Analysis of emergency» situations among medical personnel in the Omsk region


DOI: https://dx.doi.org/10.18565/epidem.2023.13.3.70-4

Puzyreva L.V., Balabokhina M.V., Nazarova O.I., Magar N.I., Musin M.A., Tkachuk K.O.

1) Omsk State Medical University, Ministry of Health of Russia, Omsk, Russia; 2) Center for the Prevention and Control of AIDS and Infectious Diseases, Omsk, Russia
Objective. Analysis of «emergency» situations among medical workers in the Omsk region for 12 years to identify the risks of occupational HIV infection.
Materials and methods. To collect data on «emergency» situations registered in the Omsk region in the period from 2001 to 2022, we used medical documentation provided by the regional AIDS center.
Results. 566 «emergency» cases were registered in 12 years among medical workers in medical institutions. The highest risk of HIV infection was observed among nurses (60.6%), followed by doctors and paramedical personnel. The most common injuries to the skin of medical personnel were caused by puncture, cut, scratching with piercing and cutting objects, which contained mainly the blood of patients (78.3%). In 11.0% of cases, blood got into the mucous membrane of the eyes, both among doctors and among nurses.
Conclusion. There is a high level of incidental exposure to blood and body fluids in daily routine medical activities.

Случайное соприкосновение с кровью и биологическими жидкостями является проблемой общественного здравоохранения, особенно среди медицинских работников, и представляет собой риск передачи вирусов, передаваемых через кровь, включая ВИЧ-инфекцию.

«Аварийным» случаем (ситуацией) в медицинских учреждениях называется повреждение кожи режущими и колющими предметами, попадание биологических жидкостей (крови, спермы, экссудата, транссудата и т.д.) на кожу и слизистые оболочки, разрыв перчаток на рабочем месте у медицинского персонала, оказывающего помощь пациентам. Данная ситуация характеризуется высоким риском заражения медицинского персонала такими тяжелыми инфекционными заболеваниями, как ВИЧ-инфекция, гепатиты В и С, сифилис, и другими опасными патогенами1.

Количество больных ВИЧ-инфекцией в Российской Федерации ежегодно увеличивается, что приводит к частому обращению за медицинской помощью, особенно на поздних стадиях заболевания. В мире примерно четверти больных ВИЧ-инфекцией проводят хирургическое и/или реанимационное лечение, а благодаря современным достижениям медицины доля выживаемости больных и качество их жизни увеличиваются [1]. При оказании помощи этой категории больных риск инфицирования ВИЧ у медицинских работников возрастает [2, 3]. По результатам исследования ВОЗ, риск инфицирования ВИЧ-инфекцией среди медицинского контингента составляет 0,3%, для гепатита С – 3%, для гепатита В – 30% [1].

Омская область является регионом с высокой заболеваемостью и пораженностью ВИЧ-инфекцией. Так, в 2022 г. показатель заболеваемости составил 60,02, а пораженность – 1196 на 100 тыс. жителей региона [4]. Регистрация всех «аварийных» ситуаций среди медицинских работников (независимо от ВИЧ-статуса больного) в Омской области введена с 2001 г. В ближайшие несколько лет потребность больных ВИЧ-инфекцией в медицинской помощи будет возрастать, что повысит риски профессионального заражения ВИЧ для медицинского персонала.

Цель исследования – анализ «аварийных» ситуаций у медицинских работников в Омской области за период с 2001 по 2022 гг. для выявления рисков профессионального заражения ВИЧ-инфекцией.

Материалы и методы

Все случаи возникновения «аварийных» ситуаций среди медицинского персонала при выполнении своей трудовой функции регистрируются в региональном центре СПИД (БУЗОО «Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями»). Проанализированы случаи «аварийных» ситуаций среди медицинских работников, возникших при проведении лечебно-диагностических манипуляций пациентам с установленным или неизвестным ВИЧ-статусом, зарегистрированных в Омской области в период с 2001 по 2022 гг. Была создана база данных.

