13 июня 2012 г. в НИИ детских инфекций ФМБА прошло второе заседание общественного Координационного совета по изучению пневмококковых инфекций в России. Заседание было посвящено представлению результатов проводимых пилотных проектов по изучению реального бремени пневмококковой инфекции и особенностям серотиповых характеристик пневмококковых инфекций в России. В заседании приняли участие главные специалисты по педиатрии и детским инфекционным болезням: акад. РАМН и РАН А.А. Баранов, академики РАМН Ю.В. Лобзин и Н.И. Брико, члены-корреспонденты РАМН Л.С. Намазова-Баранова, В.В. Иванова, И.В. Маев, представители Союза педиатров России, благотворительного фонда «Во имя здоровья и будущего детей», НИИ детских инфекций ФМБА, Центрального НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора, Института антимикробной химиотерапии Смоленской государственной медицинской академии, Научного центра здоровья детей РАМН.
На заседании обсуждался принятый 26 мая 2012 г. Всемирной ассамблеей здравоохранения Глобальный план действий в отношении вакцин.
Глобальный план, подписанный представителями всех стран-участниц Ассамблеи, призывает правительства и органы управления здравоохранением всех стран:
1) применять концепцию и стратегии Глобального плана действий в отношении вакцин для разработки вакцин и компонентов иммунизации своих национальных стратегий и планов в области здравоохранения, которые предполагают существенные изменения в национальных планах иммунизации;
2) внедрять профилактику инфекций, являющихся причиной смертельно опасных заболеваний у детей, против которых существуют вакцины, в соответствии с рекомендациями Всемирной организацией здравоохранения для рутинной иммунизации детей раннего возраста, а именно пневмококковой, ротавирусной инфекций и вируса папилломы человека;
3) взять обязательства по распределению адекватных кадровых и финансовых ресурсов для достижения целей в области иммунизации. Отмечается, что только 13% от общего числа детей, родившихся за один год в странах с высоким доходом, жили в странах, не имеющих в своих национальных календарях иммунизации пневмококковых конъюгированных вакцин, что в первую очередь относится к Российской Федерации, так как пневмококковые конъюгированные вакцины включены в календари всех развитых стран, включая США, Канаду, Австралию, Японию, страны Евросоюза, Латинской Америки и Восточной Европы;
4) утверждать или укреплять независимые национальные органы по вопросам иммунизации, определяющие политику стран в отношении вакцинопрофилактики.
Совет поддержал стратегию глобальной концепции десятилетия вакцин. Для ее реализации ВОЗ предписывает утверждать или укреплять независимые органы, например, национальные консультативные советы по вопросам иммунизации, которые могут направлять политику и стратегию стран с учетом местной эпидемической ситуации и эффективности затрат.
К основной цели в области иммунизации относится своевременная коррекция национальных календарей прививок по мере разработки новых вакцинных препаратов.
Необходимо отметить, что за последние полтора года в Российской Федерации необходимость расширения Национального календаря профилактических прививок признается Президентом и Правительством страны. 24 мая 2011 г. Президент России поручил Министерству здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) разработать план изменения Национального календаря с привлечением ведущих экспертов в области педиатрии, иммунологии, эпидемиологии и инфекционных болезней.
В соответствии с поручением Президента в Минздраве России 15 августа 2011 г. состоялось совещание по подготовке проекта плана по внесению изменений в Национальный календарь профилактических прививок. В ходе совещания были рассмотрены вопросы расширения Национального календаря, актуальности и сроков введения вакцин против пневмококковой инфекции, ветряной оспы, вируса папилломы человека, ротавирусной инфекции, возможности разработки и производства отечественных вакцин, а также введение в календарь комбинированных вакцинных препаратов.
По заданию Минздрава России главные внештатные специалисты (главный педиатр, главный детский инфекционист), специалисты Научного центра здоровья детей РАМН, НИИ детских инфекций ФМБА, Первого МГМУ им. Сеченова, Центрального НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора внесли свои предложения по введению актуальных для России вакцин в календарь профилактических прививок в 2012 г. Данные предложения были учтены Минздравом России лишь частично: Министерство предложило ввести вакцинацию от пневмококковой инфекции и ветряной оспы в Национальный календарь прививок с 2015 г. (приказ № 983 от 26.08.11).
