Features of the HIV case accounting system in the Russian Federation


DOI: https://dx.doi.org/10.18565/epidem.2021.11.3.13-8

Pokrovskaya А.V., Sokolova E.V., Pokrovsky V.V.

1) Central Research Institute of Epidemiology, Russian Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Well-Being, Moscow, Russia; 2) Peoples’ Friendship University of Russia, Moscow, Russia
The paper analyzes the current structure of collecting the information on HIV infection in the Russian Federation and the approaches to interpreting the published data. It presents the normative documents available in open sources, which regulate the registration of HIV infection cases in the Russian Federation as of March 1, 2021. An original HIV infection surveillance system has been developed, which has been operating in Russia for more than 30 years. The data are collected, analyzed, and officially published by the institutions of the Russian Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Well-Being, the Ministry of Health of Russia, and the Russian Federal State Statistics Service. Each authority has its own accounting and reporting forms, requirements for their filling in, and deadlines for submission. The Russian Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Well-Being focuses on the registration of citizens whose blood contains anti-HIV antibodies; the Ministry of Health of Russia mainly registers the clinical diagnoses of HIV infection and the persons followed up in specialized health facilities for AIDS prevention and control.
Сonclusion. For managerial decision making for the prevention of HIV infection and the prediction of its epidemic, it is advisable to focus on the data of the Russian Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Well-Being, whereas when organizing health care for HIV-infected patients, it is necessary to use the data of the Ministry of Health of Russia. Reducing the number of accounting and reporting forms and their unification will lower burden on the employees of health care facilities and other authorities involved in information collection.

В течение 40 лет, прошедших с момента обнаружения в США первых случаев синдрома приобретенного иммунного дефицита (СПИД), который позднее оказался финальной стадией инфекции, вызываемой вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция), продолжаются дискуссии о том, как эффективнее осуществлять статистический учет случаев этого заболевания.

История борьбы с ВИЧ-инфекцией показала, что неправильное использование средств статистического наблюдения может привести к неверным выводам. Так, первоначально осуществлявшийся учет только случаев СПИДа, основанный на диагностике СПИД-индикаторных заболеваний (пневмоцистная пневмония, кандидозный эзофагит, саркома Капоши и др.) оказался неприменимым для большинства развивающихся стран, так как диагностика упомянутых состояний требовала эндоскопических, микробиологических, гистологических и других специальных исследований. В результате в Африке, где такие технологии были практически недоступны, эпидемия ВИЧ/СПИДа, начавшаяся в действительности намного раньше, чем в США, долго оставалась незамеченной, потому что «подтвержденных» случаев СПИДа в Африке было значительно меньше, чем в США. В результате противоэпидемические мероприятия на Африканском континенте опоздали на много лет.

Открытие возбудителя заболевания (1983–1984) и особенно установление важного факта, что обнаружение антител к ВИЧ является высоко достоверным признаком инфицирования (1985), существенно изменило ситуацию в наблюдении за ВИЧ/СПИДом. Дальнейшие исследования показали, что ВИЧ-инфекция длительно является малосимптомной, но пожизненной; что СПИД развивается в течение 20 лет после заражения у большинства лиц, имеющих антитела к ВИЧ, и что антитела исчезают только у детей, родившихся от ВИЧ-инфицированных матерей, но не заразившихся от них [1]. Эти данные позволили организовать систему наблюдения за ВИЧ-инфекцией, основанную на обнаружении и учете лиц, имеющих в крови антитела к ВИЧ (ВИЧ-позитивных лиц). В настоящее время в систему надзора за ВИЧ-инфекцией вводятся также методы диагностики, основанные на обнаружении антигенов и генов ВИЧ, которые в будущем, вероятно, будут применяться более широко.

В России за почти 35 лет, в течение которых ведется эпидемиологический надзор за ВИЧ-инфекцией, менялись характеристики эпидемии, некоторые принципы сбора данных, статус и названия учреждений, принимающих участие в получении и анализе статистической информации о ВИЧ-инфекции. На сегодняшний день, читая различные источники, можно заметить, что есть несколько разных обозначений ВИЧ-позитивных граждан в России: «больные ВИЧ-инфекцией», «лица, у которых выявлены антитела к ВИЧ в иммунном блоте», «состоящие на диспансерном учете по ВИЧ-инфекции», «больные СПИДом» и некоторые другие. Причем число представителей разных категорий существенно отличается.

