Experience with the HIV protease inhibitor fosamprenavir in russian practice


Volkova S.B., Podymova A.S.

Sverdlovsk Regional Center for Prevention and Control of AIDS and Infectious Diseases, Yekaterinburg
Objective. To evaluate the efficiency and hepatotoxicity of antiretroviral therapy (ARVT) regimens containing fosamprenavir and ritonavir (FPV/r) in a dose of 1400/100 mg once daily for 48 weeks.
Subjects and methods. The data of 87 HIV-infected patients were analyzed. The proportion of patients with undetectable viral load, the levels of CD4 lymphocytes at 12, 24, 36, and 48 weeks, those of liver enzymes and aspartate aminotransferase to platelet ratio index (APRI) were estimated.
Results. A viral load reduction was achieved in the vast majority (95.4%) of the patients at 48 weeks of therapy. The median increase in CD4 lymphocytes was 156 [43-257] cells/µl at that moment. No significant rise was found in the level of liver enzymes; there was even some reduction in the levels of ASAT and total and conjugated bilirubin. ARVT was not discontinued because of grade 3-4 hepatotoxicity. The parameters of the blood lipid spectrum were stable. In the average, there was no increase in APRI ≥ 1.5, which indirectly confirms that FPV has no significant effect on the development of hepatic fibrosis.
Conclusion. Once-daily FPV/r in the ARVT regimens showed high immunological and virological efficiencies, no negative impact on the liver, as well as good tolerability in co-infected patients.

С внедрением в практику высокоактивной антиретровирусной терапии (АРВТ) перед практическим врачом ежедневно встает вопрос выбора оптимальной схемы лечения ВИЧ-инфицированных пациентов. Чем шире выбор предлагаемых антиретровирусных препаратов, тем выше возможность более оптимального и индивидуального подхода к назначению АРВТ у конкретного больного.

В России зарегистрировано 8 препаратов из группы ингибиторов протеазы (ИП), в их числе фосампренавир – FPV (телзир, компания ViiV Healthcare, Великобритания), который был одобрен в 2006 г. для лечения пациентов, как ранее не получавших, так и получавших АРВТ. Рекомендуемые режимы приема: FPV без ритонавира – 1400 мг 2 раза в сутки, либо FPV, бустированный ритонавиром (FPV/r) – 700/100 мг 2 раза в сутки; 1400/200 мг один раз в сутки и 1400/100 мг один раз в сутки. Однократный режим дозирования при применении как небустированного FPV, так и в комбинации с ритонавиром не рекомендуется у взрослых, ранее получавших терапию ИП [1].

Было проведено несколько крупных исследований, в которых доказана эффективность и безопасность FPV по сравнению с другими ИП [2–5].

В исследовании ALERT сравнивали эффективность и безопасность однократного (в сутки) приема FPV/r (1400/100 мг) и атазанавира/ритонавира (ATV/r; 300/100 мг) в комбинации с тенофовиром/эмтрицитабином (TDF/FTC) у 106 пациентов, ранее не получавших АРВТ. По результатам ITT-анализа, через 48 нед. терапии вирусная нагрузка (ВН) < 400 копий/мл была зарегистрирована у 79% из 53 пациентов, получающих FPV/r, и у 87% из 53 пациентов, получающих ATV/r (p = 0,3). Отмечена меньшая частота нежелательных явлений на фоне приема FPV/r из-за отсутствия повышения уровня сывороточного билирубина. Содержание липидов изменялось одинаково в обеих терапевтических группах [5].

В исследовании KLEAN было проведено сравнение по критерию «не меньшей эффективности» режимов приема FPV/r (700/100 мг) и лопинавира/ритонавира (LPV/r; 400/100 мг 2 раза в сутки) в комбинации с абакавиром/ламивудином (ABC/3ТС) у 877 "наивных" ВИЧ-инфицированных пациентов в течение 48 нед. Данное исследование было продлено до 144 нед. для 199 пациентов. На протяжении 144 нед. терапии обе схемы показали высокую и сравнимую эффективность, безопасность и хорошо переносились. Липидный профиль оставался относительно стабильным в обеих группах на протяжении 96 и 144 нед. терапии [2, 3].

