Личность Л.В. Громашевского неотделима от знаменательной эпохи построения СССР. Многочисленные эпидемии сыпного и брюшного тифа, малярии, холеры, дифтерии начала ХХ в., Гражданская война, голод захлестнули страну. Важнейшей победой советского здравоохранения была ликвидация большинства жесточайших эпидемий к концу 20-х годов. В 1937 г. удалось победить оспу на всей территории СССР. Годы тяжелых испытаний Великой Отечественной войны осложнили эпидемическую ситуацию, но четкая работа врачей-эпидемиологов позволила победить и на эпидемиологическом фронте. В наше время эпидемиология приобрела новую значимость. Ученого-эпидемиолога можно сравнить с генералом армии, обеспечивающим безопасность населения нашей страны. Опасные инфекции становятся биологическим оружием, а меры защиты от них – броней. Хотя броня еще несовершенна, но наследие отечественных эпидемиологов является надежным базисом, на котором эта броня крепнет и приобретает новые уникальные защитные качества.
В 2022 г. исполняется 135 лет со дня рождения выдающегося ученого, основоположника эпидемиологии как самостоятельной науки, организатора здравоохранения, действительного члена АМН СССР, профессора Льва (Левко) Васильевича Громашевского.
Он родился 13 октября (1 октября по старому стилю) в 1887 г. в г. Николаеве бывшей Херсонской губернии. Его отец, Василий Львович, более 20 лет служил офицером на флоте, участвовал в русско-японской войне на корабле «Владимир Мономах» 2-й Тихоокеанской флотилии, который, во избежание взятия в плен, был затоплен экипажем. Мать, Анна Сергеевна, работала учителем. Становление молодого Громашевского пришлось на период революционных волнений, в которых он принимал живое участие: в 1904 г. – в студенческом революционном движении, в 1905 г. вступил в РСДРП(б), в 1906 г. стал «пропагандистом, организатором, агитатором в Железнодорожном, Пересыпском, Городском районах»1. В это время Громашевский уже был студентом Новороссийского (Одесского) университета2. Поступив вначале на математический факультет, он затем в 1906 г. перевелся на медицинский. «….Эта перемена факультета в значительной степени связана с настроениями революционного 1905 года», – написал он в своей биографии в 1923 г. [1, c. 16]. Вскоре Лев Громашевский, носивший подпольную кличку «Павел» «за принадлежность к преступным организациям», на время военного положения3 был выслан в Оренбургскую губернию.
Первый профессиональный опыт студент 4-го курса Лев Громашевский приобрел в Херсоне, куда в связи с эпидемией холеры были направлены врачи и студенты-медики. Вернувшись в Одессу в 1910 г., он продолжил политическую деятельность, за что в 1911 г. был отчислен из университета и выслан на 3 года в Архангельскую губернию. В ссылке Громашевский познакомился с будущим выдающимся партийным деятелем В.П. Ногиным, будущим комиссаром Балтийского флота И.П. Флеровским и с другими политическими ссыльными [1].
Однако в связи с возникшей эпидемией легочной чумы на Дальнем Востоке в 1911 г. Громашевского переводят в район Китайско-Восточной железной дороги. В степях Маньчжурии он познакомился с будущим создателем первой в мире кафедры эпидемиологии (Одесса), профессором кафедры бактериологии Петербургского женского медицинского института Д.К. Заболотным, возглавлявшим русский противочумный отряд. Это судьбоносное знакомство переросло в крепкую дружбу длиною в жизнь. Под руководством Заболотного в ходе экспедиции Громашевский провел научное исследование по изучению тарбаганьего промысла и путей распространения чумы. Была доказана зоонозная природа чумы, обнаружены ее сусличьи и тарбаганьи очаги. Громашевский стал одним из основоположников противочумной службы и был представлен к государственной награде. Награждение было заменено разрешением сдать выпускные экзамены экстерном для получения диплома лекаря. В 1912 г. экзамены по 34 предметам были сданы на отлично. Кстати сказать, до этого времени он числился исполняющим обязанности поселкового врача в Хайларе, не имея медицинского диплома, что не помешало ему принять участие в борьбе с эпидемией оспы среди кочевых бурят [1, с. 21].
В 1913 г. Громашевский перешел на работу в Саратов в должности заведующего больницей для больных возвратным тифом, а затем главы Саратовской государственной дезинфекционной станции. Со своим другом и учителем Д.К. Заболотным молодой талантливый Громашевский принимал участие в работе противочумной комиссии в Астраханской губернии в должности врача-бактериолога, но тяжелая форма брюшного тифа не позволила ему продолжать работу. После выздоровления он вернулся на Украину в качестве врача-эпидемиолога Подольской губернии, выезжал на борьбу с брюшным тифом в Ольховский уезд и с холерой – в Винницкий.
