Природно-очаговые и зоонозные инфекции представляют серьезную проблему для здравоохранения страны и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Заболеваемость природно-очаговыми инфекциями (ПОИ) тесно связана с природными, социально-экономическими и демографическими характеристиками территории [1–3].
В Ростовской области за последние 5 лет число случаев ПОИ по сравнению с 2015 г. увеличилось в 1,7 раза – со 103 до 172 [4]. На территории области расположены природные очаги Крымской геморрагической лихорадки (КГЛ), лихорадки Западного Нила (ЛЗН), иксодового клещевого боррелиоза (ИКБ), геморрагической лихорадки с почечным синдромом (ГЛПС) и ряда других. Их активность подтверждается ежегодным выявлением маркеров возбудителей и регистрацией заболеваемости [5–7]. В 2019 г. в области зарегистрировано 48 случаев КГЛ на 19 административных территориях, 93 лабораторно подтвержденных случая ЛЗН, 20 случаев ИКБ. Регистрируются единичные случаи бруцеллеза у людей, в 2018 г. – 4, в 2019 г. – 5 [4]. В 2018 г. зафиксирован 1 случай заболевания ГЛПС [5].
Для обеспечения защиты населения от патогенов биологической природы, кроме объективных данных о регистрируемой инфекционной заболеваемости и лабораторной расшифровке этиологического фактора, необходимы сведения об уровне популяционного иммунитета, позволяющие оценить эпидемиологические риски и степень эпидемиологической опасности. По результатам изучения уровня иммунной прослойки людей, проживающих на определенной территории, можно сделать заключение о распространенности возбудителей, степени активности природных очагов и уровне контактов местного населения с компонентами их паразитарных систем [8–11].
Изучение популяционного иммунитета входит в систему эпидемиологического надзора. Исследования коллекций сывороток позволяют получить дополнительную информацию о широте циркуляции возбудителей инфекций на разных территориях и среди разных групп населения за длительные периоды времени; о причинах и особенностях вспышек неясной этиологии; об эффективности противоэпидемических и профилактических мероприятий [12, 13].
Цель настоящей работы – изучение уровня иммунной прослойки к зоонозным инфекциям и ПОИ населения Ростовской области.
Материалы и методы
В исследование были включены 419 сывороток крови, полученных летом 2020 г. от практически здоровых доноров, отобранных для исследования по принципу проживания на различных административных территориях Ростовской области: в июне – в городах Ростов-на-Дону, Шахты, Каменск Шахтинский, Волгодонск, Таганрог, в августе – в Сальском, Ремонтненском, Неклиновском районах.
При отборе сывороток крови на территориальных станциях переливания крови учитывали: постоянное проживание доноров на территориях природных очагов, установленных эпизоотологическим мониторингом, и отсутствие в анамнезе перенесенных ранее зоонозных инфекций и ПОИ. Биоматериал получен в соответствии с принципами законности и соблюдения этических норм. От каждого донора было получено информированное добровольное согласие.
Специфические антитела к возбудителям в сыворотках крови доноров определяли методом ИФА. В работе использовали тест-системы производства АО «Вектор-Бест» (Новосибирск) «ВектоКрым-КГЛ» (IgM, IgG), «ВектоНил» (IgM, IgG), «ЛаймБест» (IgM, IgG), «ВектоХанта» (IgM, IgG), «Бруцелла-антитела ИФА-БЕСТ» (суммарные антитела) согласно инструкциям производителя. Результаты реакции учитывали на регистрирующем фотометре Infinite F50 (Tecan, Австрия).
Анализ данных проводили с помощью Microsoft Office Excel. Доверительные интервалы для доли положительных проб определяли по методу Уилсона при доверительной вероятности 0,95.
Результаты и обсуждение
Для выявления циркуляции возбудителей зоонозных инфекций и ПОИ в 2020 г. было проведено скрининговое исследование сывороток крови здоровых доноров, проживающих на разных территориях Ростовской области (рисунок, см. на вклейке).