В исследовании NEAT было продемонстрировано превосходство не усиленного ритонавиром FPV по сравнению с нелфинавиром (NFV) [4]. Последующее длительное наблюдение за подгруппой из 211 человек, продолживших прием FPV/r 1 раз в сутки, выявило, что у 139 (66%) пациентов спустя 120 нед. после завершения исследования ВН сохранялась на уровне < 50 копий/мл [6].

В последние годы внимание исследователей привлекает изучение безопасности FPV/r у пациентов с сопутствующей патологией печени [7, 8].

N. Merchante и соавт. [7] оценивали гепатотоксичность схем АРВТ, содержащих FPV/r, у 117 ВИЧ-инфицированных пациентов с коинфекцией вирусом гепатита С (ВГС). При этом основным оцениваемым показателем являлась частота повышения активности печеночных ферментов (ПАПФ) 3–4-й степени в течение 1 года от начала лечения. За время наблюдения ПАПФ 3–4-й степени возникли у 11 (9%) пациентов (95% ДИ 4,1–14,6). В исследовании принимали участие пациенты с исходным циррозом печени (n = 20; 21%), ни у одного из них не возникло ПАПФ 3–4-й степени. Кроме того, наличие выраженного фиброза и цирроза печени не влияло на частоту гепатотоксичности. По мнению авторов, схемы АРВТ с FPV/r 1 раз в сутки можно считать безопасными для пациентов с ВИЧ/ВГС, включая больных с циррозом печени [7].

J. Pineda и соавт. [8] оценивали частоту гепатотоксичности схем с FPV/r у 636 пациентов, их них у 341 (54%) были обнаружены антитела к ВГС, 38 (5,6%) человек являлись носителями HBsAg. У 93 (27%) пациентов, серопозитивных по анти-ВГС, соотношение уровня АсАТ и числа тромбоцитов (индекс APRI) было > 1,5, что соответствует значительному фиброзу печени. Медиана периода наблюдения составила 6,91[0,46–20,66] мес., в течение этого времени у 3 (0,47%) пациентов повысился уровень АлАТ ≥ 3-й степени. Частота повышения уровня АлАТ ≥ 3-й степени у пациентов, серопозитивных по анти-ВГС, составила 0,58%, а у носителей HBsAg – 2,63%. Не было выявлено ни одного пациента с индексом APRI ≥ 1,5 и повышением уровня АлАТ ≥ 3 степени. Таким образом, частота нежелательных явления со стороны печени у пациентов, получавших FPV/r в составе комбинированной АРВТ, оказалась низкой даже у пациентов с ВИЧ/ВГС, а также с выраженным фиброзом печени.

Международные рекомендации по лечению ВИЧ-инфекции [Европейского клинического общества по СПИДу (EACS), Международного общества по изучению СПИДа (IAS-USA), Департамента по здравоохранению и социальному развитию США (DHHS)] рассматривают FPV в комбинации с препаратами класса НИОТ в качестве альтернативного режима первой линии терапии [9–11].

Согласно «Протоколам диспансерного лечения и наблюдения больных ВИЧ-инфекцией», разработанным Национальным научным обществом инфекционистов России под редакцией акад. РАМН В.В. Покровского [12], FPV рекомендуется в качестве 3-го компонента в комбинации с препаратами класса НИОТ в альтернативных режимах первого ряда и во второй линии АРВТ [12].

Основными преимуществами FPV являются удобство применения без связи с приемом пищи, благоприятный профиль лекарственных взаимодействий с препаратами для лечения патологии желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) (антациды, антагонисты Н2-гистаминовых рецепторов, ингибиторы протонного насоса), а также безопасность для пациентов с сопутствующими заболеваниями печени и ЖКТ.