Выполненная работа не ущемляла права, не подвергала опасности обследованных пациентов на основании приказа Минздрава России № 266 от 19.06.2003. Информация о паспортных данных не распространялась и в созданных базах данных была зашифрована.

Результаты

На территории Омской области за период с 2001 по 2022 гг. было зарегистрировано 566 «аварийных» ситуаций у медицинских работников, которые возникли на рабочем месте при оказании медицинской помощи больным с установленным ВИЧ-статусом. В период с 2001 по 2006 гг. регистрировались единичные случаи, однако начиная с 2007 г. количество «аварийных» ситуаций среди медицинских работников ежегодно увеличивалось. Данный факт может быть связан с ростом заболеваемости ВИЧ-инфекцией на территории Омской области и ростом частоты обращения больных в медицинские учреждения. В 2018 г. было зафиксировано 65 (11,5%) обращений в региональный центр СПИДа в связи с попаданием биологической жидкости пациента на кожу и/или слизистые оболочки медицинского персонала.

Наиболее часто «аварийные» ситуации возникали в городских стационарах (401 случай или 70,8%), где больным оказавают неотложную и специализированную медицинскую помощь. Гораздо реже такие ситуации регистрировали в центральных районных больницах Омской области – 61 (10,8%) случай. В учреждениях системы исполнения наказаний зарегистрирована 31 (5,5%) «аварийная» ситуация, в бюро судебно-медицинской экспертизы – 6 (1,1%), среди сотрудников скорой медицинской помощи – 28 (5,0%). Единичные случаи были зафиксированы в психоневрологическом диспансере (укус больного), реабилитационном центре наркозависимым, в частных медицинских клиниках.

72-1.jpg (120 KB)

При распределении по гендерному признаку чаще «аварийные» ситуации регистрировали среди женщин: 420 (74,2%) случаев против 146 (25,8%) среди мужчин. Этот факт связан с превалированием женского персонала в учреждениях здравоохранения.

При оценке уровня образования у пострадавших в учреждениях здравоохранения выявлено, что «аварийные» ситуации регистрировали среди всех групп медицинского персонала (рис. 2). В период с 2001 по 2022 гг. чаще всего контактировал с биологическим материалом больных ВИЧ-инфекцией средний медицинский персонал – 343 (60,6%) случая, среди врачей отмечено 172 (30,4%) случая, среди младшего медицинского персонала – 51 (9,0%).

Стаж работы пострадавших медицинских работников до 3 лет был выявлен у 28,0% (рис. 2). Эта группа была представлена младшим персоналом (23 случая, или 4,1%), молодыми специалистами из числа среднего медицинского персонала (87, или 55,1%) и молодыми врачами (48, или 30,4%). Вместе с тем у 24,4% медицинских работников стаж работы в медицинском учреждении составил более 20 лет, что не предотвратило возникновения «аварийной» ситуации на рабочем месте.

При проведении у больных ВИЧ-инфекцией лечебно-диагностических процедур повреждения кожи были зарегистрированы у 78,3% медицинского персонала при проколе, порезе, оцарапывании колющими и режущими предметами, которые содержали преимущественно кровь больных. Интересным фактом оказалось частое попадание биоматериала на слизистую оболочку глаз (11,0%) во время операций, в том числе и при кесаревом сечении, при замене подключичного катетера и т.д., что возможно было предотвратить наличием защитных очков, экрана, щитка для лица. 32 (18,1%) таких случая зарегистрированы среди врачей и 30 (8,7%) случаев – среди медицинских сестер.

73-1.jpg (66 KB)

Далее мы распределили все анализируемые случаи по месяцу возникновения, дню недели, времени суток, пытаясь найти закономерность между «аварийными» ситуациями в медицинских учреждениях. За 12 лет анализа меньше всего «аварийных» ситуаций возникало в июне и августе, наиболее часто – в январе. Понедельник во многих стационарах является неоперационным днем, однако за время исследования 17,5% «аварийных» ситуаций случилось именно в этот день. Это может быть связано с началом трудовой недели, большим количеством госпитализированных больных за выходные дни и необходимостью проведения малых инвазивных процедур, перевязок и т.д. Регистрацию «аварийных» ситуаций в выходные дни можно объяснить большой загруженностью медицинских работников и поступлением больных, которым требовалась неотложная помощь.

