Resolution of the educational and methodical commission on epidemiology


Briko N.I., Mindlina A.Ya.

16–17 апреля 2012 г. на базе кафедры эпидемиологии и доказательной медицины Первого МГМУ им. И.М. Сеченова состоялось заседание Учебно-методической комиссии по эпидемиологии.

На заседании присутствовали: председатель комиссии акад. РАМН, проф. Н.И. Брико, секретарь доц. А.Я. Миндлина, профессора Е.Б. Брусина, Н.В. Лукьяненко, В.Л. Стасенко, И.В. Фельдблюм, Е.Г. Симонова, Г.Е. Ефимов, А.А. Шапошников, Е.А. Черникова, доценты М.И. Петрухина, В.Н. Володина, О.А. Груздева, Н.Р. Цаава, Н.В. Аббасова, Т.В. Соколова.

На заседании рассматривались вопросы подготовки примерных образовательных программ по эпидемиологии для студентов, обучающихся по специальностям «Медико-профилактическое дело», «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология» и «Сестринское дело», а также обсуждались образовательные программы подготовки в интернатуре и ординатуре по специальности «Эпидемиология».

Участники заседания отметили, что в связи с выходом новых Федеральных государственных образовательных стандартов, в основе которых лежит компетентностный подход, необходима модернизация преподавания эпидемиологии по всем специальностям. Обучение студентов эпидемиологии должно быть ориентировано на формирование профессиональных компетенций специалиста, необходимых в будущей профессиональной деятельности в учреждениях Роспотребнадзора, лечебно-профилактических учреждениях, эпидемиологических отделах и отделах иммунопрофилактики департаментов здравоохранения, научно-исследовательских институтах эпидемиологического профиля, эпидемиологических отделах и специализированных центрах, осуществляющих работу по профилактике неинфекционных болезней, центрах здоровья и др. В период до- и последипломного обучения должна быть преемственность в изучении основных образовательных модулей в соответствии с современной структурой эпидемиологии. Образовательные программы обучения студентов, а также интернов и ординаторов должны включать в себя следующие обязательные модули: «Общая эпидемиология и доказательная медицина», «Эпидемиология инфекционных болезней», «Госпитальная эпидемиология», «Военная эпидемиология и эпидемиология чрезвычайных ситуаций», «Эпидемиология неинфекционных болезней», «Клиническая эпидемиология».

В заседании приняла участие главный специалист эпидемиолог Департамента здравоохранения города Москвы И.С. Стецюра, которая подчеркнула необходимость углубленной подготовки врачей-клиницистов и студентов, обучающихся по специальностям лечебного профиля, по вопросам эпидемиологии, прежде всего, госпитальной эпидемиологии.

На заседании было также отмечено, что Примерный учебный план наряду с другими документами, сопровождающими ФГОС, призван обеспечить формирование у выпускников определенных компетенций специалиста, необходимых в будущей профессиональной деятельности. При составлении учебного плана следует учитывать возможность достижения определенных компетенций при данном распределении часов по семестрам и адекватного контроля качества подготовки специалиста. Не менее важно обеспечить выпускникам возможность выбора той или иной специальности для будущей профессиональной деятельности. Примерные учебные планы по специальностям 060104 «Медико-профилактическое дело» и 060101 «Лечебное дело» не дают возможности решить эти задачи и нуждаются в коррекции. Изучение эпидемиологии предусмотрено в основном на 6-м курсе, когда студенты лечебного факультета должны уже знать вопросы эпидемиологии, а студенты медико-профилактического факультета должны определиться с выбором специальности. Кроме того, экзамен по эпидемиологии на медико-профилактическом факультете предусмотрен в 12-м семестре, что в большой степени делает его формальным. Для подготовки оптимальных основных образовательных документов, отвечающих всем современным требованиям, необходимо предусмотреть процедуру их обсуждения на заседаниях учебно-методических советов по специальностям и учебно-методических комиссий по профессиональным дисциплинам.

