Development of low-threshold access to examination for HIV infection in the Sverdlovsk Region


Podymova A.S.

Sverdlovsk Regional Center for AIDS Prevention and Control, Yekaterinburg
Objective. To study the results of «street» testing for HIV infection using rapid tests.
Materials and methods. A study was conducted in the period 2013–2015, which used retrospective and prospective follow-up studies, epidemiological analysis, and statistical methods.
Results. Among the people who underwent «street» testing for HIV infection, there were employees and students (85%), women (50.9%) and men (60%). There was a preponderance of persons aged 20-39 years (58.3% of women and 60% of men). Positive test results were more common among drug addicts (15.1%) and persons having a sexual partner with an established diagnosis of HIV infection (11.1%). The primary detection rate for HIV infection was 2.5 times greater than that during routine screening; a low immune status was recorded in 28.1% of the patients detected during «street» testing, which was 1.5 times less than that during routine screening (p < 0.001). Low-threshold testing using rapid tests contributes to the active identification of new HIV infection cases.
Conclusion. It is necessary to expand the volume of examinations for HIV infection through testing by rapid tests among different population groups.

Свердловская область относится к наиболее пораженным ВИЧ-инфекцией субъектам Российской Федерации: на 01.01.2015 показатель пораженности превысил среднероссийский в 2,8 раза, составив 1414,8 на 100 тыс. населения [1]. В комплексе характеристик развития эпидемического процесса особое значение имеет активное вовлечение всех возрастных и социальных групп населения и разработка адекватных эффективных мер по ограничению распространения ВИЧ-инфекции. По оценке ВОЗ, лидирующее положение в системе мер, направленных на снижение темпов эпидемии, занимают расширение объемов обследований с целью раннего выявления ВИЧ и высокий охват лечением ВИЧ-инфицированных – 37 и 35% соответственно [2]. Обследование будет обеспечивать раннее выявление ВИЧ-инфекции только при условии вовлечения в систему тестирования всего населения, включая группы, уязвимые к ВИЧ-инфекции.

В соответствии с Объединенной программой ООН по ВИЧ/СПИДу «90–90–90», к 2020 г. 90% людей, живущих с ВИЧ, должны знать о своем статусе [3]. В России ежегодно проходит тестирование значительная часть населения: в 2014 г. было протестировано 28 млн россиян. По данным Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом, в конце 2014 г. в стране проживало 1,3 млн ВИЧ-инфицированных, из которых только 56% знали о своем диагнозе [4].

В соответствии с поручениями по итогам заседания Правительственной комиссии по вопросам охраны здоровья граждан от 23.10.2015, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано принять меры по расширению охвата активным выявлением ВИЧ-инфекции у граждан, проживающих в регионах с высоким уровнем ее распространения, на 30% к объему 2014 г. [5]. При этом следует учитывать, что к дополнительному тестированию необходимо привлекать наиболее эпидемиологически значимые группы населения, а само тестирование должно быть доступным.

Целью работы явилось изучение необходимости расширения объема обследований на ВИЧ-инфекцию за счет тестирования с использованием быстрых тестов среди разных групп населения.

Материалы и методы

Проанализированы результаты обследований населения на ВИЧ-инфекцию по данным скрининга и тестирования с использованием быстрых тестов в Свердловской области за период 2013–2015 гг. Общее число обследованных составило 2 595 569 человек, в том числе с использованием быстрых тестов – 48 460 человек. Для учета результатов обследования по данным скрининга использовали форму № 4 «Сведения о результатах исследования крови на антитела к ВИЧ», для учета результатов экспресс-тестирования – журнал регистрации клиентов мобильного пункта тестирования на ВИЧ, карты и журнал сопровождения клиента мобильного пункта тестирования до врача-инфекциониста. Учитываемые признаки: пол, возраст, социальное положение, причины тестирования (незащищенный половой контакт, употребление наркотиков, наличие полового партнера с установленным диагнозом «ВИЧ-инфекция».