В 1914 г. Л.В. Громашевский был призван на фронт в должности младшего врача полка, оперировал в лазаретах и видел, как сотни солдат гибнут не столько от ран, сколько от дизентерии, сыпного и брюшного тифа. В июле 1915 г. в должности младшего ординатора направлен на борьбу с сыпным тифом в прифронтовой полосе. Вскоре он получил должность «ординатора заразного госпиталя»4 и затем до 1917 г. заведовал лабораторией «головного эвакуационного пункта»5.
Лев Васильевич Громашевский являлся одним из активных участников подготовки и проведения Великой Октябрьской социалистической революции в Белоруссии и на Западном фронте6. Весной 1917 г. он был избран членом Президиума фронтового Комитета Западного фронта и «фактически с этого момента полностью перешел на политическую и партийную работу»7.
Важным этапом в жизни Громашевского стал период его работы в Одессе заведующим городской дезинфекционной станцией (1918–1927), которую он превратил в образцовое комплексное противоэпидемическое учреждение, в 3 раза увеличив число сотрудников, развернув на станции изолятор на 300 коек, построил баню. Он лично руководил деятельностью дезотрядов, посещал инфекционных больных, осуществлял эпидемиологические обследования, проводя санитарную обработку контактных с зараженными лиц, инициировал проведение ежедневных санпросветительских митингов для населения [3]. В этот период при его активном участии был разработан конкретный план противоэпидемических мероприятий, направленных на ликвидацию эпидемий. Комплексное построение дезинфекционно-противоэпидемической службы, предложенное Громашевским, было принято повсеместно.
Историческое решение, благодаря которому эпидемиология стала академической дисциплиной высшей медицинской школы, было принято Наркоматом просвещения УССР в 1920 г. Организовать и возглавить кафедру эпидемиологии в Одесском медицинском институте было поручено Д.К. Заболотному. Громашевский был введен в состав кафедры после избрания его 20 ноября 1920 г. на должность старшего ассистента. Из-за большой занятости и постоянных отъездов в Петроград Заболотный, как вспоминал Громашевский, «формально возглавлял кафедру еще на протяжении 2 лет. Фактическое руководство преподаванием эпидемиологии было возложено на меня» [1]. В 1923 г. Лев Василевич сменил Д.К. Заболотного на посту заведующего кафедрой и разработал программу и методику преподавания эпидемиологии. Его педагогическая и научная деятельности были весьма плодотворны. В период 1920–1930 гг. он выполнил серию работ по гельминтологии, вошедших в «Сборник гельминтологических работ» (1930), исследовал материалы о холерных эпидемиях 1918–1922 гг., представляющих собой ценный вклад в изучение холеры, составил оригинальные руководства по общей и частной эпидемиологии, выдержавшие по несколько изданий, участвовал в создании первой в стране Большой медицинской энциклопедии. Громашевский стал заместителем редактора раздела «Бактериология, гельминты, гигиена, инфекционные болезни, микробиология, паразитология, сантехника, санитария, тропические заболевания, эпизоотология». В БМЭ были опубликованы статьи Льва Васильевича «Изоляционные дома», «Карантин», «Эпидемии». В статье «Эпидемиология» Лев Василевич дал определение эпидемиологии как самостоятельной науки, целью которой является «изучение законов возникновения, развития и угасания эпидемий, а также разрабатывающей рациональные меры борьбы с распространением заразных заболеваний» [3].
В этот период Громашевский заведовал Одесским губернским отделом здравоохранения (1920), Одесским отделом медицинского образования (1921), был ректором Одесского медицинского института (1923–1927), руководил научно-исследовательской кафедрой профилактической медицины. Интересно, что личность Льва Васильевича вдохновила известного драматурга Ивана Микитенко написать пьесу «Кадры», посвященную пролетарскому студенчеству. Образ ректора института Гармаша в пьесе наделен яркими чертами характера его прототипа Громашевского: принципиальностью, честностью, высокой идейностью и бесстрашием. Пьесу ставили во МХАТе.
С 1928 по 1931 г. Громашевский был директором Днепропетровского санитарно-бактериологического института, организовал и возглавил кафедры эпидемиологии в Днепропетровском медицинском институте (1931–1941) и Центральном институте усовершенствования врачей в Москве (1931–1941)8.
В 1931 г. Л.В. Громашевскому было поручено организовать и возглавить Центральный институт эпидемиологии и микробиологии в Москве. С поставленной задачей он справился блестяще, и в дальнейшем по образу этого института была перестроена вся сеть институтов данного профиля в СССР. В августе 1933 г. Громашевский организовал Центральную научно-исследовательскую лабораторию гигиены и эпидемиологии на железнодорожном транспорте и руководил ею до 1939 г.
