От создания карантина к санитарно-карантинному контролю: история Таганрогского порта


Лях О.В., Водяницкая С.Ю.

Управление Роспотребнадзора по Ростовской области, Ростов-на-Дону; Ростовский-на-Дону противочумный институт Роспотребнадзора
В работе приведены сведения об истории развития города Таганрога, Таганрогского порта и истории становления санитарно-карантинной службы в порту, называемой сегодня санитарно-карантинным видом контроля.

Таганрогский порт – старейшее предприятие на юге России, в 2013 г. ему исполняется 315 лет. История развития порта и санитарно-карантинной службы тесно связана с историей развития города Таганрога и государства Российского.

Таганрог зарождался как важнейшая база русского военно-морского флота и крупнейшая крепость на юге Российского государства. Создание крепости на побережье Азовского моря преследовало широкие политические и военные цели, связанные с потребностью России в выходе к морю.

История Таганрога началась на прибрежной песчаной отмели между нынешним Никольским спуском и бывшим маяком. Переночевав здесь в ночь с 27 на 28 июля 1696 г., Петр I вернулся в Азов, а оттуда в Москву, где дал распоряжение Пушкарскому приказу, в ведении которого находилось Приазовье, возглавить строительство гавани и крепости на Азовском море [1]. Окончательное постановление о строительстве гавани и крепости на мысе Таган-Рог было принято 12 (22) сентября 1698 г., с тех пор эта дата является днем рождения города.

Строительство крепости и гавани было завершено к 1709 г. В гавани постоянно стояло примерно два десятка крупных военных кораблей [2].

Рядом с портом был искусственно создан остров Черепаха, на котором была построена крепость, являющаяся первой оборонительной преградой на подступах к городу. Несмотря на это Таганрог дважды был разрушен – в 1711 и в 1739 г.

Количество судов, посетивших Таганрог, неуклонно росло: в 1825 г. число прибывших судов составило 212 единиц, убывших – 217; в 1860 г. в порт прибыло из-за границы 909 судов под флагами более 20 стран, убыло 928; в 1862 г. число иностранных кораблей, посетивших город, составило 1044 единицы. В 1902 г. порт посетили 2434 русских и 214 иностранных парохода [1–3], что несоизмеримо больше, чем в наше время.

Развитие торговых отношений с другими странами на рубеже XVIII–XIX веков привело к созданию в порту карантинной службы, которая сначала была организована на острове Черепаха и просуществовала там до 1776 г. [4]. Остров использовался как карантинный пункт для иностранных судов, идущих в Темерницкую таможню.

С увеличением товарооборота в порту стала очевидна необходимость проведения реорганизации таможенной и карантинной служб. Это было сделано в 1776 г., когда таможню порта Темерник перевели в Таганрог. Указом Сената от 25 мая 1776 г. был утвержден штат Таганрогской портовой таможни и штат Карантина [3].

В 1776 г. Карантин был переведен на южную сторону Таганрогского мыса, представлял собой целый поселок и считался одним из лучших в России. По всему периметру карантина стояло 9 сторожевых будочек для часовых. На территории карантина находились помещения для приезжих из-за границы, различные сараи, пекарня, лавка, в которой продавались продукты питания. За территорией карантина было выстроено помещение «для приезжающих больных сомнительных, только в обычных болезнях, выздоравливающих и караульных» [5].

Карантин занимался наблюдением за прибывшими моряками, здесь выявляли и лечили больных, проводили дезинфекционные мероприятия с использованием дегтя, уксуса, курительных порошков. Первоначально в штат Карантина входило 4 человека: лекарь с жалованьем 180 руб. в год, подлекарь – 80 руб., цирюльник – 30 руб., копиист – 60 руб. Для сравнения можно привести следующие данные: жалованье контролера таможни составляло 200 руб., переводчика – 100 руб., досмотрщика – 50 руб. Масло коровье в Таганроге стоило 27 руб. за берковец (163,8 кг).

Ежегодно на ремонт карантина, покупку дров для окуривания и топки печей, дезсредств и лекарств, разъездные цели и прочие расходы выделялось 1000 руб. На пропитание бедных в карантине выделялось 50 руб. [6].

Перед заходом в Таганрогский порт корабли останавливали на рейде для прохождения назначенного карантинного срока. Карантинная служба осуществляла надзор за этими кораблям с берега двумя брандвахтами [5].

