Заседание Учебно-методической комиссии по эпидемиологии Учебно-методического объединения по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России


21 ноября 2014 г. на базе кафедры эпидемиологии и доказательной медицины Первого МГМУ им. И.М. Сеченова состоялось заседание Учебно-методической комиссии (УМК) по эпидемиологии.

На заседании присутствовали: председатель УМК акад. РАН, проф. Н.И. Брико, заместитель председателя член-корр. РАН, проф. В.В. Шкарин, секретарь проф. А.Я. Миндлина, профессора А.Д. Ботвинкин, Е.Б. Брусина, А.Н. Герасимов, А.А. Голубкова, Л.П. Зуева, О.В. Ковалишена, Н.В. Лукьяненко, Н.П. Мамчик, П.И. Мельниченко, Ю.В. Несвижский, Е.Д. Савилов, Т.В. Сафьянова, В.Л. Стасенко, Е.Г. Симонова, Т.М. Обухова, В.И. Сергевнин, В.Б. Туркутюков, доценты А.Б. Белов, В.Н. Володина, Л.С. Глазовская, С.Н. Мерцалова, М.И. Петрухина, Р.В. Полибин, Т.В. Соколова, И.В. Фельдблюм, Г.Р. Хасанова, Н.Н. Цапкова, Н.Н. Шибачева, старшие преподаватели Г.В. Папина, Г.И. Порядина, О.А. Чубукова, ассистент Т.П. Желнина.

В заседании УМК приняли участие заведующий кафедрой эпидемиологии Кишиневского государственного медицинского института им. Н. Тестемицану проф. В.И. Присакарь, доц. В.Е Софроние и аспирант В.Ю. Спотару, ассистент кафедры эпидемиологии и микробиологии Белорусской медицинской академии О.Н. Ханенко, а также главные специалисты-эпидемиологи И.С. Стецюра (Москва), М.Э. Чумаков (Республика Мордовия), В.И. Шарафутдинова (Республика Татарстан), А.В. Рудаков (Омск).

Обсуждались следующие вопросы:

  1. Задачи кафедр эпидемиологии в области совершенствования преподавания эпидемиологии на современном этапе.
  2. Ход работы по совершенствованию учебно-методического обеспечения: подготовка учебников, учебных пособий и методических рекомендаций для преподавателей и для студентов, обучающихся по специальностям группы «Здравоохранение».
  3. Проведение мастер-класса по использованию в учебном процессе информационных и компьютерных технологий симуляционного центра по отработке практических умений в области эпидемиологии.

Участники заседания отметили, что современная парадигма подготовки специалистов в области эпидемиологии включает в себя:

  • изменение структуры дисциплины. Содер­жание современной эпидемиологии и ее структура существенно отличаются от эпидемиологии ХХ века; она включает в себя следующие обязательные разделы (модули): общая эпидемиология с основами доказательной медицины, эпидемиология инфекционных болезней, госпитальная эпидемиология, военная эпидемиология и эпидемиология чрезвычайных ситуаций, эпидемиология неинфекционных болезней, клиническая эпидемиология;
  • ориентация при подготовке эпидемиологов на весь спектр направлений будущей профессиональной деятельности (профессиональные компетенции должны быть сформированы для работы в органах и учреждениях Роспотребнадзора, медицинских организациях, эпидемиологических отделах и отделах иммунопрофилактики министерств и департаментов здравоохранения, научно-исследовательских институтах эпидемиологического профиля, эпидемиологических отделах и специализированных центрах, осуществляющих работу по профилактике неинфекционных болезней, центрах здоровья и др.). Этот аспект требует возможности организации производственной практики для студентов медико-профилактического факультета не только в органах и учреждениях Роспотребнадзора, но и в медицинских организациях;
  • использование в учебном процессе всех психолого-педагогических технологий;
  • широкое внедрение в учебный процесс информационных и компьютерных технологий с созданием на кафедрах эпидемиологии учебных классов, снабженных современным компьютерным и программным обеспечением;
  • активное привлечение студентов к научно-исследовательской деятельности.