К 1931–1941 гг. относятся его работы по «установлению природы массовой болезни, появившейся первоначально на Урале и других территориях Азиатской части СССР и дававшей громадную смертность, получившей название «септической ангины».9 Громашевский установил, что болезнь возникает в результате употребления перезимовавшего на поле зерна, не убранного с осени, чем и открылся прямой путь для устранения ее распространения. К этому же периоду относятся комплексные работы по изучению эпидемиологии сыпного тифа, приведшие к опровержению господствующей тогда теории о так называемом вирусоносительстве здоровых людей при этой инфекции и обоснованию эффективной системы борьбы с ней, которая получила всеобщее признание и была внедрена в практику. В 1941 г. увидел свет учебник «Общая эпидемиология», в котором Л.В. Громашевский изложил в наиболее полном и систематизированном виде закономерности эпидемиологического процесса, разработав доступную и четкую систему эпидемиологических понятий, законов и закономерностей, которые до автора никем не были обозначены. Вышедший перед войной, этот учебник стал «личным оружием эпидемиологов на фронте и в тылу» [1].
Организация ряда кафедр эпидемиологии в 20–40-е годы, благодаря работе которых удалось обучить и воспитать высококвалифицированных специалистов-эпидемиологов и усовершенствовать санитарно-эпидемиологическую службу, стала огромным достижением Громашевского и всего СССР, сыгравшим важнейшую роль во время Великой Отечественной войны.
В июне 1941 г. Лев Васильевич был призван в ряды Советской Армии и работал в должности главного эпидемиолога Закавказского и Крымского фронтов, а затем Московского военного округа (июль 1942 г.). В октябре 1942 г. в связи с необходимостью ускорения подготовки врачебных кадров Громашевский был демобилизован и восстановлен в должности профессора ЦИУВ [1, c. 45]. С 1943 по 1947 г. он являлся также научным руководителем отдела эпидемиологии Московского института эпидемиологии и микробиологии им. И.И. Мечникова.
29 июня 1944 г. в Москве состоялось заседание Политбюро ЦК) ВКП (б), на котором был решен вопрос о создании Академии медицинских наук СССР. В первый состав АМН СССР вошли 60 крупнейших ученых-медиков, среди которых был и Лев Васильевич Громашевский. Эта была медицинская элита, «выдающиеся ученые, известные своими оригинальными трудами, авторы новых концепций и методов, основатели новых направлений теоретических и клинических дисциплин», – как сказал о них Нарком здравоохранения Г.А. Митерев. В результате выборов в Бюро отделения гигиены, микробиологии и эпидемиологии (ОГМЭ) вошел Лев Васильевич Громашевский. [4]
Президент АМН СССР Н.Н. Бурденко на заключительном заседании первой сессии Академии подчеркнул, что «прежде всего должны быть разработаны те проблемы, которые возникли во время этой беспримерной войны. Это – предохранительные меры против распространения эпидемий…». В 1946 г. академик Громашевский прибыл в США, где принял участие в создании Всемирной организации здравоохранения [5].
В 1948 г. Президиум АМН СССР поручил академику Л.В. Громашевскому организовать Институт инфекционных болезней вне Москвы. Учитывая трудную эпидемиологическую обстановку в послевоенные годы на Украине, по предложению Льва Васильевича институт решили создать в Киеве. Громашевский сумел в кратчайшие сроки справиться с этой задачей, сплотив вокруг себя коллектив высокопрофессиональных специалистов. В 1949 г. он стал директором Института инфекционных болезней и заведующим кафедрой эпидемиологии Киевского медицинского института. Пост директора он оставил 1 июля 1951 г. В личном деле академика Громашевского имеется его характеристика, составленная в октябре 1950 г., в которой отмечено, что исключительная работоспособность Льва Васильевича позволяла ему развернуть широкомасштабную научную работу в клинических и экспериментальных отделах, проводить огромную организационную работу по укомплектованию научными кадрами института, еженедельно участвовать в научных конференциях с докладами о результатах проводимых в институте научных исследований, вести административную педагогическую, партийно-политическую и общественную деятельность. Он, руководя работой аспирантов и клинических ординаторов, являлся активным членом 3 ученых советов, читал курс эпидемиологии, многократно выступал с докладами, а также возглавлял Общество эпидемиологов, инфекционистов и микробиологов.
В 1953 г. Лев Васильевич Громашевский был назначен заместителем директора по научной работе Киевского НИИ эпидемиологии и микробиологии, где трудился в течение 28 лет, до конца своих дней.