Тестирование с использованием быстрых тестов проводили специалисты Свердловского областного центра профилактики и борьбы со СПИД (ОЦ СПИД) и учреждений здравоохранения 11 муниципальных образований Свердловской области на выездных пунктах добровольного консультирования и тестирования на ВИЧ в местах, доступных для разных групп населения. Тестирование осуществляли на улицах и предприятиях, в торговых центрах, клубах («уличное» тестирование), а также среди групп, уязвимых по заражению ВИЧ-инфекцией, и групп повышенного риска заражения: в изоляторах временного содержания системы МВД; реабилитационных центрах для наркозависимых; при освидетельствовании на употребление психоактивных веществ; среди мужчин, практикующих секс с мужчинами (МСМ), и секс-работниц (СР).

Результативность тестирования с использованием быстрых тестов оценивали на основе сравнительного анализа комплекса показателей: выявляемости ВИЧ-инфекции, охвата диспансерным наблюдением и антиретровирусной терапией впервые выявленных пациентов, состояния иммунного статуса. Источниками информации служили электронная база персональных данных пациентов ОЦ СПИД. Применяли методы ретроспективного и проспективного наблюдения, эпидемиологического анализа. Для оценки достоверности различий использован метод χ2 для непараметрических данных. Статистическая обработка выполнена с применением программ Microsoft Excel и Statistica 6.

Результаты и обсуждение

В Свердловской области в период 2013–2015 гг. в лечебных учреждениях ежегодно проходили обследование на ВИЧ-инфекцию около 20% населения. В среднем выявляемость ВИЧ-инфекции за этот период составила 812,9 на 100 тыс. обследованных. В структуре скрининга среди обследованных добровольно лица из уязвимых по заражению ВИЧ-инфекцией групп населения и групп повышенного риска заражения (коды 102, 103, 104, 120) в 2015 г. составили только 14,6%, в то время как более значительную долю составили контингенты, обследованные как «прочие» (код 118) – 31,8%, «беременные» (код 109) – 29,5% и «по клиническим показаниям» (код 113) – 24,1%. При этом выявляемость ВИЧ среди уязвимых групп и групп повышенного риска в 2015 г. достигла 3203,8 на 100 тыс. обследованных, превысив средний уровень выявляемости среди обследованных по другим кодам в 5,0 раз (635,5 на 100 тыс.).

С целью расширения объемов обследования населения в Свердловской области широко используется тестирование на ВИЧ-инфекцию с применением быстрых тестов, позволяющее приблизить данную услугу к группам населения, для которых обследование в лечебных учреждениях труднодоступно по времени и месту. В 2013–2015 гг. экспресс-тестированием на ВИЧ-инфекцию было охвачено 54 965 человек, в том числе 47 718 (86,8%) – при проведении «уличного» тестирования и 7 247 (13,2%) – среди уязвимых по ВИЧ-инфекции групп.

Учитывая интерес населения к тестированию на ВИЧ-инфекцию с использованием быстрых тестов, мы проанализировали показатели лиц, прошедших «уличное» тестирование. Изучен возрастно-половой и социальный состав, причины тестирования, выявляемость ВИЧ-инфекции, частота подтверждения положительных результатов и постановки на диспансерный учет вновь выявленных в лечебном учреждении, показатели иммунного статуса.

Результаты исследования показали, что в 2015 г. тестирование на ВИЧ-инфекцию с использованием быстрых тестов прошли 16 529 человек, из них 8 412 женщин (50,9%) и 8 115 мужчин (49,1%). В возрасте 20–39 лет были 58,3% женщин и 60% мужчин. Среди прошедших тестирование работающие составили 67,1%, учащиеся – 17,9%, безработные – 15,0%.

Среди выясненных причин тестирования как у женщин, так и мужчин наибольший удельный вес составляет незащищенный половой контакт – 74,3 и 76,9% соответственно. На употребление наркотиков при «уличном» тестировании указали 2,8% женщин и 8,7% мужчин. Наличие ВИЧ-инфицированного полового партнера отметили лишь 3,0% женщин и 2,0% мужчин.