Результаты серологического исследования на наличие специфических антител к КГЛ, ЛЗН, ИКБ, ГЛПС и бруцеллезу представлены в таблице.
На момент исследования IgG к вирусу КГЛ не обнаружены, IgМ зарегистрированы в 2 (5,5%) сыворотках крови доноров из г. Каменск Шахтинский.
По данным Управления Роспотребнадзора по Ростовской области, в 2020 г. в области зарегистрировано 16 лабораторно подтвержденных случаев заболевания КГЛ. Малая частота выявления антител к вирусу КГЛ при ежегодной регистрации больных была также отмечена по результатам серологического мониторинга, проведенного на территории области в 2009–2010 гг. [14]. Этот факт можно объяснить тем, что в группу доноров вошли представители городского населения, менее подверженные риску инфицирования по сравнению с лицами, проживающими в сельской местности и работающими в животноводстве и на сельхозпредприятиях. Очевидно, что для более полной оценки доли серопозитивных к вирусу КГЛ жителей региона необходимо расширять как географию исследования, так и спектр профессиональной принадлежности тестируемых.
В 2020 г. наличие антител к вирусу ЛЗН было зафиксировано на всех территориях. Из 355 сывороток IgG в высоких титрах регистрировали в 31 (8,7%) случае: в Ростове-на-Дону – 1 (2,8%), Каменске Шахтинском – 3 (8,3%), Волгодонске – 3 (8,1%), Сальском районе – 15 (16,7 %), Ремонтненском – 6 (9,1%), Неклиновском – 3 (25%). Единичные случаи обнаружения IgМ зафиксированы в городах Шахты и Таганрог. Следует отметить, что при этом в пробах с наличием IgM не были обнаружены IgG, что является показателем острой стадии заболевания.
Случаев заболевания лихорадкой Западного Нила в 2020 г. в Ростовской области официально не зарегистрировано. Известно, что клинически выраженные формы составляют менее 1% от общего числа инфицированных [15]. Сходство клинических проявлений ЛЗН с другими арбовирусными лихорадками определяет сложность диагностики и отсутствие настороженности медицинского персонала в отношении этого заболевания [16]. Немаловажным фактором отсутствия в 2020 г. официальных данных о заболеваемости ЛЗН является сложившаяся в регионе напряженная эпидемическая ситуация по новой коронавирусной инфекции (COVID-19) [17]. Тем не менее результаты, полученные в нашем исследовании, свидетельствуют о том, что истинная заболеваемость ЛЗН значительно превосходит регистрируемую.
В природных биотопах на территории Ростова-на-Дону и области выявлены маркеры возбудителей ИКБ1. Серологическое тестирование 355 сывороток крови доноров подтвердило контакты местного населения с компонентами паразитарных систем, выявив иммунную прослойку к ИКБ среди здоровых доноров, которая характеризовалась наличием IgG (3,1%) и IgМ (5,9%).
Среди сероположительных результатов у доноров, проживающих в городах, наибольший удельный вес зафиксирован в Ростове-на-Дону – по 3 (8,3%) случая обнаружения IgМ и IgG. IgG также выявлены в пробах доноров из Волгодонска (2,8%) и Таганрога (5,1%). В Сальском районе – 2 (2,2%) положительных результата, причем в 1 случае (у 37-летней жительницы пос. Клины) они совпали с высокими титрами IgМ.
Наличие IgМ к антигенам боррелий в сыворотке крови больных ИКБ, как правило, указывает на раннюю стадию инфекции. Такие результаты были зарегистрированы в Каменске-Шахтинском (2,8%), Волгодонске (5,6%), Таганроге (2,6%) и Ремонтненском районе (1,5%). Самый высокий показатель IgМ (14,4%) выявлен в сыворотах крови в Сальском районе. Полученные нами данные согласуются с оценкой ведущих эпидемиологов, указывающих, что истинные уровни заболеваемости ИКБ выше регистрируемых в 2–6 раз [18].
