Наркомания как социальная проблема в нашей стране появилась в 80-х годах прошлого столетия. Она является одной из важнейших современных медико-социальных проблем вследствие широкой распространенности, сохраняющейся тенденции роста числа больных, их высокой инвалидизации и смертности, ограниченных возможностей и неэффективности терапии. На сегодняшний день большинство специалистов признают, что проблема наркомании является не только и не столько медицинской, сколько психологической и социальной [1, 2]. Наркомания, бывшая изначально предметом узкой области медицины – психиатрии, перешла в разряд общесоциальных проблем, требующих комплексного изучения и неотложного решения.
Масштабы наркотизации современного общества огромны. Наркомания ставит под угрозу здоровье и будущее нации, губя молодое, подрастающее поколение. Проблема наркомании в России уже давно вышла за пределы одного конкретного региона. Всего на территории России было официально зарегистрировано около 6 млн человек, регулярно потребляющих наркотики. По статистике, 20% от общего числа наркоманов – это школьники, 60% – молодые взрослые в возрасте 16–30 лет, еще 20% – люди старшего возраста (данные форм Госстатучета №№ 11, 37).
Неуклонный рост наркомании приводит и к увеличению распространенности ВИЧ-инфекции и СПИДа, парентеральных гепатитов В (ГВ) и С (ГС), для которых ведущими путями передачи возбудителей остаются половой и артифициальный [3, 4]. Среди общего количества ВИЧ-инфицированных 90% составляют лица, потребляющие различные психотропные вещества. Парентеральные гепатиты превратились в «верных спутников» потребления психоактивных веществ. Молодые люди в возрасте до 30 лет, употреблявшие инъекционные наркотики, составляют до 80% в структуре умерших от ГВ. Среди лиц с диагнозом ГВ потребители наркотиков составили 9%, с диагнозом ГС – 32,6%, с сочетанием ГВ и ГС их число было максимальным и составляло от 66 до 85% [5, 6].
Почти треть новых случаев ВИЧ-инфицирования приходится на лиц, употребляющих наркотики путем инъекций; каждый седьмой среди них живет с ВИЧ, и каждый второй – с ГС. Кроме того, установлено, что лица, делающие себе инъекции стимуляторов, ведут более рискованную сексуальную жизнь, в результате чего они подвергаются более высокому риску ВИЧ-инфицирования, чем лица, делающие инъекции опиатов [7].
Самым распространенным наркотиком в мире остается каннабис: в 2014 г., по имеющимся международным данным, его употребляли 183 млн человек. На втором месте по степени популярности остаются амфетамины. Потребление опиатов и рецептурных опиоидов, которые принимали 33 млн человек, является менее распространенным, однако опиоиды остаются главными наркотиками, причиняющими вред и подрывающими здоровье [7].
Как показывает мировая практика, излечить от наркомании удается не более 2–3% заболевших, поэтому для борьбы с наркоманией необходимо широко применять профилактические меры. При этом существенную роль могут сыграть средства массовой информации, которые в значительной степени формируют общественное мнение [1]. Проведением профилактических мероприятий, направленных на предупреждение распространения наркотический зависимости, занимаются одновременно несколько социальных институтов. Все они подчинены главной цели – созданию базы (информационной, правовой, силовой), с помощью которой можно максимально широко распространить информацию о вреде наркотиков и облегчить или избежать проблем, связанных с их употреблением. Одним из самых распространенных и действенных способов профилактики приема запрещенных препаратов является использование мер, направленных на ограничение их распространения, информирование людей, которые находятся в зоне риска, и тех, кто соприкасается с ними, о негативном влиянии всех видов препаратов на моральное, психологическое и физическое состояние человека, а также пропаганда здорового образа жизни.
Цель работы – анализ динамических изменений проявлений эпидемического процесса наркомании, ГВ и ГС на территории России и Москвы на современном этапе.
Материалы и методы
Анализ заболеваемости наркотической зависимостью (число больных, зарегистрированных психиатрами-наркологами, в расчете на 100 тыс. населения) и с впервые выявленной заболеваемостью в течение года в Российской Федерации и в Москве проведен на основе данных государственной статистической отчетности по формам № 11 «Сведения о заболеваниях наркологическими расстройствами» и № 37 «Сведения о пациентах, больных алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями» за период с 1992 по 2017 гг. При расчете относительных показателей заболеваемости использовали данные о среднегодовой численности населения города и РФ.