При «уличном» тестировании на ВИЧ в 2015 г. выявлено 490 положительных результатов, пораженность составила 2,9%, в том числе 2,1% среди женщин и 3,9% среди мужчин. Наибольшее число положительных результатов выявлено среди лиц, отметивших употребление наркотиков (15,1%, в том числе 11,4% среди женщин и 16,3% среди мужчин), и наличие полового партнера с установленным диагнозом «ВИЧ-инфекция» (11,1%, в том числе 12,2% среди женщин и 9,4% среди мужчин). Доля положительных результатов среди тех, кто отметил наличие незащищенных половых контактов, была ниже в 5,8–4,3 раза и составил 2,6% (табл. 1).

Одним из главных критериев эффективности проведения «уличного» тестирования является уровень подтверждения положительных результатов классическими методами ИФА, иммуноблоттинга в лечебном учреждении и постановки на диспансерный учет всех вновь выявленных пациентов. Для совершенствования организации тестирования и повышения явки пациентов в лечебные учреждения, исходя из результата теста, нами разработан и согласован с Управлением Роспотребнадзора по Свердловской области «Порядок проведения тестирования на ВИЧ-инфекцию с применением быстрых тестов», регламентирующий методику до- и послетестового консультирования и сопровождения лиц с положительным результатом быстрого теста.

В 2015 г. в лечебных учреждениях подтвердили результаты тестирования на ВИЧ у 346 (94,0%) человек, из них ВИЧ-инфекция выявлена впервые у 248 (71,6%) человек. Показатель первичной выявляемости ВИЧ-инфекции при «уличном» тестировании составил 1,5%. Для сравнения: при рутинном скрининге в лечебных учреждениях этот показатель в 2015 г. составил 0,6%.

Из числа впервые выявленных при «уличном» тестировании ВИЧ-инфицированных 64,5% поставлены на диспансерный учет с определением иммунного статуса.

Сравнительный анализ иммунного статуса показал, что низкое (< 350 клеток/мкл) количество СD4+-лимфоцитов зарегистрирован у 28,1% пациентов, выявленных при «уличном» тестировании, и у 41,9% пациентов, выявленных при рутинном скрининге в лечебных учреждениях (р < 0,001), что может свидетельствовать о более раннем выявлении ВИЧ-инфекции при условии доступного тестирования с использованием быстрых тестов (табл. 2).

«Уличное» тестирование также позволяет выявить заболевание на поздних сроках среди пациентов с ВИЧ-инфекцией, не обращающихся в лечебные учреждения, с последующим диспансерным наблюдением и лечением. В 2015 г. антиретровирусная терапия назначена 30 таким пациентам или 18,8% от числа тех, кому определен иммунный статус. При обследовании методом рутинного скрининга антиретровирусная терапия назначена 23,3% вновь выявленных пациентов (р < 0,001), что также может свидетельствовать о более позднем выявлении ВИЧ-инфекции в учреждениях здравоохранения в сравнении с «уличным» тестированием.

Организация «уличного» тестирования способствовала активному выявлению новых случаев ВИЧ-инфекции. В 2012 г. показатель первичной заболеваемости ВИЧ-инфекцией составил 134,6 на 100 тыс. населения, в 2013 г. – 150,4, в 2014 г. – 170,2, в 2015 г. – 166,7. При этом доля новых случаев ВИЧ-инфекции, выявленных при экспресс-тестировании с подтверждением классическими методами ИФА и иммуноблоттинга, в общем объеме первичных случаев составила в 2013 г. 11,5%, в 2014 г. – 12,1%, в 2015 г. – 10,1%, в том числе при «уличном» тестировании соответственно 5,2, 5,3 и 5,1%.

Полученные результаты свидетельствуют о необходимости совершенствования нормативно-правовой базы в части организации доступного тестирования граждан на ВИЧ-инфекцию, для чего в пункте 4.8.1. Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.5.2826- 10 «Профилактика ВИЧ-инфекции» предлагается расширить перечень контингентов и область применения быстрых тестов в части проведения «уличного» тестирования, в том числе среди уязвимых по заражению ВИЧ-инфекцией групп населения [6].