Сыворотки крови 93 доноров, проживающих в Волгодонске и Каменске-Шахтинском, протестированы на наличие IgМ и IgG к хантавирусам, а сыворотки, полученные из Сальского и Ремонтненского районов, проверены на наличие IgG. Несмотря на относительно благополучную ситуацию по заболеваемости ГЛПС на территории Южного федерального округа [4], в нашем исследовании специфические IgМ были выявлены в 14 образцах, что составило 15,1% всех проб. Положительные результаты зафиксированы в 8,9% проб из Каменска-Шахтинского и 20,8% – из Волгодонска. Положительные результаты при выявлении вирусоспецифических IgG были получены в Сальском (12,2%), Ремонтненском (13,5%) районах и у 1о донора из Волгодонска. В целом доля серопозитивных сывороток составила 7,0%.
IgМ к возбудителю ГЛПС в сыворотках больных обнаруживают с 6-го по 56-й день от начала заболевания. Выявление их свидетельствует об острой фазе заболевания, позволяя выявить легкие, стертые и атипичные формы. IgG к возбудителю ГЛПС в сыворотках крови можно обнаружить в ранние сроки (6-й день заболевания). Иммунитет у переболевших сохраняется пожизненно, повторные случаи ГЛПС, как правило, исключены [19].
Полученные данные свидетельствуют о том, что имеющиеся немногочисленные работы, посвященные эпидемиологии и клиническим проявлениям ГЛПС в Ростовской области2,3, не в полной мере отражают современное состояние проблемы. Границы природных очагов ГЛПС расширяются, постепенно вовлекая в этот процесс территории, ранее считавшиеся свободными от циркуляции возбудителя [5, 20]. Несмотря на высокую эпидемиологическую опасность ГЛПС, в медицинских организациях субъектов Южного федерального округа при первичном обращении больных предварительный диагноз ГЛПС ставят недостаточно часто [21]. У специалистов первичного звена медицинских организаций Ростовской области эта инфекция, возможно, не вызывает профессиональной настороженности из-за отсутствия официальных данных о регистрации заболеваемости.
Эпидемическая ситуация по бруцеллезу, по данным Центра гигиены и эпидемиологии в Ростовской области, оценивается как стабильная [4]. Тем не менее в проведенных исследованиях на выявление суммарных антител к возбудителю бруцеллеза в сыворотках крови доноров в 3 районах Ростовской области получены следующие результаты: из 168 сывороток, доля серопозитивных результатов составила 10,7%. Положительные пробы были зафиксированы в Сальском (14,4%) и Ремонтненском районах (7,6 %), где широко развито животноводство.
Заключение
Серологическое исследование сывороток крови здоровых людей (доноров), полученных в июне–августе 2020 г., проживающих на территории Ростовской области, показало наличие IgG и IgМ к вирусам ЛЗН, ГЛПС и возбудителям бруцеллеза.
Особого внимания заслуживают данные о выявлении в сыворотках крови IgМ к хантавирусам у жителей Волгодонска (20,8 %) и Каменска Шахтинского (8,9 %), а также высокие значения суммарных антител к возбудителю бруцеллеза в Сальском и Ремонтненском районах. Экстраполируя полученные результаты на эпидемическую ситуацию по этим инфекциям в Ростовской области, можно сделать вывод о циркуляции возбудителей на данной территории.
Изучение иммунной прослойки выборочных групп населения к ПОИ подтверждает наличие на территориях природных очагов, циркуляцию возбудителей ПОИ вирусной и бактериальной этиологии и контакт населения с ними [22]. В исследованных районах уровень иммунной прослойки к ЛЗН составил 8,7 %, ГЛПС – 7,0%, бруцеллезу – 10,7%, ИКБ – 3,1%.
Выявление антител в сыворотках крови доноров – практически здоровых людей, проживающих на определенной территории, свидетельствует о контактах населения с этими возбудителями и может являться косвенным подтверждением активного состояния природных очагов инфекций на данной территории.
Регулярное проведение серологического мониторинга и создание коллекции сывороток позволит оценить состояние популяционного иммунитета и увеличить число мониторируемых инфекций, циркулирующих на территории Ростовской области.