Участники заседания поддержали решение Х Всероссийского съезда научно-практического общества эпидемиологов, микробиологов и паразитологов о необходимости расширения номенклатуры специальностей специалистов медико-профилактического профиля за счет введения в этот перечень таких специальностей, как госпитальный эпидемиолог, паразитолог, диетолог, профпатолог, школьный врач.

Были приняты следующие решения:

1. Обратиться в учебно-методический отдел с просьбой предусмотреть в Примерном учебном плане ФГОС по специальности 060104 «Медико-профилактическое дело» экзамен по эпидемиологии не позднее 11-го семестра и в Примерном учебном плане ФГОС по специальности 060101 «Лечебное дело» перенести изучение эпидемиологии на 10-й семестр.

2. Обратиться в учебно-методический отдел с просьбой предусмотреть процедуру обсуждения Примерных учебных планов учебно-методическими советами по специальности и учебно-методическими комиссиями по профессиональным дисциплинам.

3. Поручить подготовку проектов примерных образовательных программ по эпидемиологии:

• по специальности 060104 «Медико-профилактическое дело» – кафедре эпидемиологии с курсом эпидемиологии и паразитологии факультета дополнительного профессионального образования Северо-Западного медицинского университета.

Срок – сентябрь 2012 г.

Ответственный – заведующая кафедрой проф. Л.П. Зуева

• по специальности 060101 «Лечебное дело» – кафедре эпидемиологии и доказательной медицины Первого МГМУ им. И.М. Сеченова.

Срок – сентябрь 2012 г.

Ответственный – заведующий кафедрой акад. РАМН, проф. Н.И. Брико

• по специальности 060103 «Педиатрия» – кафедре эпидемиологии Омской государственной медицинской академии.

Срок – сентябрь 2012 г.

Ответственный – заведующий кафедрой проф. В.Л. Стасенко

• по специальности 060201 «Стоматология» – кафедре инфекционных болезней и эпидемиологии МГМСУ.

Срок – май 2012 г.

Ответственный – проф. Мартынов Ю.В.

• по специальности 060109 «Сестринское дело» – кафедре эпидемиологии и доказательной медицины Первого МГМУ им. И.М. Сеченова.

Срок – май 2012 г.

Ответственный – заведующий кафедрой акад. РАМН, проф. Н.И. Брико

4. Рекомендовать после доработки в рабочем порядке к использованию в учебном процессе образовательные программы первичной специализации, разработанные в соответствии с новыми Федеральными требованиями обучения в интернатуре и ординатуре, по дисциплинам:

• общая эпидемиология;

• эпидемиология инфекционных и паразитарных болезней;

• госпитальная эпидемиология;

• эпидемиология неинфекционных болезней;

• управление профилактической и противоэпидемической деятельностью;

• клиническая эпидемиология;

• медицинская информатика и статистика;

• эпидемиология чрезвычайных ситуаций;

• практика.

5. Рекомендовать к использованию в учебном процессе учебно-методического комплекса междисциплинарного элективного курса «Клиника, эпидемиология и профилактика ИППП (ВИЧ-инфекция, ВПЧ, сифилис, гонорея, хламидиоз, трихомониаз)», разработанного коллективами кафедр эпидемиологии и доказательной медицины, кожных и венерических болезней им. В.А. Рахманова Первого МГМУ им. И.М. Сеченова для студентов медицинских ВУЗов, обучающихся по специальностям «Медико-профилактическое» и «Лечебное дело» (авторы: акад. РАМН, проф. Н.И. Брико, доценты Н.Н. Цапкова, Т.В. Соколова, профессора, доктора медицинских наук Н.Г. Кочергин, А.А. Халдин).

6. Провести следующее заседание Учебно-методической комиссии 27–29 сентября 2012 г. в Нижнем Новгороде в рамках Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Современная эпидемиология: достижения и перспективы».


Бионика Медиа