В конце 2019 г. Федеральная служба государственной статистики (Росстат) сообщала о том, что в России зарегистрировано 747 400 лиц, имеющих болезнь, вызванную ВИЧ [2]. В Государственной стратегии противодействия распространению ВИЧ в Российской Федерации на период до 2030 года упоминается, что «на конец 2019 г. под диспансерным наблюдением в региональных центрах профилактики и борьбы со СПИДом состояло 743,2 тыс. человек с ВИЧ-инфекцией»1. В Государственном докладе Федеральной служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) об эпидемической ситуации в 2019 г. указывается, что «на диспансерном учете в 2019 г. состояло 776 868 инфицированных ВИЧ» [3]. В том же документе сказано, что пораженность населения России ВИЧ-инфекцией (число живых ВИЧ-инфицированных на 100 тыс. населения) оценивалась как 728,2. При пересчете получается, что в России, при населении 144,4 млн человек в 2019 г. проживали с ВИЧ-инфекцией примерно 1 051 000 граждан. В научной публикации ФБУН «Центральный НИИ эпидемиологии» Роспотребнадзора указано, что «к концу 2019 г. в стране проживало 1 071 816 лиц с лабораторно выявленным диагнозом «ВИЧ-инфекция» [4].

На первый взгляд при прочтении этих данных без знания особенностей сбора информации в разных ведомствах может возникнуть впечатление об отсутствии полностью достоверной статистики по ВИЧ-инфекции. Такой разброс цифр затрудняет и выработку единой стратегии и тактики противодействия распространению ВИЧ-инфекции для организаторов здравоохранения, и оценку эффективности проводимых мероприятий. Нам не удалось обнаружить открытых источников информации, в которых собраны и сравниваются инструктивно-методические документы разных ведомств по учету ВИЧ-инфекции, изданные в Российской Федерации до 2021 г.

Целью исследования являлся анализ современной структуры сбора информации о ВИЧ-инфекции в Российской Федерации и подходах к интерпретации и использованию публикуемых данных.

В работе приведены действующие и доступные в открытых источниках нормативные документы, регулирующие учет случаев ВИЧ-инфекции в Российской Федерации по состоянию на 01.03.2021.

Сбор информации о ВИЧ-инфекции в РФ начался с момента первого случая выявления заболевания у гражданина России (в том время еще в составе СССР) в соответствии с указанием Минздрава СССР от 22 декабря 1987 г. № 460-у «О порядке сбора, передачи информации и регистрации заболеваний СПИД и инфицированных ВИЧ». Согласно приказу Минздрава СССР от 05 сентября 1988 г. № 690 «О совершенствовании учета лиц, инфицированных ВИЧ и больных СПИД», действующего с некоторыми изменениями по сегодняшний день2, представление донесений о выявлении ВИЧ-инфекции путем обнаружения антител к ВИЧ для их последующего учета должно было осуществляться в специализированную научно-исследовательскую лабораторию эпидемиологии и профилактики СПИДа Центрального НИИ эпидемиологии Минздрава СССР. На момент написание статьи данная лаборатории в документах указывается как Федеральный научно-методический центр по профилактике и борьбе со СПИДом ФБУН «Центральный НИИ эпидемиологии» Роспотребнадзора (далее – Федеральный центр СПИД) и продолжает свою работу по эпиднадзору, ведя персонифицированную базу данных случаев ВИЧ-инфекции.

Главными пунктами разработанной в советский период стратегии надзора и противодействия ВИЧ/СПИДу, сохранившими свою актуальность и на сегодняшний день, стоит выделить: обязательное тестирование на ВИЧ доноров; добровольное бесплатное обследование для всех граждан с определением групп «особого риска»; масштабное информирование населения о ВИЧ/СПИДе; депортацию иностранных граждан, инфицированных ВИЧ; уголовное наказание за заражение ВИЧ-инфекцией; проведение эпидемиологического расследования для выявления контактных лиц при выявлении ВИЧ-инфекции; персонифицированную регистрацию всех случаев обнаружения антител к ВИЧ; создание специализированных учреждений по профилактике, диагностике и лечению ВИЧ-инфекции3,4. В 1989 г. в Российской Республике5 и в большинстве республик Советского Союза были созданы специализированные учреждения – центры по профилактике и борьбе со СПИДом, функционирующие в России и по сегодняшний день.

