями противоэпидемическими, поэтому по своим целям и направленности на эпидемиологические объекты дезинфектология по праву рассматривается как раздел и эпидемиологической науки и практики.
В противоэпидемических аспектах дезинфекционные мероприятия направлены на разрыв механизмов передачи возбудителей инфекционного заболевания как составной части эпидемического процесса. Соответствующие дезинфекционные мероприятия эффективно воздействуют на все известные механизмы передачи [воздушно-капельный (аэрозольный), фекально-оральный (алиментарный), трансмиссивный, контактный, вертикальный, артифициальный] и факторы передачи, содержащие возбудители инфекционных болезней (воздух, вода, пища, живые переносчики, почва, предметы обстановки).
Как известно, иммунопрофилактика является радикальным направлением борьбы с инфекционными болезнями, эффективность которого доказана многолетним мировым опытом. Однако несмотря на то, что ассортимент новых вакцин постоянно расширяется, в настоящее время вакцинация не в состоянии эффективно решать проблемы предупреждения всех, а только не более 15–20 % встречающихся инфекционных болезней. Следовательно, значение дезинфекции как важнейшего направления противоэпидемической деятельности в последующие годы будет только возрастать.
Однако роль дезинфекции в охране здоровья людей не ограничивается борьбой с инфекционными болезнями. Как известно, ВОЗ определяет здоровье не только как отсутствие болезней, но и как полное физическое, духовное и социальное благополучие человека. В этой связи представляется немаловажной и та роль дезинфекции, которая обеспечивает устранение бытовых насекомых и грызунов из непосредственного окружения людей, предотвращение контактов с ними даже безотносительно к их эпидемиологической опасности, но и как фактора, эмоционально неприятного, мешающего, создающего дискомфорт и этим наносящего ущерб здоровью людей. Таким образом, дезинфекция выходит за рамки собственно эпидемиологии инфекционных болезней, являясь разделом профилактической медицины в более широком смысле этого слова.
Таким образом, дезинфектология как наука — это система достоверных знаний о характере, степени и основных закономерностях губительного, инактивирующего или отпугивающего действия различных физических, химических, биологических агентов на находящиеся во внешней среде патогенные биологические объекты (микробы, простейшие, гельминты, членистоногие, теплокровные животные), являющиеся причинными факторами инфекционных и паразитарных болезней человека, переносчиками или природными резервуарами биологических патогенов.
Развитие дезинфектологии как научного направления позволило разработать и внедрить в России систему государственного управления и контроля дезинфекционной деятельности, что очевидно вносит свой вклад в обнаруживающуюся в последние годы тенденцию к снижению или хотя бы стабилизации инфекционной заболеваемости в стране. Этот опыт может и должен стать стимулом к становлению и развитию общегигиенической деноксологии, которая призвана быть научной основой борьбы с патогенами внешней среды.