В связи с тем, что исследования схем с FPV выполнены зарубежными авторами, целесообразно обобщить опыт применения и оценить эффективность и влияние на печень данного ИП у российских пациентов.

Цель исследования – оценить эффективность и гепатотоксичность схем АРВТ с FPV/r в дозе 1400/100 мг 1 раз в сутки в течение 48 нед.

Материалы и методы

На базе клинико-диагностического отделения № 1 Свердловского областного центра по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями был проведен ретроспективный анализ данных 87 пациентов с ВИЧ-инфекцией, находящихся под диспансерным наблюдением, получающих в течение не менее 12 мес. схему АРВТ, в состав которой был включен FPV/r.

Конечные точки: первичная конечная точка – определение доли пациентов с ВН < 400 копий/мл и < 150 копий/мл исходно и на 12-й, 24-й, 36-й и 48-й неделе исследования. Для количественной оценки уровня РНК ВИЧ в крови в исследовании использовали тест-системы с нижним порогом чувствительности 400, 150 и 50 копий/мл. Для удобства статистической обработки, пациенты, у которых использовали тест-системы с порогом чувствительности 150 и 50 копий/мл, были объединены. Вторичные конечные точки – изменение уровня СD4-лимфоцитов по сравнению с исходным на 12-й, 24-й, 36-й и 48-й неделе; изменение биохимических показателей крови (АлАТ, АсАТ, билирубин) и индекса APRI к 48-й неделе терапии.

Полученные результаты были обработаны статистически в программе Statistiсa 8 (фирмы StatSoft Inc., США) непараметрическими методами. Для парных сравнений в разных временных точках использовали критерий Вилкоксона, сравнение групп по качественному признаку проводили при помощи критерия соответствия χ2. Различия показателей признавали статистически достоверными при p < 0,05. Данные описывали с использованием медианы и квартилей (Me [Q25; Q75]).

Результаты и обсуждение

Общая характеристика пациентов

Были проанализированы данные 87 пациентов, принимающих FPV/r не менее 12 мес. У 54 (62%) пациентов были выявлены антитела к ВГС, у 3 (3,4%) – носительство HBsAg. Все пациенты получали FPV/r в комбинации с НИОТ. В качестве нуклеозидной основы большинство больных получали фиксированные комбинации доз (ФКД) ABC/3TC (кивекса) и ZDV/3TC (комбивир).

В зависимости от наличия или отсутствия ранее проводимой АРВТ больные были разделены на 2 группы. В 1-ю группу вошли 62 «наивных» пациента, которым FPV/r был назначен в схемах первой линии в дозе 1400/100 мг 1 раз в сутки. Во 2-ю группу вошли 25 пациентов, у которых была произведена замена ННИОТ на FPV/r в дозе 1400/100 мг 1 раз в сутки. У всех пациентов ВИЧ-инфекция находилась на стадии вторичных заболеваний. Группы были сопоставимы по возрасту, продолжительности заболевания, стадиям ВИЧ-инфекции. В качестве нуклеозидной основы в обеих группах более 50% больных получали ФКД ABC/3TC (кивекса). Значимые различия между группами отмечались в гендерном распределении (в 1-й группе достоверно больше было мужчин, во 2-й – женщин), исходных уровнях ВН (значимо ниже у пациентов 2-й группы; р = 0,001) и СD4-лимфоцитов (значимо выше у пациентов 2-й группы; р = 0,001). Основные исходные клинико-демографические характеристики групп представлены в табл. 1.