Современные основы эпидемиологического надзора за ВИЧ-инфекцией регламентируются Федеральным законом от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция)», Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1.5.2826-10 «Профилактика ВИЧ-инфекции»6. С 1 сентября 2021 г. вступают в действие обновленные Санитарные правила и нормы СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней»7, включающие в себя раздел «Профилактика ВИЧ-инфекции».

В медицинских учреждениях формами учета, на основании которых возможно получение информации о ВИЧ-позитивных лицах и лицах, обследованных на ВИЧ-инфекцию, являются: направление на исследование образцов крови в ИФА на СПИД в учреждение (форма № 264/у 88); направление на исследование образцов крови на СПИД в реакции иммуноблота (форма № 265/у-88); экстренное извещение об инфекционном заболевании (форма № 058/у); оперативное донесение о случае ВИЧ-инфекции (форма № 266/у-88); извещение о новорожденном, рожденном ВИЧ-инфицированной матерью (форма № 309/у); донесение о снятии с диспансерного наблюдения ребенка, рожденного ВИЧ-инфицированной матерью (форма № 310/у); донесение о подтверждении диагноза у ребенка, рожденного ВИЧ-инфицированной матерью (форма № 311/у); медицинская карта амбулаторного больного (форма № 025/у-04); контрольная карта диспансерного наблюдения (форма № 030/у); медицинская карта стационарного больного (форма № 003/у); карта персонального учета больного туберкулезом, сочетанным с ВИЧ-инфекцией (форма № 263/у-ТВ); журнал учета инфекционных заболеваний (форма № 060/у); медицинское свидетельство о смерти (форма № 106/у-08). Источниками информации также могут быть агрегированные формы мониторинга Роспотребнадзора, Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрава России) и Росстата: формы № 1 и № 2 «Сведения об инфекционных и паразитарных заболеваниях», форма № 4 «Сведения о результатах исследования крови на антитела к ВИЧ», форма № 61 «Сведения о болезни, вызванной вирусом иммунодефицита человека», форма мониторинга «Сведения о мероприятиях по профилактике ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявлению и лечению больных ВИЧ».

Согласно СП 3.1.5.2826-10, которые действовали до 1 сентября 2021 г., заключение о положительном результате исследования крови на ВИЧ в иммунном блоттинге (обнаружение антител к ВИЧ) или, в особых случаях, выявления ДНК/РНК ВИЧ (у детей первого года жизни и лиц, находящихся в инкубационном периоде) из референс-лаборатории передается в скрининговую лабораторию и/или медицинскую организацию, направившую материал на исследование. Экстренное извещение об инфекционном заболевании (№ 058/у) передается в территориальные органы Роспотребнадзора, а оперативное донесение о случае ВИЧ-инфекции (№ 266/у-88) – в Федеральный центр СПИД. Если референс-лаборатория не входит в состав специализированной медицинской организации, осуществляющей организационно-методическую работу по проведению диагностических, лечебных, профилактических и противоэпидемических мероприятий по ВИЧ-инфекции в субъекте Российской Федерации (территориальный Центр по профилактике и борьбе со СПИДом), то информация в обязательном порядке сообщается в данное территориальное учреждение, которое затем передает сведения в соответствующий окружной Центр по профилактике и борьбе со СПИДом.

Согласно новым СанПиН 3.3686-21, вступившим в действие с 1 сентября 2021 г., информация о положительном результате исследования крови на ВИЧ должна сообщаться в органы Роспотребнадзора и территориальный Центр по профилактике и борьбе со СПИДом.

В Приказе Минздрава России «Об утверждении Правил проведения обязательного медицинского освидетельствования на выявление вируса иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»8 указано, что информация о выявлении у освидетельствуемого положительного результата тестирования на ВИЧ-инфекцию передается только в Центр профилактики и борьбы со СПИДом в субъекте Российской Федерации.

Территориальные центры по профилактике и борьбе со СПИДом собирают дальнейшую дополнительную информацию о каждом лице, в крови которого выявлены антитела к ВИЧ. При выявлении ВИЧ-инфекции у иногородних жителей Российской Федерации информация также передается в территориальный Центр по профилактике и борьбе со СПИДом по месту постоянной регистрации гражданина. При получении положительного результата исследования на ВИЧ у донора крови, органов и тканей информация из референс-лаборатории передается в течение 24 ч по телефону в учреждения службы крови. Освидетельствуемый с положительным или неопределенным результатом тестирования на ВИЧ направляется для установления диагноза ВИЧ-инфекции, оказания медицинской помощи в Центр по профилактике и борьбе со СПИДом или уполномоченную медицинскую организацию9,10,11.

