From creation of quarantine to sanitary and quarantine control: History of the Taganrog port


Lyakh O.V., Vodyanitskaya S.Yu.

Department of the Russian Inspectorate for the Protection of Consumer Rights and Human Welfare in the Rostov Region, Rostov-on-Don; 2Rostov-on-Don Antiplague Institute, Russian Inspectorate for the Protection of Consumer Rights and Human Welfare
The paper presents information on the history of development of the city of Taganrog and the Taganrog port and on the history of formation of a sanitary and quarantine service in the port, called a sanitary and quarantine control type today.

Таганрогский порт – старейшее предприятие на юге России, в 2013 г. ему исполняется 315 лет. История развития порта и санитарно-карантинной службы тесно связана с историей развития города Таганрога и государства Российского.

Таганрог зарождался как важнейшая база русского военно-морского флота и крупнейшая крепость на юге Российского государства. Создание крепости на побережье Азовского моря преследовало широкие политические и военные цели, связанные с потребностью России в выходе к морю.

История Таганрога началась на прибрежной песчаной отмели между нынешним Никольским спуском и бывшим маяком. Переночевав здесь в ночь с 27 на 28 июля 1696 г., Петр I вернулся в Азов, а оттуда в Москву, где дал распоряжение Пушкарскому приказу, в ведении которого находилось Приазовье, возглавить строительство гавани и крепости на Азовском море [1]. Окончательное постановление о строительстве гавани и крепости на мысе Таган-Рог было принято 12 (22) сентября 1698 г., с тех пор эта дата является днем рождения города.

Строительство крепости и гавани было завершено к 1709 г. В гавани постоянно стояло примерно два десятка крупных военных кораблей [2].

Рядом с портом был искусственно создан остров Черепаха, на котором была построена крепость, являющаяся первой оборонительной преградой на подступах к городу. Несмотря на это Таганрог дважды был разрушен – в 1711 и в 1739 г.

Количество судов, посетивших Таганрог, неуклонно росло: в 1825 г. число прибывших судов составило 212 единиц, убывших – 217; в 1860 г. в порт прибыло из-за границы 909 судов под флагами более 20 стран, убыло 928; в 1862 г. число иностранных кораблей, посетивших город, составило 1044 единицы. В 1902 г. порт посетили 2434 русских и 214 иностранных парохода [1–3], что несоизмеримо больше, чем в наше время.

Развитие торговых отношений с другими странами на рубеже XVIII–XIX веков привело к созданию в порту карантинной службы, которая сначала была организована на острове Черепаха и просуществовала там до 1776 г. [4]. Остров использовался как карантинный пункт для иностранных судов, идущих в Темерницкую таможню.

С увеличением товарооборота в порту стала очевидна необходимость проведения реорганизации таможенной и карантинной служб. Это было сделано в 1776 г., когда таможню порта Темерник перевели в Таганрог. Указом Сената от 25 мая 1776 г. был утвержден штат Таганрогской портовой таможни и штат Карантина [3].

В 1776 г. Карантин был переведен на южную сторону Таганрогского мыса, представлял собой целый поселок и считался одним из лучших в России. По всему периметру карантина стояло 9 сторожевых будочек для часовых. На территории карантина находились помещения для приезжих из-за границы, различные сараи, пекарня, лавка, в которой продавались продукты питания. За территорией карантина было выстроено помещение «для приезжающих больных сомнительных, только в обычных болезнях, выздоравливающих и караульных» [5].

Карантин занимался наблюдением за прибывшими моряками, здесь выявляли и лечили больных, проводили дезинфекционные мероприятия с использованием дегтя, уксуса, курительных порошков. Первоначально в штат Карантина входило 4 человека: лекарь с жалованьем 180 руб. в год, подлекарь – 80 руб., цирюльник – 30 руб., копиист – 60 руб. Для сравнения можно привести следующие данные: жалованье контролера таможни составляло 200 руб., переводчика – 100 руб., досмотрщика – 50 руб. Масло коровье в Таганроге стоило 27 руб. за берковец (163,8 кг).