Для оценки современной эпидемической ситуации по заболеваемости вирусными гепатитами (1999–2017 гг.) проанализированы данные форм федерального статистического наблюдения № 2 «Сведения об инфекционных и паразитарных заболеваниях».
Анализ показателей миграции населения Российской Федерации, курса доллара США по отношению к рублю, а также доли импорта в объеме товарных ресурсов розничной торговли были проведены на основе открытых данных Федеральной службы государственной статистики (Росстат).
Полученные результаты были подвергнуты статистической обработке: методом вычисления оценки значимости различия сравниваемых относительных величин рассчитывали ошибку достоверности (р) с применением критерия Стьюдента (t) [8].
Результаты и обсуждение
Ретроспективный анализ многолетних данных о заболеваемости наркоманиями за период 1999–2017 гг. по РФ и Москве выявил следующие закономерности (рис. 1).
Была выявлена тенденция к росту распространенности наркомании в Москве со 166,3 на 100 тыс. населения в 1999 г. до 269,8 в 2014 г. и в РФ – со 154,8 до 330,8 на 100 тыс. населения соответственно. Однако мы видим, что после 2014 г. наблюдается некоторое снижение заболеваемости как в Москве, так и по РФ: в 2017 г. показатели составили 218 и 255,2 на 100 тыс. населения соответственно (рис. 1, а).
В то же время за этот период отмечено резкое снижение впервые выявленной заболеваемости наркоманией в Москве и в РФ: с 55,8 и 52,4 на 100 тыс. населения в 1999 г. до 9,6 и 15,1 на 100 тыс. населения в 2017 г. соответственно. Следует отметить рост показателей распространенности наркомании и впервые выявленной заболеваемости наркоманией в 2013–2014 гг. как в Москве, так и в РФ (рис. 1, б).
Детерминирующим фактором наркоманизации населения является длительный социально-экономический кризис и бедность населения [9, 10]. Негативное влияние на наркоситуацию в РФ оказывает и слабый контроль за миграционными процессами. В преступную деятельность по перевозке и распространению наркотиков вовлекаются трудовые мигранты, которые приезжают в нашу страну на заработки [10].
Кроме того, процесс социального изменения, когда человек перемещается от одного культурного устройства к другому, неизбежно сопряжен со стрессовыми ситуациями. Такие перемещения вызывают у людей огромное напряжение, являющееся значимым фактором, повышающим риск злоупотребления психоактивными веществами. В этой связи мигранты сами могут быть вовлечены в ряды потребителей наркотических средств, дополняя тем самым статистику по заболеваемости наркоманиями в Москве и РФ в целом [11].
Как видно из рис. 2, а в период с 1999 по 2017 гг. график показателей впервые выявленной заболеваемости наркоманиями практически подобен графику числа мигрантов, прибывших в РФ из других стран1.
Волны роста притока мигрантов совпадают с ростом заболеваемости наркоманиями в 1999–2001 и 2012–2015 гг., что может подтверждать гипотезу о влиянии миграции на наркоманизацию населения.
Представленный на рис. 2, б, курс доллара США1, по нашему мнению, может отражать как политико-экономическое состояние государства, так и покупательную способность граждан в условиях значительной доли импортных товаров в магазинах: доля импортных потребительских товаров в розничной торговле в 2005 г. составила 45%, в 2012 г. – 44%, в 2017 г. – 35%1.
Из рис. 2 видно, что рост заболеваемости наркоманиями в РФ практически совпадает с ростом курса основной иностранной валюты – доллара США. Однако подъемы заболеваемости наркоманиями 1992–2001 и 2013–2015 гг. регистрировались до значительного падения курса рубля в 1998 и 2014 гг. Это может объясняться тем, что на рост заболеваемости наркоманиями в большей степени влияет фактор увеличения миграции в РФ населения из других стран, а фактор обострения социально-экономической обстановки дополнительно усугубляет ситуацию.
Были изучены динамические изменения структуры потребляемых наркотиков в Российской Федерации среди пациентов с установленным диагнозом «наркомания» и среди пациентов с впервые выявленной наркоманией в 1999 и 2017 г. (рис. 3).