Сведения о детях, рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей, в соответствии с формами № 309/у, 310/у и 311/у дополнительно направляются в Научно-практический центр профилактики и лечения ВИЧ-инфекции у беременных женщин и детей12.

Медицинская организация подает вторичное донесение в Федеральный центр СПИД и территориальный Центр по профилактике и борьбе со СПИДом по месту постоянной регистрации пациента и по месту его нахождения в случаях: установления причин заражения ВИЧ-инфицированного; изменения (уточнения) диагноза ВИЧ-инфекции; установления СПИДа; установления смерти ВИЧ-инфицированного; смены места жительства пациента; снятия диагноза ВИЧ-инфекции; заключения о наличии или отсутствии ВИЧ-инфекции у ребенка, рожденного ВИЧ-инфицированной матерью; получения положительного результата иммунного блота у лиц, которым диагноз был установлен на основании выявления ДНК или РНК ВИЧ13,14. Передача этой информации осуществляется по формам, утвержденным в соответствии с региональными и ведомственными нормативными актами, часто по форме № 266/у-88. Однако данная форма не предусматривает отдельных граф для указания случаев СПИДа, состояний, послуживших критериями СПИДа, и причин смерти. На практике некоторые территориальные центры по профилактике и борьбе со СПИД присылают данную информацию в произвольной форме, которая не всегда является полной и может требовать уточнений [5].

После вступления в действия СанПиН 3.3686-21 вторичное экстренное извещение на больного ВИЧ-инфекцией должно подаваться медицинской организацией, изменившей или уточнившей диагноз, в территориальные органы Роспотребнадзора при снятии диагноза ВИЧ-инфекции, установлении причин заражении ВИЧ, смерти больного, установлении диагноза СПИД, смене места жительства.

Информация о случае ВИЧ-инфекции сохраняется в учреждении, поставившем диагноз, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности. Учет по месту жительства пациента ведется для организации диспансерного наблюдения и лечения.

Ежемесячно и ежегодно по результатам тестирования на ВИЧ медицинские организации, проводящие данные исследования, представляют сведения по форме № 4 «Сведения о результатах исследований крови на антитела к ВИЧ»15 (месячная и годовая) в территориальный Центр по профилактике и борьбе со СПИДом субъекта Российской Федерации, на территории которого проводится тестирование на ВИЧ. Первичной документацией для заполнения отчетной формы являются формы № 264/у-88 «Направление на исследование образцов крови в ИФА на СПИД», № 265/у-88 «Направление на исследование крови на СПИД в реакции иммуноблота». Территориальные центры СПИД ежемесячно и ежегодно аккумулируют сведения о количестве проведенных исследований на ВИЧ-инфекцию в субъекте в разрезе контингентов населения в форме федерального государственного статистического наблюдения № 4 «Сведения о результатах исследований крови на антитела к ВИЧ» и направляют форму в орган управления здравоохранением субъекта федерации и территориальный орган Роспотребнадзора, который в свою очередь передает данные в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. До 2020 г. территориальные центры по профилактике и борьбе со СПИДом передавали форму № 4 в Федеральный центр СПИД16.

Медицинские организации, независимо от организационно-правовых форм, форм собственности и ведомственной принадлежности, представляют сведения о случаях болезни, вызванной ВИЧ, и бессимптомном инфекционном статусе, вызванном ВИЧ, в рамках форм федерального государственного статистического наблюдения № 1 (месячная) и № 2 [«Сведения об инфекционных и паразитарных заболеваниях» (месячная, годовая)] в территориальные органы и учреждения Роспотребнадзора17.

Важно отметить, что «диагноз болезни, вызванной вирусом иммунодефицита человека, устанавливается врачом Центра по профилактике и борьбе со СПИД или врачом уполномоченной специализированной медицинской организации, осуществляющей организационно-методическую работу по проведению диагностических, лечебных, профилактических и противоэпидемических мероприятий по ВИЧ-инфекции на основании комплекса эпидемиологических данных, результатов клинического обследования и лабораторных исследований (в том числе только на основании выявления ДНК или РНК ВИЧ)»18,19.