Ежегодно на ремонт карантина, покупку дров для окуривания и топки печей, дезсредств и лекарств, разъездные цели и прочие расходы выделялось 1000 руб. На пропитание бедных в карантине выделялось 50 руб. [6].

Перед заходом в Таганрогский порт корабли останавливали на рейде для прохождения назначенного карантинного срока. Карантинная служба осуществляла надзор за этими кораблям с берега двумя брандвахтами [5].

Люди, работавшие в Карантине, были весьма деятельными и активными. Архивные документы сохранили память об одном из них – карантинном докторе Пищенкове. Он обратил внимание на то, что на работу Карантина и содержание карантинной аптеки расходуется много денежных средств, и обратился 14 марта 1806 г. к градоначальнику Б.Б. Кампенгаузену с просьбой создать в городе карантинный сад для выращивания лекарственных растений и деревьев. Просьба была удовлетворена, и уже в ноябре 1806 г. было высажено 103 дерева, 1002 кустарника, посеяны лекарственные травы на специально выделенном для этого участке. В мае 1807 г. был принят в штат первый садовник [2, 7]. Сейчас на месте карантинного сада находится парк культуры им. Горького – любимое место отдыха горожан.

На южной стороне Таганрогского мыса Карантин просуществовал до 9 марта 1834 г., а затем был упразднен за ненадобностью. В напоминание об этом в Таганроге сохранилась Карантинная улица протяженностью 1135 м [2].

Интересны сведения о результатах сенатской ревизии 1844 г. сенатором Жемчужниковым, который обратил внимание на засорение Азовского моря балластом. Доклад ревизора способствовал появлению Высочайшего указа о том, чтобы суда, идущие с балластом в Азовское море, осматривались в Керчи, где бы точно измерялся балласт, который по приходе в порт Азовского моря контролировался и выгружался на берег. В случае же нарушения правил о балласте шкипера сначала штрафовали на 100 руб., затем сумма штрафа увеличивалась втрое, и, наконец, судно подвергалось конфискации. Но указ этот исполнялся плохо и постоянно нарушался как шкиперами, так и береговым надзором. В 1882 г. были выявлены злоупотребления в таможне при выгрузке балласта. Таможенное дело, связанное с балластом, получило чрезвычайно широкую огласку в России. Почти весь таможенный штат стал предметом судебного расследования. Таким образом, русский сенатор Жемчужников на 150 лет раньше принятия Международной морской организацией Международной Конвенции по контролю и управлению судовыми балластными водами и осадками (2004) способствовал введению в Российской империи судебных санкций за нарушения при обращении с балластом.

Торговые связи с различными странами, миграция населения, отсутствие достаточного количества питьевой воды приводили к частым вспышкам холеры в Таганроге и его окрестностях. Так, имеются описания холеры в Таганроге в 1830–1833, 1847, 1855, 1865, 1870–1871, 1874, 1892, 1921 гг. [2, 3, 6, 8, 9].

Анализ вспышки холеры в Таганроге в 1865 г. позволяет отметить ее необычность: она зарегистрирована в холодное время года (конец осени–начало зимы) и связана с миграцией и передвижением на судах рабочих с юга (Таврическая губерния и Кубанская область) к себе на родину. Несмотря на поздние сроки появления холера быстро приобрела эпидемическое распространение и была интенсивной. За период с 16 октября по 24 ноября заболели 626 человек, из них умер 131. В 1866 г. холера повторилась вновь, но не столь интенсивно [2, 6].

Эпидемия холеры 1892 г. застала город врасплох. От нее умерло 819 горожан. Они принадлежали к наиболее бедной части населения, жившего в землянках, вырытых на крутых склонах берега в районе бывшей крепости [9].

Об эпидемии холеры 1921 г. никаких сведений не осталось.

Последние случаи заболевания холерой в Таганроге были зарегистрированы в октябре 1973 г. и отмечались до 1975 г. За этот период было зарегистрировано 73 больных и 77 носителей. [8].