Оценка вирусологической эффективности

Полное подавление ВН к 48-й неделе терапии было достигнуто у 95,4% больных. Доля пациентов, достигших ВН < 400 копий/мл, к 24-й неделе АРВТ составила в 1-й группе 58,1%, во второй – 84%, а к 48-й неделе таких пациентов в 1-й группе было 96,8%, во 2-й – 92% (рис. 1). Доля пациентов, достигших ВН < 150 копий/мл, была больше во 2-й группе и уже к 24-й неделе составила 72% по сравнению с 40,3% в 1-й группе. К 48-й неделе терапии этого уровня достигли 61,3% пациентов 1-й группы и сохранили его 68% пациентов 2-й группы.

В общей группе больных наблюдалась положительная динамика снижения ВН. Так, к 12-й неделе она снизилась на 1,3 log10 (p = 0,0001), а к 48-й неделе – на 2,7 log10 (p = 0,0001; рис. 2). Следует отметить, что динамика снижения отмечалась в обеих группах. Медиана снижения в 1-й группе составила к 48-й неделе -3 log10 (p = 0,0001), во 2-й – - 2,1 log10 (p = 0,01).

Оценка иммунологической эффективности

Показатели иммунного статуса у пациентов 1-й группы на момент начала лечения были существенно ниже, чем у пациентов 2-й группы, но к 48-й неделе АРВТ медиана уровня CD4-лимфоцитов в 1-й группе достигла 307 [229; 414] (р = 0,0001), во 2-й – 379 [223; 556] (р = 0,02; табл. 2).

Положительная динамика прироста CD4-лимфоцитов на протяжении 48 нед. терапии наблюдалась как в общей, так и в 1-й группе пациентов. Во 2-й группе отмечалось некоторое снижение медианы прироста CD4-лимфоцитов на 36-й неделе исследования, которое не показало статистической значимости. К 48-й неделе терапии наблюдался максимальный прирост во всех исследуемых группах, но более он был выражен в 1-й группе, где медиана прироста составила 156 клеток/мкл, тогда как во 2-й – 67 клеток/мкл (см. табл. 2).

Оценка гепатотоксичности

Анализ биохимических показателей крови показал, что после 48 нед. АРВТ с FPV/r в исследуемых группах не наблюдалось значительного повышения среднего уровня печеночных трансаминаз выше верхней границы нормы. Кроме того, отмечалось значимое снижение среднего уровня общего билирубина в общей группе пациентов, а также у больных 2-й группы (табл. 3).

Число пациентов, имеющих уровень биохимических показателей выше нормы на момент назначения схем АРВТ с FPV/r, к 48-й неделе лечения уменьшилось во всех группах, однако статистически значимым было только изменение числа пациентов с повышенным исходным уровнем АлАт (табл. 4).

При оценке индекса APRI оказалось, что исходно его медиана не превышала верхнюю границу нормы (1,5) ни в одной группе и составила в общей группе 0,5 [0,3; 1,0], в 1-й – 0,5 [0,3; 0,7], во 2-й – 0,7 [0,4; 1,4] (р = 0,04 между 1-й и 2-й группами). На протяжении 48 нед. АРВТ с FPV/r не было повышения медианы индекса APRI ≥ 1,5 ни в одной из исследуемых групп (рис. 3).

Однако при индивидуальном анализе исходно были выявлены 15 пациентов с уровнем APRI ≥ 1,5 [min 1,7; max 367,8], через 48 нед. терапии их число уменьшилось до 10. Значения индекса APRI также снизились [min 2,1; max 60,9]. Высокий уровень индекса APRI объяснялся бóльшей лекарственной нагрузкой у пациентов с выраженным иммунодефицитом.

Обсуждение

Проведенное исследование показало высокую эффективность исследуемого препарата и безопасное влияние на функцию печени.

Основным определяющим критерием отбора пациентов в исследование явилась продолжительность лечения. Срок в 48 нед. с момента начала приема FPV/r мы посчитали достаточным для определения иммунологической и вирусологической эффективности препарата. Оценку гепатотоксичности мы провели, анализируя биохимические параметры крови (печеночные ферменты, билирубин) и индекс APRI .

