Микробиотические риски антимикробных эффектов дезинфекционной профилактики болезней


Шандала М.Г.

1НИИ дезинфектологии Роспотребнадзора, Москва; 2Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова Минздрава России
В статье обосновывается, что при проведении дезинфекционной профилактики болезней необходимо научное обоснование и практическое обеспечение достаточной противомикробной избирательности дезинфекционных воздействий с целью не допустить явлений «микробиологического геноцида», неоправданных и неблагоприятных нарушений микроэкологических систем, и прежде всего микробиоты людей. Необходимы расшифровка и учет особенностей чувствительности к различным дезинфицирующим средствам разных видов микропатогенов в сравнении с сапрофитной, а тем более – полезной микрофлорой.

Охрана здоровья людей требует разработки и эффективного функционирования, в частности, системы антимикробной защиты, значимым элементом которой может и должна служить дезинфекция – применение антимикробных средств и технологий в противоэпидемических целях.

Фактическим содержанием таких антимикробных (в том числе дезинфекционных) мероприятий является устранение (уничтожение или инактивация) микропатогенов:

  • вероятно или возможно поступающих в окружающую среду (профилактическая дезинфекция, стерилизация);
  • уже находящихся в окружающей среде и на различных ее объектах, включая поверхности тела, одежду и т. п. защищаемых контингентов (очаговая текущая и заключительная дезинфекция, стерилизация);
  • проникших в организм человека возбудителей инфекционных болезней (химиопрофилактика) в целях пресечения развития и генерализации инфекционного процесса, уменьшения и даже полного прекращения выделения возбудителей из организма больного в окружающую среду [1, 2].

Однако применяемые при этом антимикробные сред­ства во внешней среде и на/в теле человека неизбежно вступают во взаимодействие также и с его нормальной микрофлорой (микробиотой). А между тем установлено, что в таких сложных биологических системах, как организм человека, различные представители его микробиоты участвуют в метаболических процессах как в отдельных клетках, так и в органах и тканях всего организма человека [3].

В связи с этим существенным условием эффективной профилактики не только непосредственно инфекционных, но и многих признаваемых неинфекционными (пока?) заболеваний людей представляется, с одной стороны, обеспечение микробиологической безопасности окружающей среды, а с другой – поддержание достаточного уровня противопатогенной устойчивости внутренней среды организма человека.

Важнейшими слагаемыми внешней среды в окружении человека в жилых, общественных и производственных помещениях являются микроэкологические факторы – многочисленные и разнообразные микробиологические агенты формирования молекулярных основ не только сохранения здоровья людей, но и (напротив) появления риска возникновения различных заболеваний [4, 5].

Обеспечение эффективной антимикробной защиты включает как охрану внешней среды от микробного загрязнения, так и меры по предупреждению заражения людей микропатогенами, то есть требует разработки и эффективного функционирования соответствующей профилактической системы, которая может и должна составлять основу борьбы с инфекционной заболеваемостью.

Значимым элементом такой системы должно служить гигиеническое применение антимикробных средств в противоэпидемических целях. Достижение этих целей может и должно обеспечиваться, чему могут способствовать соответствующие медико-профилактические мероприятия.

Таким образом, в условиях, когда те или иные микробиологические агенты могут оказывать патогенное действие на условия жизни и здоровье людей, требуется обеспечение соответствующей микробиологической защиты, в первую очередь антимикробного характера.

Но с другой стороны, «микробиологическими агентами» является и нормальная микрофлора (микробиота) человека, населяющая открытые полости тела и насчитывающая около одного триллиона бактерий. При этом микробиота играет в организме важную позитивную роль, состоящую в обеспечении колонизационной резистентности желудочно-кишечного тракта, в иммуномодулирующем, антимутагенном и антиканцерогенном дейст­вии, участии в метаболических процессах, регуляции роста эпителиоцитов, защите слизистой оболочки от повреждений и регуляции местной толерантности [6].