Время возникновения «аварийных» ситуаций оказалось очевидным, с 07.01 до 12.00, в разгар основной деятельности медицинского персонала.

Во всех случаях на территории Омской области пострадавшие медицинские работники были зарегистрированы в день возникновения «аварийной» ситуации [5]. Пострадавшие обратились в региональный центр СПИДа, где им была назначена антиретровирусная терапия (АРТ), которую они принимали в течение 29 ± 2,7 ч. Ни один случай не привел к возникновению внутрибольничного заболевания ВИЧ-инфекцией среди медицинских работников. Все они выражали желание принимать профилактическую терапию, отказов от терапии не было, несмотря на порой плохую ее переносимость, отмеченную у 54 (9,5%) чел.

Мы попытались провести факторный анализ, дисперсионный и корреляционный, для выявления факторов риска возникновения «аварийной» ситуации на рабочем месте, но наша попытка не увенчалось успехом.

Мы не оценивали риск заражения вирусными гепатитами у медицинского персонала при непреднамеренном контакте с кровью и другими биологическими средами больных.

Обсуждение

«Аварийные» ситуации в профессиональной деятельности медицинского персонала встречаются часто, что связано с увеличением количества больных ВИЧ-инфекцией [4]. 70% персонала больницы периодически или постоянно подвергаются воздействию различных патогенов при контакте с кровью [6]. Одни авторы считают, что средний медицинский персонал подвергается риску профессионального заражения ВИЧ чаще [3], Другие при исследовании, проведенном в гинекологических отделениях, отмечают, что риск инфицирования у врачей значительно выше по сравнению с медсестрами и вспомогательным персоналом [7].

T.N. Young и соавт. [8] была проведена оценка эффективности применения постконтактной профилактики заражения ВИЧ-инфекцией у медицинских работников. Риск заражения ВИЧ (16–17%) возможен при возникновении глубокой травмы с обильным попаданием крови, зараженной от больного, при отсутствии назначения АРТ в течение 5 дней и наличии у пострадавшего тяжелого заболевания, требующего приема глюкокортикостероидов, химиотерапии и т.д. В нашем исследовании среди пострадавших назначение АРТ было своевременным, что позволило предотвратить репликацию вируса ВИЧ.

Заключение

Таким образом, на территории Омской области в медицинских учреждениях непредумышленный контакт с кровью больного чаще регистрировали у среднего медицинского персонала в виде уколов, порезов, оцарапываний кожи. В 11% случаев отмечено попадание биоматериала на слизистую оболочку глаз как у врачей, так и у медицинских сестер, что возможно было предотвратить наличием специальной защиты.

Анализ стажа работы медицинского персонала, времени, дня недели и месяца не выявил корреляционной зависимости с возникновением «аварийных» ситуаций.

Мы считаем, что на возникновение «аварийных» случаев в различных профессиональных медицинских группах могут влиять условия труда, факторы риска, требования к работе, оценка личного риска, организационные составляющие, оборудование, уровень гигиены, количество сотрудников, эти показатели будут отличаться в разных регионах России.


Literature


1. Wyżgowski P., Rosiek A., Grzela T., Leksowski K. Occupational HIV risk for health care workers: risk factor and the risk of infection in the course of professional activities. Ther. Clin. Risk Manag. 2016; (12): 989–94. doi: 10.2147/TCRM.S104942.


2. Дементьева Л.А., Липина Е.С., Ладная Н.Н. Риск инфицирования ВИЧ при оказании медицинской помощи. Инфекция и иммунитет 2017; (S): 769.