Все медицинские организации, оказывающие помощь инфицированным ВИЧ пациентам, составляют годовую форму № 61 федерального государственного статистического наблюдения «Сведения о болезни, вызванной вирусом иммунодефицита человека»20, содержащую данные о клиническом состоянии больных ВИЧ-инфекцией и объеме оказанной медицинской помощи этой категории больных. Отчет по годовой форме № 61 составляется на основании первичных учетных форм № 30/у, № 266/у-88, № 309/у, № 310/у, № 311/у, № 263/у-ТВ. Форма № 61 направляется в территориальный Центр по профилактике и борьбе со СПИДом в субъекте Российской Федерации, агрегированные данные направляются Центром в орган управления здравоохранением субъекта федерации. Орган управления здравоохранением субъекта направляет форму № 61 в Минздрав России и территориальный орган Росстата в субъекте Российской Федерации. Минздрав России составляет годовой отчет по Российской Федерации и направляет его в Росстат.

В территориальных центрах по профилактике и борьбе со СПИДом могут поддерживаться электронные базы данных по тестированию на антитела к ВИЧ, а также базы данных ВИЧ-позитивных лиц (включающие лабораторные, эпидемиологические и клинические данные), выявленных на территории субъекта Российской Федерации и прибывших с установленным диагнозом21. Центры по профилактике и борьбе со СПИДом анализируют, сверяют информацию и обобщают ее в ежегодных информационных и аналитических материалах по вопросам эпидемиологии, диагностики, лечения и профилактики ВИЧ-инфекции.

С 2006 г. в рамках реализации Приоритетного национального проекта «Здоровье» территориальные центры по профилактике и борьбе со СПИДом предоставляют в орган исполнительной власти субъекта в области здравоохранения и в Управление Роспотребнадзора в субъекте федерации месячные и годовые отчетные формы «Сведения о мероприятиях по профилактике ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявлению и лечению больных ВИЧ»22.

В 2017 г. Постановлением Правительства РФ утвержден и ведется «Федеральный регистр лиц, инфицированных ВИЧ»23, в котором собираются сведения о лицах, с установленным диагнозом ВИЧ-инфекции. Ведение Федерального регистра осуществляется Минздравом России в электронном виде. Ведение региональных сегментов Федерального регистра осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения. Медицинские организации, оказывающими медицинскую помощь больным ВИЧ-инфекцией, в которых эти лица находятся на медицинском обслуживании, предоставляют данные в уполномоченный орган того субъекта, на территории которого указанные лица проживают. Медицинские организации, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти, передают информацию в соответствующий федеральный орган исполнительной власти. Сведения в Федеральный регистр представляются в электронном виде с применением специальной информационной системы.

Основные данные о смерти ВИЧ-позитивных граждан могут быть получены из формы «Сведения о мероприятиях по профилактике ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявлению и лечению больных ВИЧ», формы № 61 «Сведения о болезни, вызванной вирусом иммунодефицита человека», ежегодных статистических сборников Росстата, персонифицированной базы данных Федерального центра СПИД. Организация сбора и учета информации о летальных исходах среди ВИЧ-позитивных граждан и их причинах требует дополнительного исследования [6].

Отдельный анализ также необходим для изучения системы регистрации случаев выявления ВИЧ-инфекции у иностранных граждан, находящихся на территории России.

В процессе работы не было найдено официальных документов, регламентирующих объем и сроки публичного представления государственными органами данных учета по ВИЧ-инфекции.

В организации учета и анализа данных о случаях ВИЧ-инфекции в России можно выделить некоторые сложности и противоречия. Данные собираются, анализируются и официально публикуются учреждениями как минимум 3 ведомств: учреждениями Роспотребнадзора, Минздрава России и Росстатом. Каждое ведомство имеет свои учетно-отчетные формы, требования по их заполнению и сроки подачи отчетов. Учитывая разные годы начала регистрации случаев ВИЧ-инфекции по различным формам, сравнение информации, получаемой на основании разных источников, не всегда корректно. Кроме того, форма № 61 регулярно пересматривается с внесением изменений по собираемым данным. Если до 2015 г. для расчета числа новых случаев Минздрав России учитывал пациентов с впервые установленным диагнозом «ВИЧ-инфекция», то в последующие годы форма № 61 стала предусматривать регистрацию только больных, вставших на диспансерный учет в специализированные учреждения по профилактике и борьбе со СПИДом [4]. Изменение перечня учреждений, участвующих в системе учета случаев ВИЧ-инфекции, согласно новым документам Роспотребнадзора (СанПиН 3.3686-21), может также отразиться на полноте получаемой информации.