Люди, работавшие в Карантине, были весьма деятельными и активными. Архивные документы сохранили память об одном из них – карантинном докторе Пищенкове. Он обратил внимание на то, что на работу Карантина и содержание карантинной аптеки расходуется много денежных средств, и обратился 14 марта 1806 г. к градоначальнику Б.Б. Кампенгаузену с просьбой создать в городе карантинный сад для выращивания лекарственных растений и деревьев. Просьба была удовлетворена, и уже в ноябре 1806 г. было высажено 103 дерева, 1002 кустарника, посеяны лекарственные травы на специально выделенном для этого участке. В мае 1807 г. был принят в штат первый садовник [2, 7]. Сейчас на месте карантинного сада находится парк культуры им. Горького – любимое место отдыха горожан.

На южной стороне Таганрогского мыса Карантин просуществовал до 9 марта 1834 г., а затем был упразднен за ненадобностью. В напоминание об этом в Таганроге сохранилась Карантинная улица протяженностью 1135 м [2].

Интересны сведения о результатах сенатской ревизии 1844 г. сенатором Жемчужниковым, который обратил внимание на засорение Азовского моря балластом. Доклад ревизора способствовал появлению Высочайшего указа о том, чтобы суда, идущие с балластом в Азовское море, осматривались в Керчи, где бы точно измерялся балласт, который по приходе в порт Азовского моря контролировался и выгружался на берег. В случае же нарушения правил о балласте шкипера сначала штрафовали на 100 руб., затем сумма штрафа увеличивалась втрое, и, наконец, судно подвергалось конфискации. Но указ этот исполнялся плохо и постоянно нарушался как шкиперами, так и береговым надзором. В 1882 г. были выявлены злоупотребления в таможне при выгрузке балласта. Таможенное дело, связанное с балластом, получило чрезвычайно широкую огласку в России. Почти весь таможенный штат стал предметом судебного расследования. Таким образом, русский сенатор Жемчужников на 150 лет раньше принятия Международной морской организацией Международной Конвенции по контролю и управлению судовыми балластными водами и осадками (2004) способствовал введению в Российской империи судебных санкций за нарушения при обращении с балластом.

Торговые связи с различными странами, миграция населения, отсутствие достаточного количества питьевой воды приводили к частым вспышкам холеры в Таганроге и его окрестностях. Так, имеются описания холеры в Таганроге в 1830–1833, 1847, 1855, 1865, 1870–1871, 1874, 1892, 1921 гг. [2, 3, 6, 8, 9].

Анализ вспышки холеры в Таганроге в 1865 г. позволяет отметить ее необычность: она зарегистрирована в холодное время года (конец осени–начало зимы) и связана с миграцией и передвижением на судах рабочих с юга (Таврическая губерния и Кубанская область) к себе на родину. Несмотря на поздние сроки появления холера быстро приобрела эпидемическое распространение и была интенсивной. За период с 16 октября по 24 ноября заболели 626 человек, из них умер 131. В 1866 г. холера повторилась вновь, но не столь интенсивно [2, 6].

Эпидемия холеры 1892 г. застала город врасплох. От нее умерло 819 горожан. Они принадлежали к наиболее бедной части населения, жившего в землянках, вырытых на крутых склонах берега в районе бывшей крепости [9].

Об эпидемии холеры 1921 г. никаких сведений не осталось.

Последние случаи заболевания холерой в Таганроге были зарегистрированы в октябре 1973 г. и отмечались до 1975 г. За этот период было зарегистрировано 73 больных и 77 носителей. [8].

Сегодня порт располагается в северо-восточной части побережья Таганрогского залива Азовского моря. Площадь порта составляет 272 тыс. м², имеются крытые и открытые складские площадки, два мазутных терминала и два зерновых терминала. Акватория порта защищена молами и дамбой и состоит из трёх соединённых друг с другом бассейнов: Нового, Петровского, Ремонтного. В каждом бассейне имеются причалы (всего 11, общей протяженностью 1740 метров). Через прибрежную отмель прорыт подходной канал глубиной 5 м, шириной 80 м, длиной 19 км, состоящий из двух колен, ведущий к входу в закрытую часть порта. Прохождение по подходному каналу и акватории порта разрешается судам, имеющим запас воды под килем не менее 20 см.

По распоряжению кабинета Министров СССР № 135Р от 01.03.1991 г. в порту организован пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 757 от 24.09.2010 «О паспортах пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации» порт Таганрог классифицируется как морской, грузовой, постоянный, многосторонний.