Dement’eva L.A., Lipina E.S., Ladnaja N.N. (Risk of HIV infection while providing health care). Russian Journal of Infection and Immunity 2017; (S): 769. (In Russ.).


3. Подымова А.С., Голубкова А.А., Кукаркина В.А., Сисин Е.И. Риски профессионального заражения ВИЧ. Постконтактная профилактика (на примере Свердловской области). Эпидемиология и вакцинопрофилактика 2019; 18(3): 54–9. doi: 10.31631/2073-3046-2019-18-3-54-59.


Podymova A.S., Golubkova A.A., Kukarkina V.A., Sisin E.I. (Risks of occupational HIV infection. Post-exposure prophylaxis (on the example of the Sverdlovsk region)). Epidemiology and Vaccinal Prevention 2019; 18(3): 54–9. (In Russ.). doi: 10.31631/2073-3046-2019-18-3-54-59.


4. О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Омской области в 2022 году. Государственный доклад. Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области, 2022. 229 с.


(On the state of sanitary and epidemiological well-being of the population in the Omsk region in 2022. State report). Office of the Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Welfare in the Omsk Region; 2022. 229 p. (In Russ.).


5. ВИЧ-инфекция у взрослых. Клинические рекомендации. М.; 2022. 114 с.


(HIV infection in adults. Clinical guidelines). Moscow; 2022. 114 p. (In Russ.).


6. Jahic R., Piljic D., Porobic-Jahic H., Custović A., Petrovic J., Piljic D. Epidemiological Characteristics of the Accidental Exposures to Blood-Borne Pathogens Among Workers in the Hospital. Med Arch. 2018; 72(3): 187–91. doi: 10.5455/medarh. 2018.72: 187-191.


7. Obad I., Papeš D., Čivljak R., Milošević M., Stamenić V., Kalenić S. Assessment of professional exposure of gynecology employees in Croatia to bloodborne infections. Infectology papers 2012; 32(4): 159–66.


8. Young T.N., Arens F.J., Kennedy G.E., Laurie J.W., Rutherford G.W. Antiretroviral post-exposure prophylaxis (PEP) for occupational HIV exposure. Cochrane Database Syst. Rev. 2007; (1): CD002835. doi: 10.1002/14651858.CD002835.pub3.


About the Autors


Larisa V. Puzyryova, МD, Associate Professor, Department of Phthisiology, Pulmonology and Infectious Diseases, Omsk State Medical University, Ministry of Health of Russia, Omsk, Russia; puzirevalv@mail.ru; https://orcid.org/0000-0003-0495-3645
Maria V. Balabokhina, Infectiologist, Нead, Outpatient Department № 2, Center for the Prevention and Control of AIDS and Infectious Diseases, Omsk, Russia; mbalaboxina@mail.ru; https://orcid.org/0000-0001-5809-8053
Olga I. Nazarova, Cand. Med. Sci., Chief Physician, Center for the Prevention and Control of AIDS and Infectious Diseases, Omsk, Russia; aids_mail@minzdrav.omskportal.ru; https://orcid.org/0000-0002-6271-7272
Nina I. Magar, Epidemiologist, Head, Antiepidemic Department, Center for the Prevention and Control of AIDS and Infectious Diseases, Omsk, Russia; aids_mail@ minzdrav.omskportal.ru; https://orcid.org/0000- 0002-9403-7116
Makhmudh A. Musin, Infectiologist, Teaching Assistant, Department of Phthisiology, Pulmonology and Infectious Diseases, Omsk State Medical University, Ministry of Health of Russia, Omsk, Russia; mahmud.infek@gmail.com; https://orcid.org/0000-0003-2483-2189; SPIN-code 5949-2549
Konstantin O. Tkachuk, Infectiologist, Senior Laboratory Assistant, Department of Phthisiology, Pulmonology and Infectious Diseases, Omsk State Medical University, Ministry of Health of Russia, Omsk, Russia; werdum.f@mail.ru; https://orcid.org/0000-0001- 8931-3895


Бионика Медиа