В связи с этим для обеспечения здоровых условий жизнедеятельности требуется не огульная «антимикробная защита», а рациональное регулирование и оптимизация микробиологической ситуации с использованием как антимикробных, так и пробиотических технологий и препаратов.

Для поддержания или восстановления нарушений структуры микробиоценоза у людей возможно профилактическое применение препаратов, подразделенных на пробиотики, пребиотики, синбиотики и метабиотики [3].

По определению В.М. Бондаренко и соавт. [3], пробиотики – это живые микроорганизмы, оказывающие при естественном способе введения позитивные эффекты на физиологические, биохимические и иммунные реакции организма хозяина через стабилизацию и оптимизацию функций его нормальной микрофлоры (по дефиниции экспертов ВОЗ, «пробиотики – это живые микроорганизмы, которые при употреблении в необходимом количест­ве оказывают благоприятное воздействие на здоровье организма хозяина» [7]).

Пребиотики – это препараты немикробного происхождения, способные оказывать позитивный эффект на организм хозяина через селективную стимуляцию роста или метаболической активности нормальной микрофлоры кишечника. В эту группу входят препараты, относящиеся к различным фармакотерапевтическим группам, но обладающие общим свойством – стимулировать рост нормальной микрофлоры кишечника.

Синбиотики – это препараты, полученные путем рациональной комбинации пробиотиков с пребиотиками. Ряд синбиотиков можно позиционировать как пробиотические биологически активные добавки (БАД), содержащие живые бактерии определенных видов и, кроме того, различные полезные для поддержания здоровья человека ингредиенты.

Метабиотики – препараты, содержащие микробные метаболиты, которые в совокупности с компонентами бактериальных поверхностных и цитоплазматических структур, ДНК и органическими кислотами оказывают лечебный эффект путем нормализации состава микробиоты кишечника и восстановления водно-электролитного баланса организма хозяина.

Полезность, а может быть и необходимость (в определенных ситуациях) применения подобных пробиотических средств и мероприятий при активной дезинфекционной деятельности может быть связана с опасностями (риском) нарушений естественной микробиоты у людей.

Таким образом, представляется необходимым к заявленному нами ранее перечню «дезинфекционных рисков» [8] добавить опасности нанесения также микробиотического ущерба, а при проведении дезинфекционных работ предусматривать возможные пробиотические меры.

Поэтому важным предметом теоретических дезинфектологических исследований должны являться установление и расшифровка молекулярно-биологических механизмов действия потенциальных дезинфектантов не только на микропатогены разной природы, но и на естественную микробиоту человека, если не на все, то на достаточно многочисленные биологически значимые ее составляющие. Необходимо выявление механизмов реагирования микробиоты на различные стрессовые воздействия внешней среды, в том числе дезинфекционные средства; установление и использование возможных факторов, поддерживающих биохимическое, метаболическое и иммунологическое равновесие между макро- и микроорганизмами. Требуется выяснить возможности использования и оценить профилактическое и лечебное действие новых препаратов с пробиотическими свойствами на микробиоту человека.

В связи с этим, при изыскании дезинфектологически активных агентов физической, химической и биологической природы, их сочетаний и комбинаций, должна оцениваться не только их эффективность в отношении устранения целевых объектов дезинфекции и токсикологическая безопасность для людей и экологической среды, но также их микробиотические свойства, характер и степень возможного (а может быть и неизбежного) неблагоприятного воздействия на микробиоту человека.

Таким образом, важной задачей дезинфектологической науки и дезинфекционной практики является обеспечение и соблюдение достаточной противомикробной избирательности дезинфекционных воздействий с целью не допустить микробиологического «геноцида», нео­правданных и неблагоприятных нарушений микроэкологических систем, и прежде всего, микробиоты людей. Необходима расшифровка особенностей чувствительности к различным дезинфицирующим средствам разных видов микропатогенов в сравнении с сапрофитной, а тем более – полезной микрофлорой [9].