Возможность эффективной профилактики пневмококковых инфекций, представляющих серьезную угрозу здоровью детей, появилась более 10 лет назад после внедрения первой конъюгированной вакцины. В настоящее время вакцинация детей первых лет жизни против пневмококковой инфекции включена в календари прививок 59 стран мира. В России проведены исследования, доказывающие эпидемиологическую, клиническую и экономическую целесообразность введения вакцинации против пневмококковой инфекции в Национальный календарь прививок.
В связи с вышеизложенным необходимо отметить, что на сегодня в России есть все предпосылки для включения пневмококковой вакцинации в Национальный календарь прививок в 2013 г.
В то же время задержка расширения Национального календаря приведет к неблагоприятным последствиям как для государства в целом (из-за социального бремени детских инфекционных заболеваний), так и для системы здравоохранения (из-за постоянного клинического и экономического ущерба, наносимого серьезными инфекционными заболеваниями детям раннего возраста и их родителям). Не следует забывать о постоянно возрастающей устойчивости пневмококков к антибактериальной терапии, что утяжеляет течение заболеваний и увеличивает стоимость терапии. Без внедрения вакцинации возможно развитие «эпидемии» антибиотикорезистентности.
Так, ожидается, что в 2012–2014 гг. в России родится 5,3 млн детей, при этом у детей первых 2 лет жизни, рожденных за эти 3 года, при отсутствии вакцинации против пневмококковой инфекции будет зарегистрировано 300 случаев пневмококкового менингита, 9000 случаев бактериемии, 210 000 случаев пневмонии и 2,1 млн случаев отитов, пневмококковые заболевания приведут к 2400 смертельным исходам. Государство потратит 12 млрд руб. на лечение болезней, вызванных пневмококком, а общие экономические потери вследствие прямых и непрямых затрат составят 42 млрд руб.
Кроме того, Совет обеспокоен отсутствием Национального независимого органа по вопросам иммунизации в Российской Федерации, так как создание такого консультационного совета экспертов, согласно постановлению 65-й Всемирной ассамблеи по здравоохранению, необходимо для разработки оптимальной стратегии вакцинации в стране.
Совет считает, что стратегия антипневмококковой вакцинации должна основываться на особенностях эпидемиологии пневмококковых инфекций в России, выявленных в последние годы.
В настоящее время в стране зарегистрированы 3 пневмококковые конъюгированные вакцины: 7-валентная (содержит серотипы 4, 6B, 9V, 14, 18C, 19F, 23F), 10-валентная (содержит серотипы 4, 6B, 9V, 14, 18C, 19F, 1, 5, 7F) и 13-валентная (содержит серотипы 4, 6B, 9V, 14, 18C, 19F, 1, 5, 7F, 3, 6A, 19A).
По данным эпидемиологических проектов, представленных на Совете, серотиповой пейзаж пневмококков, циркулирующих в России и вызывающих различные клинические формы заболеваний у детей первых 5 лет жизни, на 60–70% соответствует составу 7- и 10-валентной вакцин и на 80–90% –составу 13-валентной вакцины. Особенностью ситуации в России является высокий удельный вес серотипа 3 в структуре инвазивных пневмококковых инфекций; среди неинвазивных форм пневмококковых заболеваний (острые средние отиты) серотип 3 обуславливает до 20% случаев.
При выборе вакцины для защиты детей раннего возраста в России также необходимо учитывать потенциальную возможность распространения высоко резистентных к антибактериальной терапии пневмококков, относящихся к серотипу 19А. В России даже при отсутствии массовой вакцинации 7-валентной пневмококковой вакциной, которая проводилась в других странах, у детей уже зарегистрирован ряд случаев заболеваний, обусловленных данным серотипом, играющим ведущую роль в детской заболеваемости в странах Европы, Северной Америки, Азии и Австралии. В странах, проводивших вакцинацию детей 7-валентной пневмококковой вакциной, доля серотипа 19А достигала 40% от всех случаев инвазивных заболеваний и 60% среди всех пневмококков, устойчивых к антибактериальным препаратам. Серотип 19А характеризуется также высокой распространенностью среди носителей, что приводит к быстрой передаче инфекции. Легко спрогнозировать, что неприменение пневмококковых конъюгированных вакцин или применение вакцин, не включающих серотип 19А, может стать причиной тяжелых инвазивных пневмококковых заболеваний у детей в России в ближайшее время.
Совет считает, что включение пневмококковой вакцины в Национальный календарь должно сопровождаться совершенствованием системы профессиональной подготовки работников здравоохранения, модернизацией материально-технической базы и организационной структуры лабораторной диагностики инфекций, усилением пропаганды вакцинации среди населения.