В системе учета Роспотребнадзор делает акцент на регистрации всех серологических исследований на антитела к ВИЧ и всех серопозитивных к ВИЧ сывороток и учета граждан, от которых они получены («лабораторный диагноз ВИЧ-инфекции»), в то время как Минздрав России регистрирует клинические диагнозы ВИЧ-инфекции («пациентов с болезнью, вызванной ВИЧ»). Для установления клинического диагноза ВИЧ-инфекции гражданин, у которого выявлен лабораторный диагноз ВИЧ-инфекции (обнаружены антитела к ВИЧ в крови), должен обратиться в Центр по профилактике и борьбе со СПИДом.

Различия в терминологии и показателях для учета служат причиной расхождения и в данных статистики, представляемых ведомствами. По данным исследований, доля российских граждан, которые в течение года после получения положительного результата обследования на антитела к ВИЧ не пришли в специализированные медицинские учреждения, в период с 2017 по 2019 г. колебалась в пределах 18–25% [7]. По мнению некоторых авторов, необходимость внесения в Федеральный регистр лиц, инфицированных ВИЧ, данных паспорта и страхового номера индивидуального лицевого счета гражданина в системе обязательного пенсионного страхования «может повышать стигматизацию среди ВИЧ-позитивной популяции, особенно среди «интеллигентов», кто не желает и избегает регистрации в системе, и тем самым может снижаться количество регистрируемых случаев ВИЧ-инфекции. Кроме того, большинство активных наркопотребителей также не попадают в регистр, поскольку они озабочены поиском очередной дозы, а не сохранением своего здоровья» [8].

Человек, инфицированный ВИЧ, основной период заболевания не чувствует его проявлений и не имеет прямого повода обратиться к врачу. С позиции клинической медицины такого человека можно назвать «бессимптомным носителем». С точки зрения эпидемиологии он является потенциальным источником инфекции, причем более опасным, чем больной с клиническими проявлениями, так как активность человека не ограничена самочувствием. «Бессимптомные носители» ВИЧ без лечения с вероятностью 50% в течение 11 лет и 95% в течение 20 лет от момента заражения будут иметь СПИД со скорыми летальными последствиями [1], поэтому для планирования медицинских и иных расходов целесообразно учитывать не только лиц с симптомами заболевания или обратившихся для наблюдения в специализированные медицинские учреждения.

Из-за трудности проведения всеобщего обследования населения и вопросов, связанных с защитой прав человека, в большинстве стран мира не собирают персональные данные о ВИЧ-позитивных лицах, как это принято в России, а публикуют преимущественно оценочные данные о числе людей, живущих с ВИЧ, которые получают, используя результаты выборочных исследований и математического моделирования [9]. В связи с этим сравнение российских показателей с зарубежными не всегда возможно и корректно.

Выводы:

1. В Российской Федерации разработана и продолжает функционировать оригинальная система надзора за ВИЧ-инфекцией, основанная еще в 1987 г. В целом учет случаев ВИЧ-инфекции представляется эффективным и достаточно информативным.

2. Для принятия управленческих решений в области профилактики ВИЧ-инфекции и прогнозирования развития эпидемии целесообразно ориентироваться на данные, собираемые и предоставляемые Роспотребнадзором, а при решении вопросов организации лечебной помощи больным ВИЧ-инфекцией – на данные, собираемые Минздравом России.

3. Уменьшение количества учетно-отчетных форм и их унификация позволят уменьшить нагрузку на работников учреждений здравоохранения и других ведомств, участвующих в сборе данных. Создание единой системы учета случаев ВИЧ-инфекции поможет более продуктивно и целенаправленно использовать ресурсы для противодействия эпидемии ВИЧ-инфекции.


Literature


1. Покровский В.В. (ред.). ВИЧ-инфекция и СПИД. Национальное руководство. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. 696 с.

Pokrovsky V.V. (ed.). [HIV-infection and AIDS. National Guidelines. 2nd edition, revised and expanded]. Мoscow: GEOTAR-Media, 2020. 696 p. (In Russ.).


2. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Заболеваемость населения социально-значимыми болезнями. https:// rosstat.gov.ru/storage/mediabank/iv7mRWOs/zdr2-2.xls

[Federal State Statistic Service. Morbidity of the population with socially significant diseases]. (In Russ.). https:// rosstat.gov.ru/storage/mediabank/ iv7mRWOs/zdr2-2.xls


3. О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2019 году. Государственный доклад. М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2020. 299 с.

[On the state of sanitary and epidemiological well-being of the population in the Russian Federation in 2019: State report]. Moscow: Russian Federal Service for Surveillance of Consumer Rights Protection and Human Well-Being, 2020. 299 p. (In Russ.).


4. Ладная Н.Н., Покровский В.В., Дементьева Л.А., Соколова Е.В. Эпидемическая ситуация по ВИЧ-инфекции в Российской Федерации в 2019 г. Эпидемиол. инфекц. болезни. Актуал. вопр. 2020; 10(3): 17–26. DOI: https://dx.doi.org/10.18565/epidem.2020.10.3.17-26

Ladnaуa N.N., Pokrovsky V.V., Dementyeva L.A., Sokolova E.V. [HIV epidemic situation in the Russian Federation in 2019]. Epidemiology and infectious diseases. Current items 2020; 10(3): 17–26. (In Russ.). DOI: https://dx.doi.org/10.18565/epidem.2020.10.3.17-26


5. Покровская А.В., Ладная Н.Н., Соколова Е.В. Система регистрации и анализа данных о СПИДе в России. Эпидемиол. инфекц. болезни. 2008; (3): 13–16.

Pokrovskaya A.V., Ladnaуa N.N., Sokolova E.V. [An AIDS data analysis and registration system in Russia]. Epidemiology and Infectious Diseases 2008; (3): 13–16. (In Russ.).


6. Кравченко А.В., Ладная Н.Н., Козырина Н.В., Покровский В.В., Юрин О.Г., Соколова Е.В., Дементьева Л.А. Причины летальных исходов среди лиц, инфицированных ВИЧ, в Российской федерации в 2008–2018 гг. Эпидемиол. инфекц. болезни. Актуал. вопр. 2020; 10(3): 63–69. DOI: https://dx.doi.org/10.18565/epidem.2020.10.3.63-9

Kravchenko A.V., Ladnaуa N.N., Kozyrina N.V., Pokrovsky V.V., Yurin O.G., Sokolova E.V., Dementyeva L.A. [Causes of deaths among HIV-infected persons in the Russian Federation in 2008–2018]. Epidemiology and infectious diseases. Current items 2020; 10(3): 63–69. (In Russ.). DOI: https://dx.doi.org/10.18565/epidem.2020.10.3.63-9


7. Pokrovskaya A.V., Popova A.A., Suvorova Z.K., Dementieva L.A., Pokrovsky V.V. Progress in HIV Cascade in Russia from 2011 to 2019. JIAS 2020; 23(S7): e25616. https://doi.org/10.1002/jia2.25616


8. Загдын З.М. Система учетов случаев ВИЧ-инфекции в Российской Федерации. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики 2019; (3): 104–113. DOI 10.24411/2312-2935-2019-10057

Zagdyn Z.M. [The HIV cases reporting system in the Russian Federation]. Current problems of health care and medical statistics 2019; (3): 104–113. DOI 10.24411/2312-2935-2019-10057


9. UNAIDS. National HIV estimates file. https://www.unaids.org/en/dataanalysis/ datatools/spectrum-epp


About the Autors


Anastasia V. Pokrovskaya, Cand. Med. Sci., Senior Researcher, Central Research Institute of Epidemiology, Russian Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Well-Being; Associate Professor, Department of Infectious Diseases with Courses of Epidemiology and Phthisiology, Peoples’ Friendship University; pokrovskaya_av@mail.ru; http://orcid.org/0000-0002-2677-0404
Ekaterina V. Sokolova, Cand. Med. Sci., Researcher, Central Research Institute of Epidemiology, Russian Federal Service for Surveillance of Consumer Rights Protection and Human Well-Being; ekaterinasokolova007@rambler.ru; http://orcid.org/ 0000-0002-2001-8772
Professor Vadim V. Pokrovsky, Academician of the Russian Academy of Sciences, MD, Head, HIV Department, Central Research Institute of Epidemiology, Russian Federal Service for Surveillance of Consumer Rights Protection and Human Well-Being; pokrovsky.vad@yandex.ru; https://orcid.org/0000-0002-9514-7288; Scopus Author ID: 7202457043


Similar Articles


Бионика Медиа