Лев Васильевич Громашевский – автор около 250 научных работ по общей эпидемиологии и эпидемиологии сыпного и брюшного тифов, холеры, дизентерии, вирусного гепатита, гриппа, скарлатины, полиомиелита. Он создал естественнонаучную классификацию инфекционных болезней, стал автором учения о механизме передачи инфекции, изложенного на страницах его работ: «Принцип классификации инфекционных болезней» (1947), «Механизм передачи при зоонозных инфекциях» (1966), «Механизм передачи инфекции. Многотомное руководство по микробиологии, клинике и эпидемиологии инфекционных болезней» (1965) и др. [6]. Под руководством Л.В. Громашевского было изучено 5 вспышек холеры в Одессе, что послужило материалом для 2 выпусков сборника «К эпидемиологии холеры: холера в Одессе в 1918–1922 годах» (1929). В этих работах дан исчерпывающий анализ 5 эпидемий холеры, раскрывающий причины возникновения эпидемии, объясняющий «временную эндемичность» этого заболевания в России и позволивший разработать систему мер по ликвидации холеры, полностью оправдавших себя на практике.
Значительными по важности стали более 40 работ Громашевского, посвященных сыпному тифу. Лев Васильевич дал детальную характеристику эпидемиологического процесса сыпного тифа и обосновал возможность ликвидации его в СССР. Среди его работ по этой теме: «Эпидемиологический обзор эпидемии сыпного тифа в Одессе весной 1918 г. за пять лет» (1923), «Вопросы борьбы с эпидемическими болезнями во второй пятилетке» (1933), «Очередные задачи научно-исследовательской работы в области эпидемического сыпного тифа» (1932), «О частоте повторных заболеваний сыпным тифом» (1941) (совм. с И.Р. Степановым), «Некоторые методические замечания к научной тематике по изучению сыпного тифа на 1944 г.» (1944), «Задачи эпидемиологии в послевоенный период» (1947), «Задачи ликвидации сыпного тифа в первой послевоенной пятилетке» (1947).
Много внимания ученый уделил кишечным инфекциям. В исследовательских работах, посвященных эпидемиологии холеры, брюшного тифа, дизентерии и инфекционного гепатита, Громашевский показал роль мух в переносе возбудителей этих болезней и раскрыл причины их сезонных вспышек. Среди работ по эпидемиологии кишечных инфекций наиболее значимыми являются: «Эпидемиология брюшного тифа в Донбассе в 1929 г.» (1930), «Основные вопросы эпидемиологии брюшного тифа и задачи борьбы с ним» (1939), «Кишечные инфекции» (1966), «Современное состояние проблемы эпидемиологии дизентерии и основные меры борьбы с ней» (1974) и др. Разработка проблем вирусного гепатита получила отражение в работах «Изучение заболеваемости эпидемическим гепатитом по г. Киеву» (1956), «Опыт эпидемиологического и клинико-лабораторного изучения стертых форм инфекционного гепатита в очага: инфекционный гепатит (болезнь Боткина)» (1962), «К вопросу о путях распространения инфекционного гепатита» (1966), «Роль парентерального механизма передачи инфекции в распространении вирусного гепатита» (1976) и др.
Не менее важен вклад ученого в изучение эпидемиологии инфекций, передающихся воздушно-капельным путем, детских инфекций и полиомиелита, который был отнесен Громашевским к инфекциям верхних дыхательных путей. Этим вопросам посвящены работы «Особенности эпидемиологии детских инфекций» (1958), «Активная иммунизация в борьбе с заразными болезнями и очередные задачи науки» (1963), «К эпидемиологии полиомиелита» (1956). В результате изучения туляремии Громашевский создал классификацию эпидемий этой инфекции, за основу которой был взят механизм ее передачи, что отражено в работе «Принцип классификации в применении к изучению эпидемиологии туляремии» (1947) [5]. Впервые Громашевским и его сотрудниками был открыт на Украине и уничтожен очаг клещевого спирохетоза. Он разрабатывал научно-организационные вопросы дезинфекционного дела в СССР, отраженные в работах «К вопросу об организации дезинфекционного дела» (1923), «Основы современной практической дезинфекции» (1921), «Стационарные и дезинфекционные газовые камеры» (1932), «Пароформалиновая дезинфекция» (1932) и др. Огромен вклад Л.В. Громашевского в подготовку специалистов-эпидемиологов: ему принадлежат учебники «Общая эпидемиология» (1941), переизданная 3 раза, и «Частная эпидемиология» (совм. с Г. М. Вайндрахом, 1947). Воспитав не одно поколение эпидемиологов, он создал уникальную научную школу. Под его руководством были выполнены 50 кандидатских и докторских диссертаций.
За вклад в развитие отечественной эпидемиологии выдающийся ученый был награжден двумя орденами «Знак Почета» (1936, 1943), орденом Ленина (1967), орденами Октябрьской Революции (1971) и Дружбы Народов (1977), пятью медалями.
1 мая 1980 г. Лев Василевич умер в возрасте 92 лет. Его имя увековечено в названии Киевского научно-исследовательского института эпидемиологии и инфекционных болезней.