В настоящее время в порту функционируют подразделения органов пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного и фитосанитарного контроля. Порт открыт для захода судов круглый год, принимает суда типа «река–море». В холодное время года навигацию обеспечивают два ледокола – портовый и линейный. Прием и обслуживание судов осуществляется круглосуточно. Лоцманская проводка судна в порт (из порта) обязательна. Суда, прибывающие в порт, получают агентское обслуживание, обеспечиваются дизельным топливом, водой, провизией, электроэнергией, профилактическим ремонтом.

Ежегодно в Таганрогский порт заходит от 380 (1998 г.) до 930 (2002 г.) теплоходов почти из 30 стран. В основном это страны Черноморского и Средиземноморского бассейнов.

В настоящее время санитарно-карантинный контроль в порту Таганрог проводят специалисты отдела надзора на транспорте и санитарной охраны территории Управления Роспотребнадзора по Ростовской области. Круглосуточный режим работы обеспечивают 6 специалистов отдела: 2 врача-эпидемиолога и 4 помощника эпидемиолога. Все специалисты имеют специальную подготовку, обеспечены всем необходимым. Санитарно-карантинный пункт (СКП) в порту Таганрог имеет 3 просторных помещения, обеспечен оргтехникой и средствами связи. Для проведения необходимых противоэпидемических мероприятий на судах в пункте пропуска организовано и укомплектовано 2 санитарно-карантинных причала, находящихся на территории ОАО «ТМТП» и ОАО «ТСРЗ». В настоящее время специалисты получают информацию о судах, заходящих в порт, из нескольких источников: единой диспетчерской порта, агентирующих организаций, системы глобального позицирования, позволяющей наблюдать движение судов в режиме реального времени. Информационное обеспечение позволяет давать правильную оценку рисков возникновения чрезвычайных ситуаций в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и принимать адекватные решения о предоставлении (непредоставлении) транспортному средству права свободного сношения с портом.

Специалистами СКП порта Таганрога инициированы исследования балластных вод судов, прибывающих из-за рубежа, на наличие V. choleraе. Исследования проб проводятся в референс-центре по мониторингу за холерой – Ростовском-на-Дону научно-исследовательском противочумном институте. За период 2010–2011 гг. специалистами института исследовано 97 проб, положительными на наличие V. choleraе non O1/non O139 оказались 29 проб (см. таблицу).

Таблица.

Холера и в наши дни продолжает оставаться актуальной инфекцией. И сейчас перед органами санитарно-карантинного контроля стоят те же задачи, что и несколько сотен лет назад. Специалисты СКП порта Таганрог так же осуществляют санитарно-карантинный контроль судов, прибывающих из-за границы, проверяют правильность проведения судами балластных операций и готовы отреагировать при появлении больного, подозрительного на особо опасные инфекции. Так что уместно будет завершить статью цитатой из Екклесиаста: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем… Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас».


Литература


1. Гаврюшин О.П. Вдоль по Питерской… (Хроника обывательской жизни). Таганрог, 2000. 436 с.
2. Дроздова О.К. В зоне риска (научно-исторический очерк). Таганрог: Лукоморье, 2003; 20–71.
3. Пронштейн А.П. Таганрог. Ростов-на-Дону, 1977. 208 с.
4. Филевский П.П. История города Таганрога. Таганрог: Лукоморье, 2007; 118–279.
5. Гаврюшин О.П. По старой Греческой… (Хроника обывательской жизни). Таганрог: Лукоморье, 2003; 418–471
6. Карпов А.Н., Коган В.Г. Азовский флот и флотилии. Таганрог, 1994. 296 с.
7. Светлов В.Я. Город Таганрог. Ростов-на-Дону, 1990. 46 с.
8. Кукушин В.С. Всей семьей в парк. Вехи Таганрога: историко-литературный альманах 2006; 26: 41.
9. Энциклопедия Таганрога. Под ред. В.И. Тимошенко. Таганрог: Антон, 1998. 624 с.


Об авторах / Для корреспонденции


Лях Олег Викторович – главный специалист-эксперт отд. надзора на транспорте и санитарной охраны территории Управления Роспотребнадзора по Ростовской области
Адрес: 344019, г. Ростов-на-Дону, 18-я линия, 17
Телефон: (8634) 31-74-16
E-mail: lyah@inbox.ru

Водяницкая Светлана Юрьевна – канд. мед. наук., зав. лаб. санитарной охраны территории Ростовского-на-Дону противочумного института Роспотребнадзора,
s_vodyanitskaya@mail.ru


Бионика Медиа