Выводы

  1. В структуре рутинного скрининга на ВИЧ-инфекцию в лечебных учреждениях уязвимые по ВИЧ-инфекции группы населения и группы повышенного риска заражения составляют среди добровольно обследованных наименьшую долю – 14,6%.
  2. «Уличное» тестирование на ВИЧ-инфекцию с использованием быстрых тестов позволяет вовлечь в систему выявления и оказания медицинской помощи разные группы населения, для которых система обследования в лечебных учреждениях недоступна по времени и месту. Оно наиболее востребовано среди работающих (67,1%), особенно в возрастной группе 20–39 лет (59,2%).

Наибольший удельный вес положительных результатов при «уличном» тестировании на ВИЧ-инфекцию отмечается среди потребителей наркотиков (15,1%) и лиц, имеющих полового партнера с установленным диагнозом «ВИЧ-инфекция» (11,1%).

До- и послетестовое консультирование, организация индивидуального сопровождения лиц с положительным результатом быстрого теста позволяют обеспечить высокий уровень подтверждения результата в лечебном учреждении (75,1%) и постановки на диспансерный учет к врачу-инфекционисту по поводу ВИЧ-инфекции в первый год выявления (64,5%).

Анализ иммунного статуса у вновь выявленных больных свидетельствует о более раннем выявлении ВИЧ-инфекции при «уличном» тестировании (28,1%) в сравнении с рутинным скринингом в лечебных учреждениях (41,9%).

«Уличное» тестирование на ВИЧ-инфекцию с использованием быстрых тестов также позволяет свое­временно выявлять больных, нуждающихся в антирет­ровирусной терапии (18,8%).

В связи с высокой общегосударственной значимостью проблемы распространения ВИЧ-инфекции необходимо на федеральном уровне принять меры по совершенствованию нормативно-правовой базы в части организации доступного тестирования, расширив перечень контингентов и область применения быст­рых тестов в части проведения «уличного» тестирования, в том числе среди уязвимых по ВИЧ-инфекции групп населения.


Literature


1. VICh-infektsiya. Informatsionnyiy byulleten № 40 [HIV-1 infection. Information bulletin № 40]. Moscow: Federal Scientific and Methodological Center for Prevention and Control of AIDS, 2015. 52 p. (In Russ.).

2. Skvortsova V.I. Doklad o merah preduprezhdeniya rasprostraneniya VICh-infektsii na zasedanii Pravitelstvennoy komissii po voprosam ohranyi zdorovya grazhdan [Report on measures to prevent the spread of HIV at the meeting of the Government Commission on the protection of the health of citizens]. Moscow, October 23, 2015. (In Russ.). http://www.rosminzdrav.ru

3. «90–90–90» An ambitious goal for treatment, aimed at ending the AIDS epidemic. The Joint United Nations Programme on HIV/AIDS (UNAIDS), 2014. http://www.unaids.org

4. Pokrovskaya AV, Ladnaya NN, Yurin OG, Dementieva LA, Pokrovsky VV. [Cascade Model to assess the effectiveness of medical care for HIV-positive persons]. Epidemiologiya i Infektsionnyie Bolezni. Aktualnyie Voprosyi 2015; 1: 15–18. (In Russ.).

5. Protokol zasedaniya Pravitelstvennoy komissii po voprosam ohranyi zdorovya grazhdan ot 30 oktyabrya 2015 g. № 4 [Minutes of the Government Commission meeting on the protection of the health of citizens]. October 30, 2015 № 4. (In Russ.). http://govemment.ru

6. Profilaktika VICh-infektsii. Sanitarno-epidemiologicheskie pravila SP 3.1.5.2826-10. [HIV prevention. Sanitary regulations SP 3.1.5.2826-10]. (In Russ.). http://o-spide.ru/officially/detail.php?ID=1851


About the Autors


For correspondence:
Podymova Anzhelika Sergeevna, Cand. Med. Sci., Principal Physician, Sverdlovsk Regional Center for AIDS Prevention and Control
Address: 46, Yasnaya St., Yekaterinburg 620102
Telephone: +7(343) 240-12-54
E-mail: glvrach@livehiv.ru


Similar Articles


Бионика Медиа