В первой группе в 2017 г. доля опиоидной наркомании уменьшилась в 1,3 раза (с 86 до 67,5%), каннибиоидной – в 2,5 раза (с 6,8 до 2,7%), кокаиновой – в 3 раза (с 0,3 до 0,1%), тогда как удельный вес полинаркомании вырос в 5 раз (с 5,1 до 26,1%) (р > 0,05). В 1,2 раза (с 2,9 до 3,6%) увеличилась доля лиц, злоупотребляющих психостимуляторами. Ведущим для пациентов с установленным диагнозом «наркомания» как в 1999, так и 2017 г. остается внутривенное введение наркотиков. Злоупотребление психостимуляторами влияет на поведение человека (как следствие – беспорядочные половые связи), в результате повышается риск заражения парентеральными гепатитами, ВИЧ-инфекцией. Аналогичные данные были представлены во Всемирном докладе о наркотиках (2016) [7].
Среди пациентов с впервые выявленной наркоманией в РФ в 2017 г. отмечено уменьшение в 2 раза числа больных опиоидной наркоманией, значительное (в 12 раз!) увеличение числа больных полинаркоманией; в 4 раза увеличилось число больных, злоупотребляющих психостимуляторами (р > 0,05). В то же время практически не изменилась доля больных каннабиоидной и кокаиновой наркоманией.
На протяжении изучаемого периода показатели распространенности и впервые выявленной заболеваемости наркоманией в Москве были ниже, чем в РФ.
Анализ заболеваемости наркоманией (ее распространенности) в 2008 – 2017 гг. в РФ по возрастным группам (среди детей, подростков и взрослых) показал, что подавляющее большинство больных – взрослые: в 2008 г. они составляли 94,8%, в 2017 г. – 99,8%.
Оценка гендерной структуры заболеваемости показала, что мужчины в процесс наркотизации вовлекаются значительно чаще, чем женщины (табл. 1). Усредненный показатель заболеваемости наркоманией среди мужчин в Москве за период с 2007 по 2011 г. оказался в 3 раза ниже общероссийского. В то же время разница усредненных показателей заболеваемости среди мужчин и женщин в Москве составила 1,5 раза, в то время как в РФ этот показатель был равен 5.
Анализ заболеваемости парентеральными вирусными гепатитами показал достоверное снижение заболеваемости острыми ГВ (ОГВ) и ГС (ОГС) и в Москве, и в РФ. Так, в Москве показатель заболеваемости ОГВ в 1999 г. составлял 40,3 на 100 тыс. населения, в 2017 г. – 1,7; ОГС – 45,2 и 1,4 на 100 тыс. населения соответственно. В РФ он составил для ОГВ в 1999 г. 43,8 на 100 тыс. населения, в 2017 г. –. 0,9; для ОГС – 20,0 и 1,2 на 100 тыс. населения соответственно (табл. 2).
В то же время произошел рост заболеваемости хроническими формами ГВ (ХГВ) и ГС (ХГС) как в Москве, так и в РФ. В Москве показатель заболеваемости ХГВ в 1999 г. составлял 4,3 на 100 тыс. населения, в 2017 г. – 12,3; ХГС – 12,8 и 61,5 на 100 тыс. населения соответственно. В РФ он составил для ХГВ в 1999 г. 9,1 на 100 тыс. населения, в 2017 г. – 9,6; для ХГС – 9,6 и 34,7 на 100 тыс. населения соответственно (см. табл. 2).
Рост числа заболеваний ХГВ и ХГС обусловлен длительным периодом между острой и клинически выраженной хронической формой. Кроме того, имеется значительное число безжелтушных или скрытых форм ОГВ и ОГС, которые диагностируют несвоевременно, поэтому переход их в хроническую стадию заболевания происходит значительно позже, и они выявляются по мере нарастания клинической картины или как случайная находка при плановом обследовании населения. Данные официальной статистики, как правило, не отражают реальной эпидемической ситуации, поскольку безжелтушные формы заболевания превалируют над клинически выраженными формами, а их диагностика происходит со значительными дефектами, что подтверждается и другими исследователями2 [6].
В ходе проведенного анализа выявлено сходство между тенденциями многолетней динамики заболеваемости острыми и хроническими формами ГВ и ГС, что говорит о наличии общих факторов, влияющих на течение эпидемического процесса этих инфекций, таких как наркомания, случайные половые связи, нарушения санитарно-противоэпидемического и дезинфекционного режимов в лечебно-профилактических учреждениях и др. Кроме того, на снижение заболеваемости ОГВ активно влияет плановая специфическая вакцинопрофилактика новорожденных и лиц из групп риска.