Участники заседания отметили также, что одним из основных требований сегодняшнего дня при подготовке специалистов является необходимость усиления практической составляющей. В связи с этим на базе кафедры эпидемиологии и доказательной медицины Первого МГМУ им. И.М. Сеченова был создан симуляционный центр по отработке практических умений в области эпидемиологии, ведется работа над его развитием.

В задачу центра входит формирование умений с использованием компьютерных и интернет-технологий проведения ретроспективного и оперативного анализа, оценки эффективности лекарственных и профилактических препаратов, а также профилактических мероприятий, оценки качества проведенных профилактических и противоэпидемических мероприятий, принятия управленческих решений в области профилактики инфекционных и неинфекционных болезней.

Создан и зарегистрирован сайт центра на информационном портале Первого МГМУ им. И.М. Сеченова.

Концептуальные основы деятельности центра основаны на использовании размещенных на сайте материалов. Это:

  • базы данных уровней заболеваемости и возможных факторов риска по РФ и разным странам мира;
  • компьютерные программы для проведения ретроспективного и оперативного эпидемиологического анализа;
  • макеты электронных учетных и отчетных форм;
  • компьютерные программы ВОЗ для оценки эффективности иммунопрофилактики;
  • базы данных статей, посвященных эпидемиологическим исследованиям;
  • компьютерные программы для проведения рандомизации и мета-анализа;
  • задания обучающимся по проведению эпидемиологических исследований с использованием баз данных и программ компьютерной обработки;
  • видеофильмы с заданием обучающимся оценить правильность проведения противоэпидемических мероприятий;
  • нормативно-правовые документы, регламентирующие тактику проведения профилактических мероприятий;
  • ситуационные задачи, адаптированные к возможности использования компьютерных технологий (расследование эпидемических вспышек);
  • сценарии деловых игр с возможностью реализации дистанционного обучения;
  • контрольные задания, в том числе тестовый контроль.

Участники заседания приняли участие в работе мастер-класса по использованию компьютерных и интернет-технологий в учебном процессе, который был проведен заведующим кафедрой медицинской информатики и статистики А.Н. Герасимовым, и отметили большую проведенную совместную работу кафедр эпидемиологии и доказательной медицины и медицинской информатики и статистики в создании симуляционного центра по отработке практических умений в области эпидемиологии.

На заседании также обсуждался вопрос о подготовке новых образовательных программ и учебно-методического обеспечения различных специальностей группы «Здравоохранение».

На заседании были приняты следующие решения:

  1. Одобрить работу кафедр эпидемиологии и доказательной медицины и медицинской информатики и статистики Первого МГМУ им. И.М. Сеченова по созданию симуляционного центра по отработке практических умений в области эпидемиологии и рекомендовать продолжить работу по его развитию.
    Ответственный – акад. РАН, профессор Н.И. Брико.
  2. Одобрить и рекомендовать к изданию и использованию в учебном процессе учебное пособие по формированию практических умений по разделу (модулю) «Иммунопрофилактика» для студентов медицинских вузов, обучающихся по специальности «Медико-профилактическое дело», разработанное коллективом авторов кафедры эпидемиологии с курсом гигиены и эпидемиологии ФПК и ППС Пермского ГМУ.
  3. Продолжить работу над совершенствованием учебно-методического обеспечения специальностей группы «Здравоохранение» в соответствии с планом работы УМК.
  4. Подготовить учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Медико-профилактическое дело» по разделу (модулю) «Эпидемиология чрезвычайных ситуаций».
    Ответственный – проф. А.Д. Ботвинкин.
    Срок – май 2016 г.
  5. Подготовить учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Медико-профилактическое дело» по разделу (модулю) «Клиническая эпидемиология».
    Ответственный – акад. РАН, проф. Н.И. Брико.
    Срок – май 2016 г.
  6. Провести следующее заседание УМК по эпидемиологии 17 апреля 2015 г. на базе кафедры инфекционных болезней с курсами эпидемиологии, фтизиатрии, кожных и венерических болезней ГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева».

Председатель УМК по эпидемиологии акад. РАН, проф. Н.И. Брико

Секретарь УМК по эпидемиологии проф. А.Я. Миндлина


Бионика Медиа