Сегодня порт располагается в северо-восточной части побережья Таганрогского залива Азовского моря. Площадь порта составляет 272 тыс. м², имеются крытые и открытые складские площадки, два мазутных терминала и два зерновых терминала. Акватория порта защищена молами и дамбой и состоит из трёх соединённых друг с другом бассейнов: Нового, Петровского, Ремонтного. В каждом бассейне имеются причалы (всего 11, общей протяженностью 1740 метров). Через прибрежную отмель прорыт подходной канал глубиной 5 м, шириной 80 м, длиной 19 км, состоящий из двух колен, ведущий к входу в закрытую часть порта. Прохождение по подходному каналу и акватории порта разрешается судам, имеющим запас воды под килем не менее 20 см.

По распоряжению кабинета Министров СССР № 135Р от 01.03.1991 г. в порту организован пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 757 от 24.09.2010 «О паспортах пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации» порт Таганрог классифицируется как морской, грузовой, постоянный, многосторонний.

В настоящее время в порту функционируют подразделения органов пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного и фитосанитарного контроля. Порт открыт для захода судов круглый год, принимает суда типа «река–море». В холодное время года навигацию обеспечивают два ледокола – портовый и линейный. Прием и обслуживание судов осуществляется круглосуточно. Лоцманская проводка судна в порт (из порта) обязательна. Суда, прибывающие в порт, получают агентское обслуживание, обеспечиваются дизельным топливом, водой, провизией, электроэнергией, профилактическим ремонтом.

Ежегодно в Таганрогский порт заходит от 380 (1998 г.) до 930 (2002 г.) теплоходов почти из 30 стран. В основном это страны Черноморского и Средиземноморского бассейнов.

В настоящее время санитарно-карантинный контроль в порту Таганрог проводят специалисты отдела надзора на транспорте и санитарной охраны территории Управления Роспотребнадзора по Ростовской области. Круглосуточный режим работы обеспечивают 6 специалистов отдела: 2 врача-эпидемиолога и 4 помощника эпидемиолога. Все специалисты имеют специальную подготовку, обеспечены всем необходимым. Санитарно-карантинный пункт (СКП) в порту Таганрог имеет 3 просторных помещения, обеспечен оргтехникой и средствами связи. Для проведения необходимых противоэпидемических мероприятий на судах в пункте пропуска организовано и укомплектовано 2 санитарно-карантинных причала, находящихся на территории ОАО «ТМТП» и ОАО «ТСРЗ». В настоящее время специалисты получают информацию о судах, заходящих в порт, из нескольких источников: единой диспетчерской порта, агентирующих организаций, системы глобального позицирования, позволяющей наблюдать движение судов в режиме реального времени. Информационное обеспечение позволяет давать правильную оценку рисков возникновения чрезвычайных ситуаций в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и принимать адекватные решения о предоставлении (непредоставлении) транспортному средству права свободного сношения с портом.

Специалистами СКП порта Таганрога инициированы исследования балластных вод судов, прибывающих из-за рубежа, на наличие V. choleraе. Исследования проб проводятся в референс-центре по мониторингу за холерой – Ростовском-на-Дону научно-исследовательском противочумном институте. За период 2010–2011 гг. специалистами института исследовано 97 проб, положительными на наличие V. choleraе non O1/non O139 оказались 29 проб (см. таблицу).

Таблица.

Холера и в наши дни продолжает оставаться актуальной инфекцией. И сейчас перед органами санитарно-карантинного контроля стоят те же задачи, что и несколько сотен лет назад. Специалисты СКП порта Таганрог так же осуществляют санитарно-карантинный контроль судов, прибывающих из-за границы, проверяют правильность проведения судами балластных операций и готовы отреагировать при появлении больного, подозрительного на особо опасные инфекции. Так что уместно будет завершить статью цитатой из Екклесиаста: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем… Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас».


About the Autors


Lyakh Oleg Viktorovich, Searching Authority, Department of Transport Surveillance and Area Sanitary Control, Department of the Russian Inspectorate for the Protection of Consumer Rights and Human Welfare in the Rostov Region
Address: 17, Eighteenth Line, Rostov-on-Don 344019
Telephone: (8634) 31-74-16
E-mail: lyah@inbox.ru


Бионика Медиа