Нами ранее было показано, что возрастная структура заболевших ГВ и ГС сместилась в сторону более старших возрастных групп: с 17–19 на 20–29 лет при ОГВ и ОГС и с 20–29 на 30-39 лет при ХГВ и ХГС. Заболеваемость парентеральными ГВ и ГС среди мужчин во все годы наблюдения была стабильно выше, чем среди женщин. В структуре путей передачи гепатитов ведущими являются половой путь и внутривенное введение наркотиков [12, 13].
Проведенный корреляционный анализ динамики заболеваемости всеми клиническими формами ГВ и ГС (для Москвы – острые + хронические + носительство; для РФ – без учета носительства) и впервые выявленными наркоманиями в Москве и РФ за изучаемый период показал, что r между этими показателями в Москве и РФ равен +0,85 и +0,75 соответственно, что характеризуется как прямая очень сильная корреляция (рис. 4).
Можно предположить, что снижение заболеваемости ГВ и ГС, вероятно, тесно связано со снижением показателей впервые выявленной заболеваемости наркоманиями (установлена прямая сильная корреляция).
Со снижением впервые выявленной заболеваемости наркоманиями снижается риск воздействия сразу двух факторов передачи вирусов ГВ и ГС от человека человеку: инъекционное введение наркотиков и беспорядочные половые связи как следствие употребления психоактивных веществ, влияющих на поведение человека.
Таким образом, улучшение социально-экономической ситуации, контроль миграции населения наряду с полицейскими мерами противодействия и пресечения незаконного оборота наркотических средств могут существенно снизить уровень заболеваемости наркоманиями. В свою очередь эффективная борьба с наркоманией как в Москве, так и по стране в целом, положительно влияет на уровень заболеваемости острыми формами ГВ и ГС и неразрывно связана с основными путями передачи инфекции – инъекционным введением наркотиков и половым путем.
Выводы
Установлена выраженная тенденция к росту заболеваемости наркоманией как в Москве, так и в целом по РФ за период с 1999 по 2017 г., однако с 2014 г. отмечено снижение показателей, что было связано с уменьшением числа случаев впервые выявленной наркомании, возможно, за счет реализации эффективных профилактических мероприятий.
В возрастной структуре заболевших наркоманиями преобладали взрослые (в 2008 г. – 94,8%, в 2017 – 99,8%). При этом мужчины в процесс наркотизации вовлекаются значительно чаще, чем женщины (по Москве – в 1,5 раза, по РФ – в 5 раз).
Выявлены существенные изменения в структуре потребляемых наркотиков среди пациентов с установленным диагнозом «наркомания» в РФ: опиоидная наркомания, хотя и оставалась ведущей, но ее доля уменьшилась в 1,3 раза (с 86 до 67,5%), при этом в 5 раз увеличилась доля полинаркомании (с 5,1 до 26,1%) и в 1,2 раза – доля лиц злоупотребляющих психостимуляторами.
В целом по России среди пациентов с впервые выявленной наркоманией также отмечено уменьшение больных опиоидной наркоманией (с 90,5 до 46,9%), однако число больных полинаркоманией увеличилось в 12 раз (с 3,4 до 41,6%) и в 4 раза возросло число лиц, злоупотребляющих психостимуляторами (с 1,8 до 7,1%) (р > 0,05). Опийная наркомания и полинаркомания стали ведущими в структуре потребляемых наркотиков среди пациентов с впервые установленной наркоманией.
Сочетание неблагоприятной социально-экономической ситуации и высокого уровня миграции существенным образом влияет на рост заболеваемости наркоманиями населения РФ.
Проведенный сравнительный эпидемиологический анализ тенденций впервые выявленной заболеваемости наркоманией и заболеваемости острыми формами ГВ и ГС на территории Москвы и Российской Федерации в период 2000–2017 гг. показал сильную прямую корреляцию (r составил от +0,95 до +0,96).
Ведущими путями передачи возбудителей ГВ и ГС для пациентов с установленным диагнозом «наркомания» как в 1999, так и 2017 г. остаются парентеральный (внутривенное введение наркотиков) и половой, что подтверждается полученными данными о ведущей роли опийной наркомании и о злоупотреблении психостимуляторами, существенно влияющими на асоциальное поведение человека.