Необходимо отметить, что к 48-й неделе лечения было достигнуто снижение ВН < 400 копий/мл у 95,4% исследуемых больных, < 150 копий/мл – у 63%, что характеризует FPV как антиретровирусный препарат с высокой вирусологической эффективностью и у «наивных» пациентов, и при замене ННИОТ. В 1-й группе ВН исходно была выше, при этом к 48-й неделе уровень < 400 копий/мл был достигнут у 96,8% пациентов. Полученные нами данные подтвердили результаты предыдущих исследований, свидетельствующие о высокой вирусологической эффективности схем АРВТ с FPV [2–6].

Положительная динамика прироста иммунного статуса наблюдалась у всех пациентов в течение 48 нед. Следует отметить, что в 1-й группе начало АРВТ было достаточно позднее, исходно медиана CD4-лимфоцитов составила 158 [65; 235] клеток/мкл. Медиана прироста в этой группе была максимальной и составила 156 [43; 257] клеток/мкл на 48-й неделе терапии. Во 2-й группе с исходно более высоким уровнем CD-лимфоцитов также отмечен прирост на протяжении всего периода наблюдения, однако максимальный прирост на 48-й неделе был ниже, чем в 1-й группе, и составил 67 [19; 122] клеток/мкл. Как правило, более высокая иммунологическая эффективность в группе «наивных» пациентов связана с исходно более низкими показателями иммунного статуса.

В общей группе пациентов (n = 87) все случаи высоких показателей печеночных ферментов объяснялись приемом совместно с АРВТ противотуберкулезных препаратов и наркотических веществ, что, к сожалению, часто отмечается в реальной практике. Несмотря на то, что из всех пациентов у 54 (62%) в крови были обнаружены антитела к ВГС, а трое (3,4%) являлись носителями HBsAg, в ходе анализа не было выявлено значимого повышения уровня печеночных ферментов в течение 48 нед., отмечалось даже некоторое снижение уровней АсАТ, общего и прямого билирубина. К 48-й неделе исследования достоверно уменьшилось число пациентов с исходно повышенным уровнем АлАт во всех группах. Также отмечено уменьшение числа пациентов с исходно повышенным уровнем АсАт и общего билирубина, однако статистическая значимость этих данных не подтвердилась. Возможно, снижение числа пациентов с исходно высоким уровнем трансаминаз и общего билирубина объясняется повышением иммунного статуса и отменой дополнительных лекарственных препаратов, назначенных с профилактической целью (отменяли ко-тримаксозол, флуконазол при повышении содержания CD4-лимфоцитов > 200 клеток/мкл и противотуберкулезные препараты – при завершении профилактического курса).

Длительный прием АРВТ, особенно у коинфицированных пациентов, получающих интегрированную терапию, повышает риск развития фиброза печени [7, 8]. При оценке динамики медианы индекса фиброза печени (APRI) в течение 48 нед. не отмечено её повышения > 1,5, что свидетельствует об отсутствии выраженного фиброза печени. Кроме того, отмечена даже тенденция к её снижению с 0,5 до 0,4 (p = 0,04) в общей группе пациентов. Полученные нами результаты согласуются с данными J. Pineda и соавт. [8] и косвенно подтверждают отсутствие влияния FPV на формирование фиброза печени у ВИЧ-инфицированных больных.

Таким образом, однократный прием FPV/r (1400/100 мг) в схемах АРВТ показал высокую иммунологическую и вирусологическую эффективность, отсутствие негативного влияния на функцию печени и хорошую переносимость у коинфицированных больных.


About the Autors


Volkova Svetlana Borisovna, Infectiologist, Sverdlovsk Regional Center for Prevention and Control of AIDS and Infectious Diseases
Address: 46, Yasnaya St., Yekaterinburg 620102
Telephone: +7(343) 243-09-09
E-mail: svetlana@olvo.ru


Similar Articles


Бионика Медиа