Неодинаковая чувствительность (поражаемость) различных видов микробов разными лекарственными средствами используется в клинике – при химиотерапии и клинической химиопрофилактике инфекционных заболеваний. Очевидно, необходимо усилить внимание к избирательности также и дезинфекционных средств, а следовательно, к их возможной предпочтительности при проведении дезинфекционных мероприятий: в связи с тем или иным возбудителем, при той или иной эпидемической ситуации и т. п.

Важной задачей является существенное снижение токсичности дезинфекционных средств для обеспечения безопасности химиопрофилактических дезинфекционных мероприятий в соответствующих условиях производственной, бытовой и окружающей среды. В этом плане представляется целесообразным позаимствовать у химиотерапии (и клинической химиопрофилактики) и применять в дезинфектологии (и дезинфекционной химиопрофилактике) некий аналог «химиотерапевтического индекса», а именно – показатель отношения максимально допустимого (как приемлемо безопасный) к минимально необходимому (как достаточно эффективный) уровню внесения соответствующего дезинфекционного средства в обеззараживаемую внешнюю среду [2].

Необходимое совершенствование дезинфекционных средств (препаратов и технологий) для достижения у них наибольшего превышения единицы таких «химиопрофилактических индексов» сопряжено с требованием увеличения степени избирательности антимикробного дейст­вия соответствующих препаратов [9].

В связи с изложенным представляются необходимыми направленный поиск и производство новых дезинфекционных агентов, наиболее значимых для различных условий и эпидемических ситуаций [10], а также научная разработка и использование рациональных схем ротации таких препаратов, что представляется важным слагаемым научно-методического и организационного осуществления как антимикробного, так и пробиотического обеспечения здоровой окружающей среды и условий жизни людей.


Литература



  1. Шандала М.Г. Актуальные вопросы общей дезинфектологии. Избранные лекции. М.: ОАО «Издательство Медицина», 2009. 112 с.

  2. Покровский В.И., Муратов В.К. Химиопрофилактика. Химиотерапевтические средства. Химиотерапия. Большая медицинская энциклопедия, 3-е изд. В 30 т. Т. 26. М.: Советская энциклопедия, 1985; 502–506.

  3. Бондаренко В.М., Рыбальченко О.В. Анализ профилактического и лечебного действия пробиотических препаратов с позиций новых научных технологий. Журн. микробиол. 2015; 2: 90–104.

  4. Шестопалов Н.В., Шандала М.Г. Молекулярно-биологические аспекты дезинфектологии: состояние и задачи углубленной разработки. Дезинфекционное дело 2013; 3: 17–21.

  5. Шестопалов Н.В., Шандала М.Г. Дезинфектология как молекулярно-эпидемиологическое направление борьбы с инфекциями. Журн. микробиол. 2014; 1: 66–70.

  6. Парфенов А.И., Бондаренко В.М. Что нам дал вековой опыт познания симбионтной кишечной микрофлоры. Архив патологии 2012; 2: 21–25.

  7. WHO. Global Guidelines Probiotics and Prebiotics. October, 2011.

  8. Шестопалов Н.В., Шандала М.Г. Биопатогены как значимый фактор риска здоровью и борьба с ними в окружающей среде, или дезинфекционные риски «в благородном деле» борьбы с инфекционными болезнями. Анализ риска здоровью 2014; 4: 14–19.

  9. Шандала М.Г. Вопросы избирательной токсичности в проблеме безопасности дезинфекционных средств. Дезинфекционное дело 2013; 1: 14–17.

  10. Шандала М.Г. Оценка состояния и задачи совершенствования отечественных дезинфектологических технологий. Дезинфекционное дело 2013; 2: 20–27.


Об авторах / Для корреспонденции


Для корреспонденции:
Шандала Михаил Георгиевич – акад. РАН, д-р мед. наук, проф., главный науч. сотр. НИИ дезинфектологии Роспотребнадзора; проф. каф. дезинфектологии Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова Минздрава России;
Адрес: 117246, Москва, Научный проезд, д. 18
Телефон: +7(495) 332-01-10
Е-mail: info@niid.ru


Похожие статьи


Бионика Медиа